Памятка педагогам, описывающая примеры поэтапного обучения детей с ЗПР решению арифметических задач
Федорова Людмила Игоревна,
кандидат психологических наук,
логопед-дефектолог
Педагогического университета «Первое сентября»
Чернобурова Ирина Александровна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ Школа № 1512 г.Москвы
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2018 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Рассмотрим примеры поэтапного обучения детей с ЗПР решению простых арифметических задач.
Задача № 1. Ситуация перед обедом. «На стол поставили две тарелки. Потом добавили ещё одну. Сколько тарелок стоит на столе?». Ребенок сам проигрывает действия, помогая воспитателю накрывать на стол, и отвечает на вопрос.
Задача № 2. Ситуация во время полдника. «На тарелке лежало три груши. Миша съел одну грушу. Сколько груш осталось на тарелке?». Ребенок действует в соответствии с текстом и дает ответ.
Задача № 3. Ситуация во время игры. «В гараже стояло четыре машины. Юра забрал одну машину. Сколько машин осталось в гараже». Взрослый не сопровождает текст игровыми действиями, оказывает помощь в понимании условия задачи, задавая детям вопросы: «Что было? Что произошло? Что нужно узнать?» Дети отвечают на вопросы. Педагог побуждает детей самостоятельно смоделировать задачу с помощью игрушек и дать ответ.
Задача № 4. Ситуация с театральными масками. «На полке лежит четыре маски зверей. Нам нужно еще две. Сколько у нас масок?». Взрослый задает ребенку вопросы: «Что было? Что случилось? Что нужно найти? Масок стало больше или меньше? Если стало больше, то, что надо сделать, сложить или вычесть? (прибавить или отнять). Дети отвечают на вопросы, моделируют задачу с помощью предметов, отсчитывая нужное количество, определяют какое арифметическое действие нужно совершить, решают задачу, находят ответ, называть его полно или кратко. По просьбе взрослого дети выделяют и показывают знак действия, которым можно записать данную задачу.
Задача № 5. Ситуация в течение дня. «Утром в нашей группе было пять детей. А после завтрака пришел Дима. Сколько стало детей в группе?». Педагог задает детям вопросы, у них на глазах схематически рисует фигуры людей. Задача решается с опорой на рисунки: «О чем говорится в задаче?», «Сколько детей было сначала?», «Кто пришел после завтрака?», «Сколько пришло детей после завтрака?», «На какой вопрос надо ответить?», «Детей стало в группе больше или меньше?», «Если стало больше, то, что надо сделать, сложить или вычесть? (прибавить или отнять)». Дети решают задачу, дают ответ. По просьбе взрослого выделяют числовые данные, показывает карточки с нужными цифрами и знаками действий: 5+1 = 6. Педагог рассказывает детям, что в любой задаче должно быть не менее двух чисел. В доказательство этому предлагается опустить в задаче одно из чисел и попросить решить такую задачу. Например: «Детей в группе было шесть. После полдника несколько человек забрали. Сколько детей осталось в группе?», «Мы с вами посмотрели сначала два мультфильма, а потом ещё смотрели мультфильмы. Сколько мультфильмов мы посмотрели?». Дети должны понять, что такую задачу решить нельзя. Педагог предлагает детям придумать задачу с числовыми данными о том, сколько же детей будет в группе после полдника.
Задача № 6. Ситуация во время занятия. «В коробке было пять цветных карандашей. Один карандаш сломался, и его забрали подточить. Сколько в коробке осталось карандашей?». Решение задачи с помощью рисунка, который педагог рисует на глазах у детей. Детям предлагают ответить на вопросы: «О чем говорится в задаче?», «Сколько карандашей лежало в коробке?», «Что случилось?», «Сколько карандашей сломалось?», «Что спрашивают в задаче?», «Что надо сделать, чтобы узнать, сколько карандашей осталось в коробке?», «Какое действие нужно выполнить?». Дети решают задачу, дают ответ. По просьбе взрослого выделяет и показывает карточки с нужными цифрами и знаками действий: 5 – 1 = 4.
Задача № 7. Ситуация во время завтрака. «Воспитатель принесла фрукты и положила в тарелку. Маша съела одно яблоко и Петя съел одно яблоко. Сколько фруктов съели дети?». Вопросы детям: «О чем говорится в задаче?», «Что было?», «Что произошло?», «Сколько яблок съел Петя?», «Сколько яблок съела Маша?», «Какой вопрос в задаче?», «Что надо сделать, чтобы узнать, сколько фруктов съели дети?», «Какое действие нужно выполнить?», «Что-то лишнее было в этой задаче?», «Какая часть текста для решения задачи нам не нужна?». Детям предлагают в тетради в крупную клетку нарисовать (по образцу) красным карандашом круг – это Машины яблоки. Зеленым карандашом педагог предлагает нарисовать Петины яблоки.
Вопросы детям: «Какое число можно поставить вместо красных кругов?», «Карточку с каким числом мы поставим вместо зеленых кругов», «Покажите карточку, которая обозначает знак сложения?». Решение «записывают» карточками с цифрами и знаками действий: 1 + 1 = 2. Вопрос детям: «Что спрашивали в задаче?», «Как мы ответим на этот вопрос?». Педагог дает образец полного ответа.
Задача № 8. Составление задачи. Дидактический материал: две картинки, на которых нарисована девочка с воздушными шариками, на первой картинке у девочки пять шаров, а на другой картинке - четыре шара, а один улетает в небо. Педагог показывает сначала первую картинку, задает по ней детям вопросы: «Кто нарисован на картинке?», «Что девочка делает?». Затем предлагается рассмотреть вторую картинку, детям задают вопросы: «Кто нарисован на этой картинке?», «Что случилось у девочки?». Педагог предлагает придумать задачу по этим двум картинкам. Дети придумывают и решают задачу, дают ответ. Решение «записывают» карточками с цифрами и знаками действий: 5 – 1 = 4
Задача № 9. Составление задачи. Дидактический материал: две картинки, на которых нарисованы машины-такси в гараже, на первой картинке в гараже семь машин, а на другой картинке – к гаражу подъезжает ещё одна машина. Педагог показывает сначала первую картинку, задает по ней детям вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Посчитайте, сколько машин в гараже?». Затем предлагается рассмотреть вторую картинку, дети отвечают на вопросы: «Что происходит на этой картинке?», «Что изменилось?», «Машина выезжает из гаража или приехала?», «В гараже станет больше машин или меньше?». Педагог предлагает придумать задачу по этим двум картинкам. Дети придумывают и решают задачу, дают ответ. Решение записывают в виде примера: 7 + 1 = 8.
Задача № 10. Составление задач из личного опыта ребенка. Решение задач призвано развивать детей. Поэтому, числовые данные задачи должны отражать реальную жизнь, опираться на личный опыт детей. Надо приучать детей вдумываться в содержание задачи, прежде чем ее решать. Например, для формирования понимания обязательности вопроса в задаче, педагог детям предлагает послушать рассказ: «Катя увидела на ветке двух ворон, а потом прилетела ещё одна. Они громко начали каркать». Педагог объясняет детям, почему этот рассказ не может называться задачей. Предлагается детям послушать ещё текст и определить задача это или что-то другое?
Подведём итоги: при включении ребенка с ЗПР в деятельность по решению задач очень важно:
- Поддерживать его мотивацию и задавать доступные для понимания вопросы.
- Использовать наглядный материал сенсорно привлекательный для ребенка и обеспечивающий его активную практическую деятельность.
- В содержание задач включать темы, отражающие актуальные интересы детей.
- Закреплять пройденный материал в бытовых ситуациях и во время прогулки, то есть использовать принцип непрерывного повторения.
- Расширять словарь ребенка, насыщая его новыми терминами и выражениями, следят за точностью их использования.
|