Четверг, 18.04.2024, 22:10

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Логопедическая работа на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Логопедическая работа на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

 

Михальчук И.В.

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №2 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

В младшем дошкольном возрасте дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем словарь детей расширяется, и все же понимание остается в границах личного опыта ребенка. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками.

Самостоятельная речь детей в этом возрасте проявляется, преимущественно в виде слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляций, грубым косноязычием, нарушением структуры слова, аграмматизмом. При специально организованном обучении к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают коммуникативной функцией речи. У них вырабатывается умение строить диалог с воспитателем, вести беседу с товарищами. Потребность в общении возрастает по мере обучения.

Y детей, имеющих речевые проблемы разной степени сложности, резко отстает от нормы одна из основных функций речи - регулирующая. Инструкции взрослого воспринимаются детьми крайне неточно и не определяют содержание и последовательность осуществляемой ими деятельности. Это, прежде всего, касается выполнения заданий, состоящих из нескольких звеньев, в этом случае дети путают порядок действий, переставляя их. Дети, страдающие глубокими нарушениями речи, сразу же должны быть включены в специальные логопедические занятия.

Общая артикуляционная гимнастика в начале занятия играет двоякую роль: с одной стороны способствует улучшению артикуляции, с другой стороны служит хорошим организационным моментом, настраивающим внимание детей. При знакомстве с тем или иным звуком к общим артикуляционным упражнениям необходимо подобрать несколько специальных, подготавливающих артикуляционный аппарат ребенка к произнесению именно того звука, с которым дети будут, знакомится на данном занятии.

При выполнении гимнастики, необходимо приучать каждого ребенка контролировать правильность выполнения перед зеркалом.

Чтобы артикуляционная гимнастика не превратилась для детей в скучный комплекс упражнений, хорошо проводить ее в игровой форме, например, в форме сказки. Наши дети очень любят «Сказку про Язычок».

«Жил был Язычок. Он жил во рту. В доме было две двери. Первая это - губы. Она открываюсь вот так: улыбнуться, показать зубы «заборчиком». Вторая дверь - это зубы. Она открывалась вот так: широко открыть рот. Подержать рот открытым под счет педагога (1 2 3 4 5).

Однажды Язычок проснулся и выглянул на улицу (улыбнуться, показать зубы «заборчиком», затем широко открыть рот, высунуть острый язык).

Язычок посмотрел на небо, светит ли солнышко (кончик языка поднять вверх, к носу). Затем посмотрел вниз, под ножки, нет ли луж? (кончик языка вниз, к подбородку). Погода была хорошая, и Язычок решил погулять. Он сел на лошадку и поехал (цоканье кончиком языка). Вдруг Язычок увидел в небе воздушный шарик, он был вот такой (раздуть щеки, сделав вдох и плотно сжав губы). Шарик улетел, а Язычок поехал домой (цоканье). Он открыл первую дверь (улыбка, «заборчик»), затем вторую (удерживать широко открытый рот под счет 1 2 3 4 5) и вошел в свой дом. Язычок очень проголодался и решил пообедать (легкое покусывание языка с одновременным продвижением от кончика языка к корню и обратно). Затем Язычок почистил зубки (движение кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами), зевнул, посмотрел на часы, они тикали вот так (движение кончиком языка из одного угла в другой) и лег спать (широкий распластанный «лопатой» язык неподвижно лежит на нижней губе в течение нескольких секунд).

Здесь приведен наиболее полный вариант гимнастики-сказки. Логопеду нет необходимости на каждом занятии использовать ее целиком.

Форма сказки дает педагогу большие возможности творчества, периодически изменяя сюжет, позволяет избежать привыкания, поддерживает интерес и внимание детей на необходимом уровне.

Известно, что скрытый смысл загадок сложен для восприятия дошкольников. Между тем они, как и все дети, очень любят «отгадывать» загадки. Опыт показал, что, если предъявлять к текстам загадок определенные требования и планомерно заниматься с детьми этой работой из года в год, то у них развивается определенные способности к отгадыванию загадок.

Какие же требования предъявляются к загадкам?

  1. Слова-отгадки должны быть хорошо знакомы детям. Это должны быть предметы, с которыми дети часто встречаются в повседневной жизни. Желательно, чтобы слова-отгадки были в активном или, хотя бы, в пассивном словаре детей.
  2. Тексты загадок, лучше стихотворные, не должны быть слишком длинными и загроможденными.
  3. Предпочтительнее стихотворные загадки, например: «доскажи словечко», т. е. с опорой на рифму.
  4. После первого прочтения текста загадки, дав детям несколько секунд на раздумье, при вторичном прочтении педагог предъявляет детям яркую, четкую картинку - отгадку.

После «отгадывания», необходимо поработать над смыслом загадки, выделяя из текста опорные признаки предмета, соотнося их с картинкой-отгадкой.

После подробного анализа загадки, текст загадки читается с опорой на картинку.

Для начала не следует брать на занятии больше 1-2 загадок. Позже, когда дети привыкнуть выделять по картинке заданные признаки, эта работа будет занимать на занятии меньше времени и количество загадок может возрасти до 2 - 3-х.

По мере отгадывания логопед прикрепляет картинки-отгадки к доске, после чего детям предлагается четко произнести названия картинок и послушать какой звук мы произносим в начале каждого слова: А-а-айболит, а-а-арбуз, а-а-астра?...(А)

Итак, звук выделен.

На следующем этапе занятия дети упражняются в изолированном произнесении звука, с привлечением внимания к правильной артикуляции. Этот этап также лучше обыграть. Например, в играх-подражаниях:

1. «Уложи куклу спать». Дети качают, баюкают куклу: а-а-а... а-а-а... Педагог обращает внимание детей на то, как мы открываем рот произнося звук «А» - широко.

2.. «На приеме у врача». - Что просит сказать врач, когда смотрит горло? – А-а-а...

3. «Эхо».

После коллективного «баюканья» спеть песенку кукле предлагается каждому ребенку. В это время логопед фиксирует, как тот или иной ребенок произносит звук «А».

Для того чтобы снять утомление, накопившееся к этому моменту, необходима динамическая пауза. Желательно, чтобы на занятии по ознакомлению с новым звуком она также помогала детям его усваивать.

«Аня руки протянула,

Алла руки подняла,

Андрей скорее руки вниз,

На Аркашу оглянись.

Алеша хлопает в ладоши,

Артем топает ногой: «А ну-ка все скорей домой!»

После выполнения всех движений, логопед может спросить детей: «Как звали детей? С какого звука начинается каждое имя?»

Необходимо подчеркнуть, что фонематический слух у большинства детей с речевым недоразвитием развит крайне слабо. Между тем. умение выделять в слове заданный звук является началом звукобуквенного анализа, не овладев которым, ребенок не сможет овладеть навыками чтения и письма.

Из вышеуказанного следует, что развитие фонематического слуха является очень важным этапом речевой коррекции, и оно должны присутствовать практически на каждом занятии.

Вот несколько вариантов упражнений на развитие фонематического слуха, используемых нами на занятиях по знакомству со звуком и буквой «А»:

1. Слушай. Поднимай карточку с буквой, только, если услышишь в слове (имени) звук «А».

АНЯ ОЛЯ АЛЛА АЛИК ИГОРЬ АНТОН ДЕНИС АНДРЕЙ АЛЕША...

Для разнообразия можно предложить учащимся хлопать в ладоши или поднимать флажок, светофор, если услышишь.

2. Упражнение на выделение звука «А» в начале и конце слова. Подбирается ряд четких, ярких, довольно крупных предметных картинок. Детям предлагается четко назвать картинку, выделить заданный звук и поместить картинку «в нужный (свой) домик.», т. е. под той или иной полоской цветной бумаги, обозначающей слово, предварительно определить место (начало или конец) звука.

3. Детям предлагается послушать стихотворение и определить какой звук они слышат в начале слов: АСТРА, АЗБУКА, АЙВА. А какой звук в конце этих слов? Учись читать (повторять) это стихотворение так, что бы звук «А» был хорошо слышен сначала в начале слов, затем в конце: Астра, азбука, айва. Начинаются на «А» и заканчаются на «А »: Астра-а-а, азбука-а-а. айва-а-а.

Отдельно стоит рассмотреть тему «Дифференциация пары звуков», например, «С» - «Ш».

Итак, на занятиях по дифференциации звуков «С» - «Ш» в той же артикуляционной гимнастике «Язычок отправляется гулять не на лошадке, а на велосипеде, но для этого сначала надо накачать шины: с! с! с!... - работает насос, ш-ш-ш... - спустила шина. Не беда! Накачаем еще раз: с! с! с!...»

На прогулке Язычок слушает, как шуршат сухие листья под колесами (ш-ш-ш). Вот Язычок раскрутил педали и поехал быстро - быстро, так, что ветер засвистел в ушах (с-с-с) и т. д.

Тут же логопед проводит уточнение и сравнение артикуляции звуков «С» - «Ш» перед зеркалом:

-Как Язычок накачивал шину?

- С! с! с!

-Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (посмотрите в зеркало)

-Улыбаются... и т. д.

Так же выясняется положение губ и языка при произношении звука «Ш».

Детям предлагается несколько раз перед зеркалом произнести звуки «С» и «Ш». Тут же можно провести игру «Угадай по губам, какой хочу сказать звук». «Загадывают» поочередно то педагог, то дети.

Проверить качество усвоения артикуляции звуков «С» и «Ш» можно на материале фонетических игр. Эти игры можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Например:

-Как воет сильный ветер? (С-с-с)

-Как шипит змея (рассерженный гусь)? (Ш-ш-ш)

-Как шуршит камыш (сухие листья)? (Ш-ш-ш)

-Как работает насос? (С-с-с)

-Оля, как шуршат...?

Дифференцировать звуки «С» - «Ш» в слогах и словах помогут чистоговорки типа:

- С а- с а -с а - в лесу лиса

- Ша-ша-ша - лиса хороша (мама моет малыша)

- Со-со-со - у Сени колесо

- Шо-шо-шо - говорю хорошо (моет хорошо)

- Су-су-су - несу косу

- Шу-шу-шу - траву кошу

и т. д.

На других занятиях можно использовать чистоговорки, например:

СШИЛА САША СЕНЬКЕ ШАПКУ.

САША ШАПКОЙ ШИШКУ СШИБ.

ШЛА САША ПО ШОССЕ.

СЕРЕНЬКАЯ КОШКА СЕЛА У ОКОШКА.

СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО, СВЕТИТ В НАШУ КОМНАТКУ

КОШКА СПИТ, А МЫШКУ СЛЫШИТ.

Дифференцировать звуки «С» - «Ш» в словах помогут фонематические игры, например, «Кто лучше слышит?»

Логопед, стоя в другом конце комнаты, негромко говорит: «Аня, возьми шарик». Ребенок должен четко повторить название предмета и выполнить инструкцию.

(Приблизительный словарь по теме «Игрушки»: шарик, собака, самолет, шишка, мишка, машина, лиса, слон, лягушка).

Разновидность этой же игры - «Волшебный мешочек» (ребенок достает из мешка игрушку, четко называет ее, выделяет звук «С» или «Ш»).

Подобные виды работ можно предложить детям на других занятиях (лепка из пластилина, аппликация из цветной бумаги, конструирование из счетных палочек, мозаика].

Логопедическая работа должна стать неотъемлемой частью занятий по развитию речи с младшими дошкольниками.

 

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (11.03.2017)
Просмотров: 919 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: