Матрицы планирования образовательного проекта "Лес средней полосы России"
Смирнова Ольга Сергеевна
воспитатель
ГБОУ детского сада № 1518 г.Москвы
Статья является электронной публикацией с сохранением всех авторских прав и приложением к журналу "Современный детский сад" за ноябрь (№7) 2015 года.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Деревья
Зачем пилят деревья?
Форма листочков
|
обобщить знания детей о деревьях нашего края
изучить ствол, кору, формы листочков
определить значения деревьев для человека
воспитывать бережное отношение к природе
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, наблюдать и делать выводы
приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы
развивать способность к прогнозированию будущих изменений
|
Побеседовали с детьми на тему кто и зачем пилят деревья? Привели примеры пользы от приобретения древесного материала. Познакомили детей с профессией столяра.
Изучили разнообразие форм листьев деревьев, какому дереву принадлежит данный листочек. Выявили различия или сходство, пользуясь иллюстрациями и собранным материалом.
|
2-ая неделя
|
Деревья
Орешник
Ясень
|
Пользуясь демонстративным материалом, пособием, иллюстрациями, брошюрами и другим собранным материалом, познакомили детей с деревьями леса. Поочередно рассматривая строение ствола дерева, кроны, листочков, соцветий, плодов. Выделили особенности и различия.
При встречающихся новых словах и понятиях, давали обобщающее понятие, постепенно закладывая в детях новую информацию.
|
3-ая неделя
|
Деревья
Бузина
Шиповник
|
4-ая неделя
|
Деревья
Ель
Осина
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Животные
Белка лесная
Зубр
Еж
|
познакомить детей с лесными зверями,
обитающих в лесной полосе, дать характеристику лесным зверям
осуществлять экологическое воспитание, ближе познакомив детей с животными леса, их сообщество с друг другом, птицами, насекомыми;
прививать бережное отношение к животным; развивать любознательность.
познакомить с признаками лесных зверей, отличающих от других животных;
развивать речь детей, мышление, воображение.
|
Пользуясь демонстративным материалом, пособием, иллюстрациями, брошюрами и другим собранным материалом, познакомили детей с животными леса. Рассказали об особенностях внешнего облика, чем питаются животные, где живут, какие звуки издают, общаясь между собой, как приспособляются к сезонным изменениям, объясняя, что у каждого своя роль в лесном сообществе.
|
2-ая неделя
|
Животные
Бурундук
Лось
Заяц беляк
|
3-ая неделя
|
Животные
Лисица
Кабан
|
4-ая неделя
|
Животные
Горностай
Заяц – русак
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ НОЯБРЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Животные
Лесная куница
Бобр
Барсук
|
познакомить детей с лесными зверями,
обитающих в лесной полосе, дать характеристику лесным зверям
осуществлять экологическое воспитание, ближе познакомив детей с животными леса, их сообщество с друг другом, птицами, насекомыми;
прививать бережное отношение к животным; развивать любознательность.
познакомить с признаками лесных зверей, отличающих от других животных;
развивать речь детей, мышление, воображение.
|
Пользуясь демонстративным материалом, пособием, иллюстрациями, брошюрами и другим собранным материалом, познакомили детей с животными леса. Рассказали об особенностях внешнего облика, чем питаются животные, где живут, какие звуки издают, общаясь между собой, как приспособляются к сезонным изменениям, объясняя, что у каждого своя роль в лесном сообществе.
|
2-ая неделя
|
Животные
Косуля
Норка
|
3-ая неделя
|
Животные
Хорек
Выдра
|
4-ая неделя
|
Животные
Медведь
Волк
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ ДЕКАБРЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Птицы
Ястреб
Иволга
Поползень
|
Познакомить детей с лесными птицами,
обитающих в лесной полосе, дать характеристику лесным птицам
осуществлять экологическое воспитание, ближе познакомив детей с птицами леса, их сообщество друг с другом, животными, насекомыми;
прививать бережное отношение к птицам; развивать любознательность.
познакомить с признаками лесных птиц, отличающих их друг от других
развивать речь детей, мышление, воображение.
|
Пользуясь демонстративным материалом, пособием, иллюстрациями, брошюрами и другим собранным материалом, познакомить детей с птицами леса. Рассказали об особенностях внешнего облика, чем питаются птицы, где живут, какие звуки издают, общаясь между собой, как выводят потомство, как приспособляются к сезонным изменениям, объясняя, что у каждого своя роль в лесном сообществе.
|
2-ая неделя
|
Птицы
Чиж
Рябчик
Тетерев
|
3-ая неделя
|
Птицы
Соловей
Снегирь
Кукушка
|
4-ая неделя
|
Птицы
Дятел
Журавель
Филин
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ ЯНВАРЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Насекомые
Насекомые как многочисленное население леса
|
познакомить детей с насекомыми,
обитающих в лесной полосе, дать характеристику насекомым
осуществлять экологическое воспитание, ближе познакомив детей с насекомыми леса, их сообщество друг с другом, птицами, животными;
прививать бережное отношение к насекомым; развивать любознательность.
развивать речь детей, мышление, воображение.
|
Познакомили детей с названиями насекомыми, пользуясь собранным материалом. Закрепили в словаре обобщающее понятие «насекомое».
|
2-ая неделя
|
Насекомые
Виды насекомых
|
С помощью материала ответили на вопросы: каких вы знаете насекомых? кто из них ползает, летает, прыгает? какие насекомые приносят пользу людям, а какие – вред? Кто кусается, а кто – нет?
|
3-ая неделя
|
Насекомые
Что мы знаем о насекомых?
|
Рассказали об особенностях внешнего облика, чем питаются животные, где живут, какие звуки издают, общаясь между собой, как приспособляются к сезонным изменениям.
|
4-ая неделя
|
Насекомые
Особенности насекомых
|
Рассказали детям об интересных особенностях насекомых, присущие определенному классу, например: из гусениц получаются куколки, а из куколок появляются бабочки и т.д.
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Растительный мир
Растения в лесу
|
познакомить детей с травянистыми растениями, мхами, лишайниками, папоротниками;
выяснить отличия этих групп растений от деревьев и кустарников.
познакомиться с разными видами лесных растений, особенностями строения, частями растений;
|
Познакомили детей с названиями лесных растений, пользуясь собранным материалом.
|
2-ая неделя
|
Растительный мир
Виды лесных растений
|
Ответили на вопросы: какие вы знаете лесные цветы? Из каких частей они состоят? Какие цветы записаны в красную книгу.
|
3-ая неделя
|
Растительный мир
Особенности и отличия растений
|
Выявили особенности внешнего вида лесных цветов, рассказать детям об интересных особенностях, какие лесные цветы распускаются первыми? чем они отличаются от садовых? какие цветы бывают лекарственными?
|
4-ая неделя
|
Растительный мир
Мхи и папоротники
|
Познакомили детей с лесными растениями как мхи и папоротники, пользуясь собранным материалом.
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ МАРТ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Растительный мир
Грибы
Виды съедобных и не съедобных грибов
|
изучить с детьми названия грибов.
дать представление о грибах (съедобные и несъедобные грибы), их строении, правилах сбора грибов
|
Познакомили детей с названиями грибов, пользовались собранным материалом. Ответили с детьми на вопросы: где растут грибы, какие ты знаешь грибы, какие из них съедобные, а какие – ядовитые?
|
2-ая неделя
|
Растительный мир
Грибы
Особенности и отличия грибов по внешним признакам
|
выявить внешние отличия и сходство грибов
обратить внимание, что скрывают в себе названия грибов
|
Рассказали детям, что часто название гриба дается от место его прорастания, так под березой растет подберезовик, под осиной подосиновик и т.д. отметили особенность их строения (шляпка, ножка)
|
3-ая неделя
|
Растительный мир
Ягоды
Описание лесных ягод
|
заложить знания о ягодах леса
описать лесные ягоды, уметь отличить их по внешним признакам
|
Рассказали детям, где растут лесные ягоды, укрепили знания их названий
|
4-ая неделя
|
Растительный мир
Ягоды
Виды ягод. Съедобные и ядовитые
|
научить детей по внешним признакам определять съедобные и несъедобные ягоды
|
Показали и рассказали детям о видах съедобных и ядовитых ягод. Какие ягоды могут считаться лечебными, а какие есть нельзя, какие меры предосторожности необходимо применять, обирая ягоды.
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ АПРЕЛЬ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Как лесник заботиться о лесе?
|
дать детям понятия о заботе и охране живой природы
дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе
|
Рассказали детям о том, что природу необходимо охранять. Лес – богатство природы. Побеседовать с детьми о том, кто такой лесник и какой вклад он вносит, заботясь о лесе.
|
2-ая неделя
|
Пожар в лесу!
|
изучения правила безопасного поведения в природе
донести информацию о том, что лесные пожары – страшное бедствие
|
Рассказали детям, что лес очень «боится» огня и если в лесах начинаются пожары, то погибает много животных, деревьев, страдает человек.
|
3-ая неделя
|
Лесное сообщество
|
познакомиться со структурой сообщества смешанного леса,
с его растительным и животным миром.
|
Вели беседы с детьми о лесе как о сложном сообществе живых организмов, живущем в тесном взаимодействии, где все зависят друг от друга
|
4-ая неделя
|
Что такое « Красная книга
|
формирование экологические и культуры знания детей
формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе. Привести примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории России
развитие навыков наблюдательности
воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
|
Познакомили детей с термином «Красная книга». Рассказали детям о том, что человек придумал эту книгу с целью сохранить и оберечь исчезающие и редкие виды растений, животных, насекомых.
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
ЗА МЕСЯЦ МАЙ
Неделя
|
Тема
|
Цели и задачи
|
Проведенная работа
|
1-ая неделя
|
Загадки
|
укрепить знания детей о лесе с помощью загадок, приблизив к литературной среде.
|
Разгадывали с детьми загадки, используя подобранный материал, в игровой форме.
|
2-ая неделя
|
Интересно узнать
Правила поведения в лесу
|
изучить правила поведения в природе;
приблизить к понятию красота природы
обеспечить опыт поведения людей в природе и его последствий; выработки элементарных эколого-этических норм;
воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
|
Рассказали детям, что каждый человек должен беречь лес и заботится о нем, и не нарушать правила, созданные человеком и природой.
|
3-ая неделя
|
Интересно узнать
Пословицы о лесе
|
познакомить детей с пословицами
расширить кругозор детей путем ознакомления пословиц о лесе
развитие коммуникативной речи
воспитывать чувство любви к родному краю
|
Чтение пословиц о лесе.
|
4-ая неделя
|
Подведение итога по пройденному материалу
|
Преследуемые цели поставили
|
Преследуемые задачи выполнили
|
|