Пятница, 26.04.2024, 01:11

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ  ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Батаева Марина Викторовна, учитель-логопед

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 ДС № 201 «Волшебница»

Г.о.Тольятти

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

         Необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, обозначена в основных принципах дошкольного образования. В Приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014г., указано, что сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В настоящее время в российской педагогической науке ведутся интенсивные поиски по созданию конкретных условий внедрения педагогической инноватики в практику образовательных учреждений. Если термин «инноватика» или «инновационный процесс» впервые утвердился за рубежом, в частности в США на рубеже XIX — XX веков, и характеризует особую область науки о нововведениях, об их закономерностях, то термин «педагогическая технология» или «технологии в образовании» появился в середине XX столетия.

         В истории российской школы, в длительный период ее развития, было очень много новаций (педагогической инноватики), внедренных в практику школ с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса и получения высокой результативности. Термин «педагогическая технология» в принципе обеспечивает все: и инновационность; и гуманистическую методологию, парадигму; и обновление, корректировку всех структурных звеньев целостного педагогического процесса (целевой, содержательный, операционно-деятельностный,  результативный); и изменение «субъект — субъектных» отношений, и т.п. Эта категория намного шире, глубже и объемнее, несомненно сложнее, чем любая другая педагогическая категория, в той или иной степени связанная с целостным педагогическим процессом, т.е. с педагогической деятельностью. В этой связи, в период кардинальных изменений социально-экономических и политических отношений, отразившихся на всем комплексе образовательных систем, когда в целях ликвидации последствий глубокого системного кризиса образования в стране предпринимаются новые шаги по модернизации российского образования, в государственном масштабе приняты программы и концепции по их реализации, актуальной становится проблема внедрения инновационных педагогических технологий в практику образовательных учреждений.

Как известно, в нашей стране научные разработки, связанные с созданием новых педагогических технологий, развивающих дидактических систем, были начаты в 60-70-е годы XX столетия, и они успешно апробированы в центральных регионах в 80-е годы. Начиная с 90-х годов шел процесс создания и утверждения инновационных учебных заведений, где в той или иной мере реализовались и внедрялись новые педагогические технологии,  дидактические системы развивающего обучения.

В период глубокого переосмысления взглядов на традиционную школу, на этапе стремительного проникновения идей новых педагогических технологий был взят курс на создание, на проектирование модели выпускника инновационного учебного заведения, главными критериями которого выступали: уровень развития потенциальных способностей и склонностей, познавательных интересов и учебных умений.

Внедрение инноваций в содержание образовательного процесса предполагает не только поиск путей внедрения новых педагогических технологий, но и создание инновационных дидактических пособий.

Внедрение инновационных педагогических технологий в содержание дошкольного образования, является весьма существенным условием внедрения ФГОС.

Исследование проблемы педагогической инноватики, разработка, создание, освоение и внедрение инновационных педагогических технологий занимают значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых (Д. Дьюи, О. Декроли, Р. Штайнер, Э. Кей, М. Монтессори, С. Френе, А. Бине, П. Петерсен, Е. Паркхест, К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Бруннер, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин).

В современной научно-педагогической литературе еще нет исследований, в которых давалось бы целостное, системное представление о состоянии и опыте внедрения в практику инновационных педагогических технологий, тем более о путях модернизации дошкольного образования с использованием технологического подхода.

Поднимаемая проблема вызывает у дошкольных работников разного уровня (воспитателей, узких специалистов, психологов, руководителей) большой интерес и запрос на распространение опыта работы, связанного с реализацией федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной и совместной деятельности, во время которых происходит освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

  • Культурные практики являются инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
  •  Культурные практики ребенка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.
  • Культурные практики ребенка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющих самостоятельных действий.

К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Большую роль в этом играют интерактивные методы обучения.

Анализ исследований по проблеме использования  интерактивных  методов обучения показывает, что большинство из них опираются на идеи теории символического интеракционизма (Дж.Г.Мид (США), Г.Блумер (США), Д.М.Болдуин (США), Ч.Кули (США) и др.), которые служат научной базой и основой для разработки условий, способствующих процессу самореализации воспитанников в образовательной деятельности.

В исследованиях А.Е.Авдюковой, Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой, П.Д.Гаджиевой, В.В.Гузеева, Л.К.Гейхман, О.А.Го-лубковой, Т.Н.Добрыниной, В.К.Дьяченко, Е.В.Коротаевой, Д.С.Ермаковой, Д.Н. Кавтарадзе, С.Г. Корниенко, Е.В. Коротаевой, М.В. Кларина, Г.Б.Корнетова, Л.Н.Куликовой, Д.И.Латышиной, А.Г.Маджуга, Т.А.Мясоед, В.В.Николиной, Т.С.Паниной, О.В.Петунина, И.Е. Уколовой, О.Н.Шевлюковой, С.А.Шмакова, Т.Л.Чепель, А.В.Хуторского нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения.

 В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д.Гаджиева, Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Т.А.Мясоед, Б.Ц.Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К.Гейхман, Л.В.Зарецкая, Д.А.Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н.Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю.Прилепо, Н.Е. Щуркова).

Таким образом,  использование интерактивных методов в реализции культурных практик, открывает для ребенка возможность для коммуникации, познавательного развития, проявления индивидуальности. В условиях модернизации российской системы образования использование интерактивных технологий и интерактивных дидактических пособий,   является востребованным.

Именно в этих условия, педагогический коллектив детского сада № 201 «Волшебница» пришел к нетрадиционной форме работы с интерактивным пособиям, как одной из разновидностей культурных практик, для формирования познавательного интереса дошкольников, лэпбук.

Целью пособия служит: ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности.

В ее рамках педагог помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). С помощью пособия ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься детьми, как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.  

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети и педагоги часто открывают  для себя темы новых исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание. Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог может целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать данную тему.

Педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, могут разработать целую методическую копилку по созданию лэпбуков разнообразной тематики, в котором раскрыть содержание образовательной деятельности дошкольника, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, с учетом выполнения задач основной образовательной программы детского сада, с учетом регионального компонента и углубленной работы в детьми.

Приложения 1-2. Технологическая карта для изготовления лэпбука

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 1409 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мария Николаевна  
0
технологической карты нет.

Имя *:
Email *:
Код *: