Вторник, 23.04.2024, 19:14

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

«Обучение без огорчения»: опыт образовательных практик

«Обучение без огорчения»: опыт образовательных практик

 

Староверова О.В.,

 педагог – психолог

ГБОУ Школа № 2075 г.Москвы

 

Подлинно разумное обучение

изменяет и наш ум и наши нравы (М. Монтень)

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Современные нормативные правовые документы федерального уровня – закон Российской Федерации «Об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и приказ Министерства образовании и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли коррективы в представления об образовании, где красной линией проходят задачи:

- о развивающем образовании,  с опорой на индивидуальные психологические особенности детей, 

- о совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение социально-значимых результатов, призванных привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

- о признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

         Выполнение этих задач является необходимыми предпосылками для желания обучаться и познавать, для успешного перехода на следующий уровень начального образования, свободной  адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

         Для достижения данных задач необходимо создать эффективный процесс взаимодействия педагога и воспитанников 

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Это возраст наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Но, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Что за «соответствующие условия»?

Давайте порассуждаем!

Что лучше — дать голодному человеку рыбу или удочку?

Думаете удочку? Да, это оптимально. Это не разовая помощь, а средство от голода. Но, не кажется ли вам, что сначала надо накормить, потом дать  или изготовить вместе по образцу удочку и научить рыбачить.

Что такое «накормить» в контексте наших рассуждений об обучении? Это значит замотивировать - насытить впечатлениями, ощущениями, чувствами. И среди многих аспектов хотелось бы выделить  3 особенно важных, на мой взгляд, аспекта.

  1.  Способствовать тому, чтобы ребенку было   «вкусно», чтобы захотелось узнать  («поесть») еще больше. Чтобы он был внутренне готов и желал бы принять информацию. Чтобы ел сам, а не по команде – «Открой рот!».
  2. Надо, чтобы ребенок знал, что ему предстоит (алгоритм деятельности).
  3. Надо так кормить, чтобы он был эмоционально готов, (не давился) не зевал от скуки, не занимался заданным  из боязни обидеть вас, или что попадет…

Изготовить вместе удочку, то есть предложить инструмент для решения задачи. И здесь мне бы хотелось подчеркнуть 3 основных аспекта:

  • 1. Научить как делать и зачем (обрисовать перспективу, цель деятельности).
  • 2. Предоставить возможность понять, каким образом можно выполнить запланированное (знание  и проба разных способов…).
  • 3. Дать возможность выбора степени сложности предлагаемого задания, чтобы ребенок почувствовал себя успешным.

Научить рыбачить - показать приемы и способы решения действия, использования полученного знания в жизни. Это значит:

  • 1. Показать и дать возможность выбрать и использовать способ выполнения, который лучше получается, где ребенок успешен, и потом ненасильственно подводить к освоению других способов.
  • 2. Дать возможность передать свое умение другим -  изменение ролевой позиции в обществе на более высокую дарит ребенку уверенность в себе, гораздо большую, чем все наши похвалы и восхищения.

Наш разговор о рыбалке, надеюсь, убедил вас в том, что среди задач обучающего помимо простой передачи знаний, основной является, чтобы эти знания легли на благодатную почву встречного желания принять это знание, удобренную умением учителя сделать без натиска или долженствования.

Эффективность любой деятельности, в том числе  обучение, зависит от многих «ингредиентов».

Рассмотрим 5 из них подробно.

5 основных «ингредиентов» эффективного обучения.

 

Положительный

«ингредиент».

Нейтральный

«ингредиент».

Отрицательный

«ингредиент».

Полное доверие

Нейтралитет, избирательность.

Отторжение

Большой интерес

Угасающий

Нет интереса

Устойчивое желание

Неустойчивое

Желания не возникает

Достаточные умения

Есть частично

Нет умений

Вера в свою успешность

Изредка

Неуспешен.

 

 

Обучение – процесс закольцованный, существующий на  взаимовлияниях и взаимозависимостях.

  1. Нет знаний, не будет желания, хотя интерес и может возникнуть! Например, вы не умеете читать по-китайски.  Как долго вы с интересом и желанием будете рассматривать иероглифы?
  2. Нет желания – не будет знаний. И вновь можно поспорить. Можно получать знания не из желания, а из-за необходимости.

Но нам важно другое.  Дело в том, что в любой «закольцованности» должно быть четко сохранено правило: чем начинали, тем и закончите. Важно, чтобы это будет позитив!  «Мне будет хорошо, если научусь, мне хорошо, когда учусь, мне хорошо, потому, что научился»! Это девиз обучения.

Теперь рассмотрим каждый из пяти «ингредиентов».

Первый ингредиент -  доверие.  Я доверяю и мне хорошо!

Доверяют только тем, кого не боятся (огорчить, попасть в немилость….). Доверяют тем, с кем комфортно.

         Я в своей работе использую следующие приемы, которые помогу «заслужить» доверие:

  • Встречу с детьми я начинаю  с круга с объятьями и прикосновениями. Телесное доверие – это ступенька к психологическому доверию.

Вот примеры таких кругов, которые для себя я называю ПТК – психо-тренинговый круг.

  • - «Я точно знаю, что в этом кругу и мне помогут, и я помогу!» - говорят дети тихо, стоя в середине круга, взявшись за руки. Это они говорят для себя. Потом делают шаг из круга и,  глядя в глаза друзьям, говорят ту же фразу громче и увереннее. Это они говорят для тех, кто в круге. Потом делают еще шаг, расширяя круг, и громко для всех произнося ту же фразу. Кроме объединения этот круг является еще и мини – аутогенной тренировкой с элементом позитивного самовнушения.
  • - «Стрелка, стрелочка вертись, 1-2-3 – остановись! Улыбнись, обнимись и опять завертись!». Этот круг с водящим внутри круга. Все дети идут по кругу, а в центре стоит водящий с закрытыми глазами и с вытянутой вперед рукой. Он – «стрелочка». Человек с закрытыми глазами в окружении других,  несомненно доверяет окружающему. Кроме того позиция «выборщика» всегда привлекательна для детей. Он – хозяин положения. От него  зависит дальнейшее действо. А это так редко бывает в жизни ребенка! После проговаривания текста, круг останавливается и указующий жест «стрелочки» показывает на будущего водящего и действуют по тексту.        

Доверию часто мешает излишняя тревожность и напряженность.

  Снять напряжение помогает музыкальный фон.

Музыка поможет:

1. -  собрать на занятия.

2. – сосредоточиться на выполнении индивидуального задания.

3. - во время обеда – когда звучит музыка  - не очень хочется разговаривать.

4. - Во время засыпания…. Подъема…

5. – смены деятельности ….

Теперь пора говорить об интересе.

Если мне интересно, то я хочу научиться, хочу действовать.

Интерес  - управляемая и направляемая величина. Он не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования.

Как поддержать интерес?

1. Наличие необычных игровых аксессуаров. Это и пуговицы и марблс, и кубики с водой, и возможность позвонить друг другу по телефону (по настоящему!) и многое другое.

2. Никогда не использую сравнение неуспешности одного ребенка с победами другого, не использую негативную оценку.

3. Работа в команде. Это очень нравится детям, ведь можно подсмотреть, если забыл, кроме того,  внимание взрослого направлено на всех, а не только на меня.

3 основных условия возникновения интереса. Интерес возникнет:

а) есть эмоциональный отклик на  предстоящую деятельность, её цель и  возникла потребность  её добиться! Это мотивация.

               Роль мотивации в успешном обучении детей трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешного обучения выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в обучении.

б) Если есть нечто, что знакомо в предстоящем деле, а не совершенно не знакомое. То есть,  опираемся на опыт детей.

в). Если есть возможность получения помощи прямой или косвенной. На моих занятиях – это знак (большой палец – вниз) и вот уже готовы придти на помощь друзья. Это обстоятельство направлено и на то, что при ответе одного ребенка, другие внимательно следят и не отвлекаются, ведь в любую минуту может понадобиться именно твоя помощь.

Как помочь возникнуть интересу к предстоящей деятельности?

Например – собрать на занятие. А ведь до этого момента дети играли, им было интересно. Как на фоне этого интереса, заинтересовать детей тем, что сейчас нам, взрослым надо.

1 правило – не резко! Дети – не роботы. Они не могут мгновенно переключиться. Им нужно время. Вот несколько действенных способов.

1). 3 звонка, как в театре. Дети понимают, что пора заканчивать.

2). Определенная мелодия – убираем и встаем в круг, значит, продолжаем играть.

3). Ищем гостя (знакомая всем игра «холодно – горячо»).  При этом хорошо «работает» таинственный голос педагога: «А что сегодня будет, но сначала надо найти сюрприз…»

4). Всем знакомый прием с письмом, необычным звуком.

5). Очень хорошо работает «настоящий звонок». По вашей просьбе звонит на ваш телефон некто, а вы заняты и просите ребенка: «Витя, возьми трубку». Ребенок берет трубку, и все дети сразу внимательно слушают, а там – новость, просьба, ….)

  • 6). «Что в мешочке».  Это прием очень действенен. В мешочке, например, гусиное перо. Любой может подойти и посмотреть и предположить, о чем сегодня будем беседовать. И начинаются предположения: может про гусей? (нет!) Может про птиц? (нет!). Может про ……  И вот интерес к предстоящему горит в детских глазах. А вам интересно? Оказывается, будем знакомиться со сказками Пушкина. А перо?! Он им писал эти сказки, и мы попробуем! Этот мешочек в доступности и работает каждое утро.

7). Выбор деятельности. Это когда дети решают, на какое занятие пойти. Мы только на пороге этого проекта – День выбора. По примеру работы детского сада Тубельского.

Как понять, есть интерес или нет? Интерес есть, если

  • Человек увлечен изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

И тогда дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Теперь поговорим о желании. Если есть желание, то я смогу научиться. Я научусь уметь!

Желания крайне изменчивы. Их основа – интерес.

Основная позиция, помогающая возникнуть желанию.

Это ситуация, когда  понятно, что, в какой последовательности, для чего  будем делать. То есть -  есть план предстоящей деятельности, ничего не тревожит.

Давайте поговорим немного про умения.

Если есть умения, то я делаю и знаю, что сделаю.

Особенно эффективны  для развития умений приемы  АМО – активные методы обучения, где  активен сам обучаемый.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания.

Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения.  Это технологии ТРИЗ и РТВ.

В этих технологиях для активизации деятельности детей используются следующие активные методы и приёмы обучения:

  •  дискуссии ( «Ум хорошо а 2 лучше») – спорим, доказываем, объясняем.
  • исследования (ситуация проб и ошибок).
  • Моделирование.
  • Эффективным приемом является и восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  • Хорошо зарекомендовало себя в обучающей работе и использование презентации и фрагментов презентации.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия педагога и детей. На слайдах размещается необходимый иллюстративный материал, музыка и голосовое сопровождение.

Очень важно, чтобы при этом дети выполняли двигательные задания.  При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, со звуковым оформлением.

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Несколько слов о рефлексии окончания занятия.

Наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния с помощью  различных цветовых изображений.

Детям дают две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия или отдельного задания. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – детям предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Наиболее удачным считаю обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

         В своей практической деятельности я обеспечиваю укрепление психического здоровья детей, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика, пальчиковые игры, «Танец тела»).
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар»,  "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы: «Шалтай-Болтай», «Хорошее настроение», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Возьми и передай».

Иногда в процессе «научения» умениям возникают проблемы:

  • дети демонстраторы часто отвлекают детей. В своей работе я заранее договариваюсь о жесте, не отвлекайте детей призывами к дисциплине.
  • Если ребенку нужна помощь, мы используем  знак – «Мне нужна помощь».
  • Если вы понимаете, что кто-то из детей не достаточно понял ваше задание, повторите его на ушко ребенку и предложите повторить для всех, как учитель, как будто ты грозный воин, маленький гном,….
  • Хорошо стимулирует работа в парах, тройках…
  • Обучают дети - пропедевтический «отчет». Это когда дети готовят дома с родителями предстоящее «выступление» в качестве сюрприза для друзей.
  • Эффективной является  похвала.

5 ингредиент – успешность. Я молодец! Мне хорошо! Познавать новое, учиться – это хорошо!

Как помочь стать успешным?

  • Используйте отсроченный ответ (ты подумай, я спрошу тебя чуть позже).
  • Реализуйте право выбора ребенком сложности задания  и способов выполнения.
  • Пропедевтическая помощь (подготовка к предстоящей деятельности отдельного ребенка).
  • Интервью (итоги домашнего задания, которое давалось нескольким детям).
  • Безоценочные высказывания.

Обучение без огорчения – залог успешности совместных усилий педагога и детей. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что  причина неуспеха ребенка – взрослые! Давайте разбудим в себе и в родителях наших воспитанников  вдумчивость, внимательность, творчество. Я уверена, что все это есть у каждого педагога и у родителей. Ведь именно это главные составляющие любви к детям!

Литература

  1. Под. ред. Петровского А. В. Психология развивающейся личности /– М., 1982.
  2. Пособие для психологов и педагогов. Под редакцией Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой Практический психолог в детском саду:.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
  3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений..- М.: Мозаика- Синтез, 2006.
  4. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухалев, И.М. Первушина,- М.: Тропинка к своему Я: как сохранить психологического здоровье дошкольников - М.: Генезис, 2005.
  5. В.В. Васильев Психологические эффекты в практике педагогов: Учебно-методическое пособие. М.: АРКТИ, 2004
  6. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. - М.: Теревинф, 2011.
Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: