Индивидуальное занятие с ребёнком с РАС, направленное на развитие коммуникативных навыков
Лебедева Анастасия Анатольевна
Учитель начальных классов ГБОУ школы №2088
Начать занятие следует со спокойной музыки. Эту же музыку следует включать перед каждым занятием для того, чтобы у ребенка выработалась привычка. Услышав эту музыку, ребенок должен понимать, что начинается занятие. Ведь известно, что одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичным ребенком есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне». А правильно подобранная музыка не только привлечет внимание, но и поспособствует организации относительной устойчивости процесса восприятия ребенка с РДА.
1. Паззлы «Репка».
Педагог держит в руках паззлы.
Педагог: Посмотри, что это такое у меня в руках?
Ребёнок: Это паззлы.
Педагог: Правильно, у меня в руках паззлы. Попробуй их собрать.
Ребёнок собирает паззлы.
Педагог: Молодец. Как ты думаешь, какая сказка здесь изображена?
Ребёнок: Сказка «Репка».
Педагог: Сегодня сказка «Репка» пришла к нам в гости.
2. Кукольный театр.
Педагог: Посадил Дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пришло время собирать урожай. Пришёл Дед вытягивать репку, тянет-потянет, а вытянуть не может.
Педагог: Покажи, кого Дед позвал на помощь? Кто это?
Ребёнок: Бабка.
Педагог: Пришла Бабка. Дед с бабкой тянут-потянут, а вытянуть репку не могут.
Педагог: Покажи, кого позвала Бабка на помощь? Кто это?
Ребёнок: Внучка.
Педагог: Покажи, кого Внучка позвала на помощь? Кто это?
Ребёнок: Собачка.
Педагог: Пришла Жучка. Тянут-потянут они репку, а вытянуть не могут.
Педагог: Покажи, кого позвала Жучка на помощь? Кто это?
Ребёнок: Кошка.
Педагог: Тянут они репку, а вытянуть не могут.
Педагог: Покажи, кого позвала Кошка на помощь? Кто это?
Ребёнок: Мышка.
Педагог: Тянут-потянут они репку и вытянули.
В конце сказки педагог достаёт репку и просит ребёнка посмотреть на нее, подержать в руках, пощупать, понюхать. После можно задать вопросы: какого цвета репка? Как она пахнет? Какой она формы? Какая она на ощупь. Это будет способствовать развитию зрительного восприятия, а также цветовосприятия ребенка, которые являются нарушенными у детей с аутизмом.
В процессе обыгрывания сказки следует предложить ребёнку побывать одним из персонажей, окунуться в сказку самому. Ведь не стоит забывать, что у детей с РДА наблюдается большая приверженность к предметам, чем к людям, которая обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, в данном случае через куклы для театрализованного представления. Вы можете показать ребенку какие движения ему нужно совершать, и не забывайте проговаривать все то, что выполняете не только вы, но и ребенок.
3. Совместное рисование.
Педагог: Тебе понравилась сказка?
Педагог: Как она называлась?
Ребёнок: «Репка».
Педагог достаёт ватман и цветные карандаши.
Педагог: Для того, чтобы сказка подольше оставалась у нас в гостях давай её нарисуем.
Педагог: Что было в начале сказки?
Ребёнок: Дед посадил репку.
Педагог: Хорошо, нарисуй репку.
Педагог: Что было потом?
Ребёнок: Дед пришел вытягивать репку.
Педагог: Давай нарисуем, как Дед вытягивал репку.
Ребёнок рисует Деда. Если у ребёнка возникают трудности, педагог спрашивает: тебе нужна помощь? Что у тебя не получается?
Можно предложить ребенку обводить уже нарисованных педагогом персонажей сказки, или же, если ребёнок разрешает, попробовать рисовать с ним рука в руке.
В процессе рисования педагог спрашивает у ребёнка: какой цвет ты возьмёшь, чтобы раскрасить кошку, собаку и тд.? Что ты сейчас рисуешь?
Педагог может делать паузы, специально не дорисовывать предмет или персонажа, для того, чтобы ребенок обратил на это внимание, проговорил или указал на это, также необходимо советоваться с ребенком.
Здесь одним из главных будет соблюдение следующего правила: если педагог понял ребенка, не следует немедленно воплощать его желание, а необходимо побудить ребенка выразить свое желание словом или жестом.
При правильном подходе в процессе совместного рисования вам удастся уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Если вы будете внимательны в ходе совместного рисования, то сумете сделать для себя много значимых выводов относительно знаний ребенка об окружающем мире. [3]
4. Работа с воздушными шариками.
Педагог: Сказке очень понравилось, как мы её нарисовали. Но ей уже пора домой. Как она туда попадёт?
Ребенок отвечает на вопрос педагога.
Педагог: Посмотри. Я принесла тебе коробку, открой её.
Ребенок открывает коробку.
Педагог: Что в ней лежит?
Ребёнок: Воздушные шарики.
Педагог: Каких они цветов?
Ребёнок отвечает на вопрос педагога.
Педагог: Возьми шарик такого цвета, который тебе больше всего нравится.
Ребёнок берёт шарик.
Педагог: Чтобы отправить сказку домой нам надо надуть шарик.
Ребёнок надувает шарик.
Педагог: Теперь отпусти шарик, чтобы он улетел и отвёз домой нашу сказку.
Ребенок отпускает шарик.
Данное упражнение дается с целью развития и тренировки дыхания, ведь максимальные входи и выдохи способствуют активизации дыхательных рефлексов.
5. Подведение итога.
Педагог: Кто у нас сегодня был в гостях?
Педагог: Что тебе понравилось?
Педагог: Хотел бы ты, чтобы сказка еще раз пришла в гости?
Педагог: Сказка добралась домой и прислала нам письмо.
Педагог читает письмо.
Спасибо, мне очень понравилось у тебя в гостях. Я обязательно приду к тебе снова. |