Как сделать вместе с ребенком «Карты ума»
К.п.н. Н.В.Микляева
Методика Т.Бьюзена связана с изготовлением специальных «карт ума» (mind maps), по которым детей дошкольного возраста готовят к школе. Методика считается универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста и технологичной, за что даже получила определение «швейцарского ножика мышления».
Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьминожек» на чистых листах формата A4, A3 или A2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.). После этого от темы-кружка делается толстое ответвление – щупальце осьминога. На нем крупными печатными буквами пишется одно из ключевых слов темы. Рядом приклеивается наклейка и рисуется символ (от него потом будут отходить другие ответвления – второго и третьего порядка - поменьше и совсем маленькие, но все равно с подписями, только выполненными другим шрифтом). Аналогично оформляются остальные щупальца с другими ключевыми словами. Каждое из щупалец рисуется своим цветом (их должно быть не менее трех). Когда все основные щупальца нарисованы, можно переходить к отросткам второго уровня. Их делают потоньше – так, чтобы картинка напоминала дерево. На каждой ветке второго и третьего уровня – свои подписи и свои образы – пиктограммы.
Сначала подобные карты рисуются в присутствии с ребенком. Постепенно он вовлекается в этот процесс. При этом идет обогащение словарного запаса и развитие таких мыслительных операций, как группировка, обобщение и классификация. Если использовать несколько карт сразу, что можно проводить работу по сравнению понятий.
Когда карта нарисована, ее вешают на стену – в поле зрения ребенка или помещают в специальные папки с прозрачными листами (получается что-то вроде книжек-самоделок), которые используют для обсуждения с ребенком еще несколько раз (карты при этом можно дополнять и изменять): через день, неделю, месяц и т.д. Это хорошо тренирует произвольную память ребенка. |