Сегодня потенциальные возможности семьи
претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее
воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации
ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,
занятости, недостаточной компетентности
в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и
проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании
благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия
родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника
происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог
между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации
воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д.
Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в
воспитании.
Для того, чтобы родители стали
активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского
сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в
психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает
несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям
положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями
складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое
внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На
втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических
особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и
методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические
выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий
этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах
воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не
только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных
проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их
проблемам.
Таким
образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к
совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность
педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и
опыта, но и личностные качества воспитателя.
На
протяжении многих лет в нашем детском саду мы работаем над проблемой повышения
эффективности взаимодействия детского сада и семьи.
Родители
зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно
свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих
возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной
системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм
сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к
вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся
педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной
из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация детско-родительских проектов. Данная форма
интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от
социального запроса родителей.
Благодаря такой форме взаимодействия ДОУ и
семьи налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители начинают проявлять
повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в
организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными
участниками.
Проектная
деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и
взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Особенность детского-родительского
проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители,
педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы,
презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в
воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
Тематика проектов в нашем детском саду
разнообразна. Например, детско-родительские проекты на темы: «Дары
осени», «Я и моя семья», «Русский валенок», «Елочка» и др.
Немного хотелось бы остановиться на
детско-родительском проекте под названием «Я и моя семья».
Мы поставили перед собой цель –
создать условия, раскрывающие эмоциональный и творческий потенциал наших детей,
сформировать у них чувства привязанности к семье, любовь и заботливое отношение
к членам своей семьи. Проект рассчитан на весь учебный год и разделен на
несколько этапов. На подготовительном этапе мы провели мониторинг общественного
мнения и опросы среди родителей. Нам было интересно узнать, какие традиции
существуют в семье, передаются ли через поколения семейные реликвии, каким
образом родители рассказывают детям о семейных ценностях и родственных связях. Кроме того мы выясняли,
что сами ребята знают о традициях и истории своей семьи. Оказалось, что эти
проблемы интересуют и детей, и взрослых. Участниками проекта стали дети всех
возрастных групп, их родители и педагоги.
В
рамках основного этапа проекта мы предусмотрели проведение целого комплекса
занятий, творческих мастерских, тренингов и семинаров. Проводились открытые
занятия для родителей по данной тематике, беседы, досуги, гостиные, в процессе
которых дети узнавали о том, что же такое семья и какое значение она имеет в
жизни каждого человека, о ее ценностях и ее необходимости.
Каждая
семья настолько была увлечена этим проектом, что многие семьи сделали в рамках
проекта свои мини проекты, которые были представлены на заключительном этапе.
Так, например, семья Масловых подготовила свой, на мой взгляд, необычный
проект, который презентовала нам под названием «Мы маслята – дружные ребята». А
необычность, вернее, больше неординарность данного мини проекта заключалась в том, что маслята –
это все члены семьи. Свой уютный дом они изобразили в виде большое плетеной
корзины, в которой и «сидят» маслята. Каждый грибочек имеет свой образ и
характер, соответствующий тому или иному члену семьи: умный и строгий гриб –
глава семейства – папа; милый и улыбчивый грибок – мама; веселый и
непосредственный – доченька Маша; и грибочек – бабушка – добрый, нежный.
Семья
Ипатовой Даши презентовала мини проект, который назвали: «Как нам весело
живется». Поведали нам о том, как дружна их семья и почему они все такие
дружные и веселые. Рассказали о том, где и как любят проводить время со всеми
членами дружной семьи, как отдыхают после тяжелых будней и в летнее время.
Семья
Миши Лихачева представила нашему вниманию проект «Мы-путешественники». Рассказали
нам, где и как они путешествуют. И предоставили
маршрут последнего их путешествия по некоторым городам России. И
рассказали, что такие путешествия объединяют семью еще больше, заставляют
заботиться друг о друге и переживать.
Подводя итоги данного проекта, нужно сказать, что уже в дошкольном возрасте
у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих
отношений, знакомить их с правилами и нормами жизни в обществе, с социумом
ближайшего окружения.
Проектная деятельность является
уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом
реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Благодаря заинтересованности детей
и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим
способностям, в детском саду сформировалась благоприятная и дружелюбная
атмосфера.
Такие проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность
им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в
дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и
взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении
со взрослыми.
|