Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Осенняя прогулка»
Платонова Лариса Анатольевна – учитель-логопед
Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад" №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
Задачи: развитие фонематического слуха, упражнение в делении слов на слоги, определение ударного слога, слухо - произносительная дифференциация гласных звуков, формирование фонематических представлений на материале звуков а, о, у, и, закрепление навыка определять первый и последний звуки в слове, место гласного звука в слове, соотнесение гласных звуков с буквами, развитие внимания, мышления.
Оборудование: картинки с изображением осеннего леса, огорода, сада; предметные картинки с изображением деревьев, фруктов; овощи; куклы Гномов; длинные и короткие полоски, обозначающие слово, слоги; карточки с буквами.
Ход образовательной деятельности:
Приветствие
Я веселая игрушка
А зовут меня …(Петрушка)
-Вы знаете меня, я знаю Вас. Вот пригласил гостей, посмотреть какие Вы умные дети. Поздоровайтесь.
Назовите, пожалуйста, три месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Сентябрь – это…начало осени.
Октябрь – это…середина осени.
Ноябрь – это…конец осени.
Какой сейчас месяц? (Ноябрь.) Ноябрь называют братом зимы. Почему? Да, совсем скоро наступит зима. А я приглашаю Вас на поезде времени отправиться в сентябрь, в золотую осень.
Приглашение в путешествие
Зеленые вагончики (Имитация движения поезда, задний ход.)
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики все
Тук, тук, тук!
Осенний лес
Дети останавливаются, образуя круг, их встречает Гном-лесник:
- Здравствуйте! Угадайте, как меня зовут. В моем имени два звука, первый У, второй Х.
- Посмотрите сколько вокруг разных деревьев! Знаете название деревьев?
Могучий… дуб. Белая…береза. Красная… рябина. Колючая… елка. Кудрявый… клен. Высокая… сосна.
- Игра «Разноцветные дорожки».
Слова умеете делить на слоги? А определять ударный слог? Проложите дорожки (куски разноцветного шнура) от картинки с изображением дерева к слоговой схеме слова-названия дерева. Молодцы!
А Вы были в гостях у моего брата, Гнома-садовника? Советую, только поторопитесь, сбор урожая фруктов заканчивается.
Приглашение в путешествие
Руки в сторону – в полет (Имитация полета самолета.)
Отправляем самолет.
Правое крыло, левое крыло,
Полетел наш самолет.
Фруктовый сад
Дети рассаживаются за столы, на доске картина с изображением осеннего фруктового сада, их приветствует Гном-садовник:
- Приветствую Вас! Давайте познакомимся, первый звук моего имени А, второй – Х. Угадали?
- Ах, как прекрасен был мой осенний сад.
В нем слива была и виноград.
На ветках как игрушки,
Были яблоки и груши.
Но из названий фруктов разбежались все буквы, которые обозначают гласные звуки. Смотрите, что получилось: грш (груша), лмн (лимон), мндрн (мандарин), слв (слива), бркс (абрикос), грнт (гранат). (На доске появляются картинки с изображением фруктов.)
Помогите!
Беглянки-буквы Вы найдите,
На место в слово возвратите.
Кто, какого фрукта название будет спасать узнаете, если аккуратно развернете бумажный комок.
(Дети делят слово на слоги, определяют гласный звук в каждом слоге и выставляет необходимую букву).
-Спасибо! Загляните к моему брату, Гному-огороднику. Он живет на другом берегу реки. До свидания!
Приглашение в путешествие
От зеленого причала (Имитация движения теплохода.)
Оттолкнулся теплоход
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Огород:
Дети рассаживаются на ковре вокруг картинки с изображением огорода, их встречает Гном-огородник:
- Кто ко мне пожаловал? А меня зовут ОХ. Какой первый звук в моем имени? А второй?
- Полюбуйтесь моим чудо-огородом! Отгадайте название овощей, которые я вырастил, по первому слогу: све-кла, бак-лажан, по-мидор, кар-тошка, чес-нок, лук.
- Игра «Чего не стало?» (Дети закрывают глаза, овощи по одному прячут в мешочек.)
- Игра «Чудесный мешочек». Нащупай овощ, узнай его?
- У каждого есть один овощ. Называя его, Вы произносите…слово. А что можно, составлять из слов? (Предложение.) Пусть каждый составит предложение со словом - названием своего овоща.
-Замечательно поиграли! До встречи!
Приглашение в путешествие (возвращаемся в ноябрь)
Молодцы! В путь!
Зеленые вагончики (Имитация движения поезда вперед.)
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики все
Тук, тук, тук!
-Молодцы! На память о нашей осенней прогулке каждому дарю осенний кленовый листок. Удачи!
Литература:
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/27/rabochie-instrumenty-пальчиковая гимнастика
2. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Изд-во: Волгоград, Учитель, 2013
3. 500 загадок для детей. Изд-во: Сфера, 2012. |