Педагогическая песочница как образовательная практика: методические рекомендации
Сапожникова Ольга Борисовна,
преподаватель, методист колледжа «Дорогомилово»
института СПО им. К.Д. Ушинского
ГАОУ ВО МГПУ;
Петрик Татьяна Александровна, педагог дополнительного
образования, семейный клуб «Бристолик»
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Основоположником метода песочной терапии считается швейцарский психиатр, психоаналитик, философ К.Г.Юнг (нем. Carl Gustav Jung), но практическое применение подноса с игрушками и песка принадлежит его последовательницам М.Ловенфельд (Margaret Frances Jane Lowenfeld) и Доре Калф. Нельзя не упомянуть и о Ш.Бюлер, разработавшей «тест мира» («Erica метод). И в современных психотерапевтических и психоаналитических практиках можно найти варианты и вариации применения данных методик, но чаще всего – Sandplay.
Что же можно делать в песочнице педагогу, а не психологу? Как использовать? На основе нашего практического опыта считаем целесообразным иметь песочницу в детском саду. Проведение в ней непосредственной образовательной деятельности будет выступать приятным разнообразием. Совершенно не обязательно выделять отдельное помещение – хотя это решило бы многие бытовые вопросы – вполне можно обойтись крышкой, которая бы закрывала поверхность песка.
Для решения педагогических задач для каждого НОД или других занятий с детьми можно подготавливать набор необходимых предметов и игрушек, которые выставляются на отдельно стоящем столике.
Говоря о применении, очевидным представляется развитие мелкой моторики рук. Это любые манипуляции с песком в ритуале входа (поглаживания, пересыпания и т.д.), оставление отпечатков, рисование самых разных дорожек и следов ладонью, пальцами или другими предметами. Развитие моторики может сочетаться и с развитием перцептивных ощущений, когда мы просим детей отыскать спрятанные в толще песка предметы.
Конечно, использование песка позволяет улучшать качество речи. Набирая тематические предметы и игрушки, например, в качестве ассортимента торгового центра или зоопарка. Так же можно развивать фонематический слух или работать над дифференциацией поставленных звуков. Песочница подходит и для пересказа. Но, в отличии от классического пересказа литературного произведения, сопровождаемый действиями рассказ детей становится более динамичным и интересным. Ребёнок сопровождает словами свои собственные действия. Соединение методики «цепного текста» к.п.н. В.К.Воробьёвой и песочницы позволяет развивать связную речь через рассказывание сказки или рассказа, комментируя свои реальные действия, манипулируя с предметом или игрушкой. Причём, песочницу можно использовать как при работе с детьми с нормативным развитием, так и с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кроме этого, в песочнице можно закреплять навыки печатания и формировать образ буквы. Заметим, что песок идеально подходит для подготовки руки детей к письму. Ведь на песке любое движение даёт результат и всегда положительный, что стимулирует ребёнка к совершению новых попыток, что формирует произвольное действие.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о рисовании на песке и в песочнице. Учитывая условность изображения, педагог может фиксировать внимание ребёнка лишь на успехах. Кроме этого, ребёнок рисует на поверхности песка снова и снова до получения устойчивого умения. Заимствованная из системы М.Монтессори обводка трафаретов и шаблонов также способствует развитию кисти руки, подготовки её к рисованию и письму.
Песочница предоставляет педагогу возможность использовать приём моделирования. На песке создаётся или имитируется некая ситуация и проигрывается ребёнком или группой детей. Участие педагога предполагается, он является вектором развития первоначального сюжета. Таким образом, можно развивать у детей различные чувства, а также умения и навыки поведения или общения. В своей работе мы практикуем разыгрывание (в упрощённом варианте) победоносных сражений российской армии, что с нашей точки зрения способствует формированию начал патриотических чувств.
Очевидным представляется и использование песочницы как площадки для решения математических задач и развития пространственных ориентировок. В частности, разделив поверхность песка на две разные части, можно провести с детьми графический диктант и наглядно показать зеркальность ли отражённость пространственных ориентировок.
В целом же практика использования педагогической песочницы показывает не только успешность решения различных задач, но и улучшение эмоционального настроя, удовлетворение тактильного голода у современных дошкольников, развитие социально-коммуникативных навыков.
|