Воскресенье, 04.12.2022, 08:28

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 222
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Метод проектов во взаимодействии семьи и ДОУ

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной  компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

             Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

             Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

             На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

              Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

             Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

            На протяжении многих лет в нашем детском саду мы работаем над проблемой повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.

             Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

              Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация  детско-родительских проектов. Данная форма интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

             Благодаря такой форме взаимодействия ДОУ и семьи налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители начинают проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

            Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

            Особенность детского-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

            Тематика проектов в нашем детском саду  разнообразна. Например, детско-родительские проекты на темы: «Дары осени», «Я и моя семья», «Русский валенок», «Елочка» и др.

            Немного хотелось бы остановиться на детско-родительском проекте под названием «Я и моя семья».

           Мы поставили перед собой цель – создать условия, раскрывающие эмоциональный и творческий потенциал наших детей, сформировать у них чувства привязанности к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Проект рассчитан на весь учебный год и разделен на несколько этапов. На подготовительном этапе мы провели мониторинг общественного мнения и опросы среди родителей. Нам было интересно узнать, какие традиции существуют в семье, передаются ли через поколения семейные реликвии, каким образом родители рассказывают детям о семейных ценностях  и родственных связях. Кроме того мы выясняли, что сами ребята знают о традициях и истории своей семьи. Оказалось, что эти проблемы интересуют и детей, и взрослых. Участниками проекта стали дети всех возрастных групп, их родители и педагоги.

             В рамках основного этапа проекта мы предусмотрели проведение целого комплекса занятий, творческих мастерских, тренингов и семинаров. Проводились открытые занятия для родителей по данной тематике, беседы, досуги, гостиные, в процессе которых дети узнавали о том, что же такое семья и какое значение она имеет в жизни каждого человека, о ее ценностях и ее необходимости.

             Каждая семья настолько была увлечена этим проектом, что многие семьи сделали в рамках проекта свои мини проекты, которые были представлены на заключительном этапе. Так, например, семья Масловых подготовила свой, на мой взгляд, необычный проект, который презентовала нам под названием «Мы маслята – дружные ребята». А необычность, вернее, больше неординарность данного  мини проекта заключалась в том, что маслята – это все члены семьи. Свой уютный дом они изобразили в виде большое плетеной корзины, в которой и «сидят» маслята. Каждый грибочек имеет свой образ и характер, соответствующий тому или иному члену семьи: умный и строгий гриб – глава семейства – папа; милый и улыбчивый грибок – мама; веселый и непосредственный – доченька Маша; и грибочек – бабушка – добрый, нежный.

               Семья Ипатовой Даши презентовала мини проект, который назвали: «Как нам весело живется». Поведали нам о том, как дружна их семья и почему они все такие дружные и веселые. Рассказали о том, где и как любят проводить время со всеми членами дружной семьи, как отдыхают после тяжелых будней и в летнее время.

            Семья Миши Лихачева представила нашему вниманию проект «Мы-путешественники». Рассказали нам, где и как они путешествуют. И предоставили  маршрут последнего их путешествия по некоторым городам России. И рассказали, что такие путешествия объединяют семью еще больше, заставляют заботиться друг о друге и переживать.

            Подводя итоги данного проекта, нужно сказать, что уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить их с правилами и нормами жизни в обществе, с социумом ближайшего окружения.

            Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

            Благодаря заинтересованности детей и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим способностям, в детском саду сформировалась благоприятная и дружелюбная атмосфера.

    Такие  проекты помогают  сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

 

 

 

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (09.05.2013)
Просмотров: 4423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: