Пятница, 26.04.2024, 15:16

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Рабочая программа учителя – логопеда: алгоритм разработки

Рабочая программа учителя – логопеда: алгоритм разработки

 

Карпова Любовь Михайловна, учитель – логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Итак, с понятием «Рабочая программа» мы разобрались. Далее для педагога, стремящегося к достижению методического мастерства, следует увлекательнейшее занятие - погружение в постоянно меняющиеся методические, нормативные документы (Приказы, стандарты, требования, рекомендации, нормы, Постановления, Законы). С этой целью я изучила следующие нормативные источники, регламентирующие необходимость разработки и структуру рабочей программы специалиста, специфику коррекционной работы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Для Республики Татарстан актуален также Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта и одобренные Федеральным институтом развития образования. Среди программ особо заинтересовали:

- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.

- Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной.

- Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько (поскольку федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования я осваивала на примере данного комплекса, преподносимого на курсах повышения квалификации самим автором).

- Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной (это программа моего учреждения).

- Образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой и Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой (автор этих программ – мой методический наставник, вдохновитель, наставник).

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.
  • Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н
  • Санитарно-эпидимиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (30.05.2016).
  • Постановление от 10.07.2015 г. № 26 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 7.06.2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Единый квалификационный справочник должностей.
  • Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
  • Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.

При написании Рабочей Программы был учтён опыт работы, представленный в технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Т.А.Ткаченко, С.В.Коноваленко, В.В.Коноваленко, О.С.Гомзяк, И.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Л.Н.Смирновой, О.И. Крупенчук, Л.Г.Парамоновой,  В.П.Глухова.

При разработке рабочей программы методическими маячками для меня стали следующие источники от издательства «Учитель»: http://www.uchmag.ru/

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.

Индивидуальный методический маршрут учителя – логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением  Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 49с. Комплект (книга + диск) включает журнал проектирования, этапы составления маршрута деятельности педагога и диагностические карты для моделирования системы профессиональных компетенций, условий профессионального роста, повышения квалификации, методической грамотности в соответствии с ФГОС ДО, стандартом педагога.

CD “Справочник учителя-логопеда ДОУ. Компакт-диск: Планирование деятельности, отчетность». Авторы-составители: Докутович В. В.Кыласова Л. Е. и др. Учитель, 2015. В нем отражены компоненты коррекционного процесса, осуществляемого учителем-логопедом, как на логопедическом пункте, так и в дошкольном учреждении компенсирующего вида: организация логопедической службы в ДОУ; планирование логопедической работы; проектирование образовательной программы; рабочая программа логопеда.

Универсальное портфолио логопеда. Компакт-диск для компьютера: Конструктор. Технология формирования. Модели. Шаблоны. Примеры Авторы-составители: Кудрявцева Е. А.Кыласова Л. Е.Попова Г. П. Учитель, 2015. Конструктор позволяет моделировать портфолио, содержит материалы для осуществления анализа, рефлексии и самоконтроля профессиональной деятельности на основе компетенций, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога.

Неоценимую помощь с разработке рабочей программы оказали вебинары и материалы с образовательных сайтов и порталов, таких, как «Сфера», «Просвещение», «Обруч», «Столица», «ВсеВебинары», «Учитель», «Дефектология Проф», «Инфоурок», «Преемственность в образовании», «Кафедра специальной (коррекционной) педагогики Санкт – Петербурга», «Международный Центр Финансово-Экономического развития. Образование», «Мерсибо», «Современный детский сад», «Ассоциация комплексной коррекционной помощи», группы ВКонтакте «Нищева Н.В.», «Логопедия для всех».

Особенно впечатлил и вдохновил на составление рабочей программы мастер – класс, организованный порталом Мерсибо. Ведущей мастер – класса является Микляева Н.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», член – корреспондент МАНПО, главный редактор журнала «Современный детский сад».

Мастер – класс «Особенности разработки рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО» Наталья Викторовна провела 16 января 2016 года, перевернув моё мировоззрение, отношение к себе и своей работе. Я и раньше  высоко ценила деятельность логопеда, отстаивала свои профессиональные интересы и права, вникала в методическую составляющую специальности. После мастер- класса осознала, насколько мы должны быть универсальны и многогранны. Мы практики и теоретики, методисты и экономисты, актеры и генераторы идей, коллеги и наставники, писатели и поэты, коррекционщики, психологи, нейропсихологи, медики, и при всём при том еще женщины и богини.

Изучение нормативной базы коррекционной деятельности учителя – логопеда и опыта работы коллег позволило составить алгоритм рабочей программы, грамотно структурировать программу, определить цель и задачи, принципы и подходы, прописать целевые ориентиры и прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по возрастам, определить содержание работы учителя – логопеда с детьми старшей и подготовительной логопедических групп, прописать особенности взаимодействия логопеда с педагогами учреждения и с семьями детей с речевыми нарушениями, составить учебный план для старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности, перечислить составляющие методического сопровождения, предметно – развивающей среды.

Структура рабочей программы учителя – логопеда.

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Цель и задачи Программы.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Характеристика особенностей детей с ТНР (ОНР).

Ожидаемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры. Параметры усвоения образовательной области «Речевое развитие» детей 4 -5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

2. Содержательный раздел.

Интеграция образовательных областей.

Содержание деятельности учителя – логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников  5-6, 6-7 лет с ОНР.

Основные направления коррекционной и образовательной деятельности учителя – логопеда.

Особенности работы воспитателя логопедической группы.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

3. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития воспитанников логопедической группы.

Режим дня воспитанников логопедической группы.

Учебный план (старшая группа). Учебный план (подготовительная группа).

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Методы и средства реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС.

Материально – техническое обеспечение Программы. Методическое сопровождение.

Список литературы.

Разработанная программа позволила реализовать трудовую функцию, прописанную в стандарте педагога, по участию в разработке и составлении коррекционного раздела основной образовательной программы.

Рабочая программа была утверждена на Педагогическом совете учреждения и введена в действие с начала учебного года.

Являясь членом Актива районного методического объединения учителей – логопедов города Казани, я разработала и успешно презентовала Программу на заседании районного методического объединения учителей – логопедов города Казани осенью 2015 года, предоставив коллегам макет программы с приложениями для ее использования ими в своей работе.

Рабочая программа опубликована на персональном сайте учителя.

Рабочая программа рецензирована Микляевой Н.В., кандидатом педагогических наук, профессором кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», главным редактором, председателем научно – методического объединения» Кафедра педагогики и методики дошкольного образования» при журнале «Современный детский сад».

Итак, рабочая программа – это не просто локальный акт, а вся наша педагогическая жизнь. Насколько же важно не  только знать специфику работы в зависимости от типа группы, ориентироваться в стандарте педагога, реестре видов экономической деятельности, примерных программах, нормативной базе дошкольного образования, но и включить в свою рабочую программу все направления работы, все трудовые функции, грамотно расписать циклограмму в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНами и режимом дня обучающихся, с расписанием образовательной деятельности обучающихся и графиком работы логопеда, всё аргументировано связать и обосновать.

И хотя рабочая программа педагога - это нормативный документ, имеющий строго регламентируемую структуру, в руках педагога – мастера, привыкшего работать творчески и свободно, как того требуют стандарты дошкольного образования, рабочая программа  может и должна стать индивидуальным инструментом эффективного достижения поставленных целей адаптации, социализации, выравнивания стартовых возможностей ребенка с особыми потребностями и индивидуальным темпом и стратегией развития.

Разрешите поблагодарить своих идейных вдохновителей. Спасибо Соболевой Ольге Леонидовне и Сусловой Екатерине Александровне за неиссякаемую творческую подпитку, а Микляевой Наталье Викторовне за методический ликбез, поддержку и наставничество!!!

Источники:

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.

Материалы Микляевой Н.В. с мастер – класса «Особенности разработки рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО» и «Современный детский сад» в facebook.

Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва. Просвещение, 2009г.

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 2845 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: