Воскресенье, 04.12.2022, 08:48

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 222
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Тестовая методика определение речевой готовности к школьному обучению

Тестовая методика определения речевой  готовности к школьному  обучению

 

Яструбинская Евгения Алексеевна,

учитель-логопед

Структурное подразделение «Дошкольное отделение» №1

 

ГБОУ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА  №1353 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА Д.Ф.АЛЕКСЕЕВА г.Москвы

 

 

Понятие  готовности к  обучению  включает  не  только  качественную  характеристику  запаса знаний  и  представлений  ребёнка,  но  и  уровень  развития  обобщающей деятельности  мышления, произвольного внимания и  памяти, аналитико-синтетического восприятия.  Все эти психические процессы находят отражение в тестовой методике оценки речевой готовности к школьному обучению.

Чтобы проверить,  как сформированы у будущего школьника предпосылки к школьной готовности, можно предложить ребенку ответить на  ряд вопросов.

 

Методика "1. Беседа.

 

Общие вопросы развития словаря ребёнка и ориентировки в окружающем мире .

1. Назови свое полное имя и фамилию.

2. Сколько тебе лет? Назови полную дату   своего дня  рождения.

3. Назови членов своей семьи.

4. Назови имена и отчества своих родителей ,бабушек и дедушек.

5. Где и кем они работают?

6. Если есть брат или сестра  назови ,сколько им лет?4.Где и кем они работают?

7. Старше они тебя или младше?

8. Назови свой домашний адрес.

9. В каком городе ты живешь?

10. Как называется страна , в которой ты живешь?

11. Чем ты любишь заниматься?

13. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

 

Природа.

1.Чем отличаются домашние животные от диких?

2.Какую пользу приносят домашние животные?

  Каких ты знаешь хищных и травоядных животных?

3.Назови перелетных и зимующих птиц. Почему их так называют?

4.Какие ты знаешь травы, кустарники, деревья?

5.Назови садовые и полевые цветы.

6.Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

7.Какие ты знаешь явления природы?

 

"Назови детёнышей"

У кошки-котята.

У свиньи-

У козы-                              у льва-                                  у лошади-

У волка-                            у лисы-                                  у курицы-

У ежа-                               у коровы-                              у овцы-

 

 

Мир и человек.

Назови профессии.

Кто учит детей?                              Кто пишет картины?

Кто лечит людей?                           Кто строит дома?

Кто пишет стихи?                           Кто водит автомобиль?

Кто сочиняет музыку?                   Кто шьет одежду?

Кто играет в кино и театре?          Кто работает в парикмахерской?

 

Какие ты знаешь виды спорта?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Как правильно переходить дорогу?

Каких ты знаешь писателей?                                                                             

Девушка, занимающаяся плаванием - это…

Девушка, занимающаяся лыжным спортом - это…..

 

"Закончи предложение"

Хлеб кладут в…………..            На одеяло надевают……………

Масло кладут в …………..         Гриб, растущий под березой……

Рыбу ловит  ………………         Гриб, растущий под осиной…….

Лес рубит …………………        Пожар тушит……………..   

 

Величины измерения.

Чем измеряют:

- температуру?

- время?

- вес?

 

 

"Подбери слова, противоположные по смыслу".

Медленно-быстро

День-                                       финиш-                         горе-

Горячий-                                 старый-                         далеко-

Толстый-                                 глубокий-                     вышел-

Добрый-                                  белый-                           сухой-

Начало-                                    зима-                            плакать-

 

Сформированность временных понятий.

1.Какие ты знаешь времена года? Сколько их?

Назови приметы каждого времени года.

2.Назови части суток.

3.Назови дни недели. Сколько их?

4.Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько их в году?

5.Что больше минута или час, день или неделя, месяц или год?

 

География.

1.Какие ты знаешь города и страны?

2.Чем отличается город от деревни?

3.Какие ты знаешь реки?

4.Чем отличается река от озера?

5.Какие ты знаешь планеты?

На какой планете мы живем?

 

Если дошкольник не испытывает трудности в ответах, правильно понимает заданную инструкцию, самостоятельно пытается ответить на вопросы, принимает помощь взрослого и переносит ее на аналогичный пример, не боится говорить, рассуждать, доказывает свое мнение, то он успешно будет потом усваивать и школьную программу. В этом ему помогут специфические речевые и языковые навыки, которые могут быть проверены отдельно.

 

№2.3.Состояние фонематического восприятия и звукопроизношения.

 

·       Слушай внимательно и повторяй без ошибок:

ба-ба-па-ба                   за-са-за-сажа-ша-жа-ша

па-ба-па-ба                   за-за-са-за                     ша-ша-жа-ша

да-та-да-та                   ца-са-ца-цача-тя-тя-ча

да-да-та-да                   са-ца-ца-сатя-тя-ча-тя

га-ка-га-ка                   са-ша-са-шара-ла-ра-ла

ка-ка-га-ка                   ша-ша-са-ша                   ла-ра-ра-ла

 

·       Прослушай слова, какими звуками они отличаются?

 

дом-сом             торт-порт              кошка-мошка           коза-коса       

 галка-палка

крыша-крыса    бочка-почка          уточка-удочка          сын-сон       

  дочка-точка

уточка-удочка   стол-стул              мост-пост                 миска-мишка       

 кот-год

 

 

·       Прослушай слова, найди  общий звук, который встречается в каждом слове:

 

Самолет,оса,сын,автобус-                             жираф,живот,ежи,кожа-

Заяц,зубы,коза,ваза-                                       ручка,рыбак,ковер,ракета-

Цыпленок,гусеница,огурец,певец-               лодка,велосипед,стул,лопата-

Шапка,шмель,шуба,вешалка-                       чайка,качели,мочалка,чучело-

Щука,ящерица,плащ,ящик-                          котенок,квас,мак,лак-

 

№4.Сформированностьзвуко-слоговой структуры слова.

 

·       Повторить правильно слово, уметь объяснить его  лексическое значение.

 

Танкист            космонавт               лекарство       сковорода

Кинотеатр         перепорхнуть       термометр       аквалангист    кораблекрушение

 

№5.Исследование навыков языкового анализа.

 

·       Сколько слов в предложении?

Дети пошли гулять. За рекой паслись кони .

 

-Сколько в слове слогов?

 Сын     пень     книга     карандаш      волк      друг    подруга

 

·       Определи место звука в слове?

Назови 1,3,последний звук в слове:

Школа    трава       дуб    радуга        книги        лак        стакан         грач         клоп

 

·       Сколько в слове всего звуков?

Рис     киты       квас    стул      стена      книга       март      торт        сумка     парта

 

 

·       Составь из букв слова:

а,и,л,с-                        р,а,ш-                   г,а,к,н,и-                       г,с,н,е-

а,з,а,в-                        о,м,д-                    с,н.ы-                            о,в,л,к-

 

№6.Исследование грамматического строя речи.

 

·       Исправить ошибки в предложении

 

Девочку гладят утюгом.

Картину нарисовала мальчик.

Мальчик умывается лицо.

По морю плывут дельфин.

Хорошо спит медведь над снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

 

·       Составить предложение из слов

 

Доктор, больные, лечит-

В, сад, расти, ягоды-

Сидеть, птичка, веточка ,на-

Дедушка, косить, трава, лошадь, для-

 

·       Добавить в предложение маленькое слово-предлог.

 

Листочки распустились …..деревьях.       Дети вышли …школы.

Корабль плывет …..берегу.                        Трава шумит …..ветра.

Чайка летит…….водой.                              Цветы растут …….домом.

 

Словообразование.

 

·       Образование существительных множественного числа.

Один стул, а много ……..                                   Одна лошадка ,а много……                               

Один помидор ,а много…….                              Один воробей ,а много……                                 Одно ведро ,а много……                                     Один дом ,а много……….

Одно окно ,а много……..                                    Одна  вилка ,много…….

Один нос ,а много………                                    Одна белка ,а много……

Один глаз ,а много……..                                     Одна варежка ,а много……

Одно ухо ,а много……..                                       Одно дерево ,а много…….

Одно яблоко ,а много…..                                     Одна звезда ,а много …….

 

 

·       Образование существительных в уменьшительной форме.

Назови слово ласково.

Стул-                                дом-                             зима-                           дерево-

Стол-                                дед-                              снег-                           камень-

 

·       Образование относительных прилагательных.

 

 Конверт из бумаги- бумажный конверт.

Сумка из кожи-                                   лист  дуба-

Дом из кирпича-                                  лист клена-

Салат из моркови-                              лист из альбома-

Горка изо льда-                                   лист осины-

Сок из слив-                                        шишка ели-

Суп из грибов-                                    варенье из черники-

 

·       Образование качественных прилагательных.

Если днем жара-день жаркий.     

Мороз-

Снег-

Дождь-

Ветер-

Холод-

 

·       Образование притяжательных прилагательных.

У собаки лапа собачья.

Кошки-                              зайца-

Медведя-                           белки-

Волка-                               гнездо орла-

Льва-                                 клюв птицы-

Лисы-                                ружье охотника-

 

№7.Исследование связной речи.

 

1.Составить рассказ по одной сюжетной картинке.

2.Составить рассказ по серии сюжетных картин.

 Разложить в правильной временной последовательности картинки, составить рассказ, выделяя причинно-следственные связи, передовая смысловые ситуации.

3.Придумай рассказ с данными персонажами.

(ребенку предлагаются 4 предметные картинки)

4.Придумай рассказ со словами: щенок, подарок, Петя.

5.Прослушай рассказ, перескажи его с опорой на вопросы.

                                                            Зима.

Наступила зима. Накинулась зима на зверей. Посылает мороз за морозом.

Не испугались звери. Одни звери поменяли свои шубы - тепло им. Другие звери

в глубокие норы попрятались. Сердится зима - хочет до рыб добраться. Заморозила она реки и озёра, льдом покрыла сверху. А рыба вся вглубь ушла,

подо льдом ей не холодно. Добралась зима до людей. Люди тёплую одежду

одели, сидят в домах, не боятся мороза. Дети и те зимы не боятся. Снежную бабу лепят, ледяные горки строят. Хорошо зимой!

 

1.Как звери спасаются от холода?

2.Как спасаются от холода и мороза рыбы?

3.Как люди борются с холодом?

4.Что делают дети на улице зимой?

 

 

Критерии оценки речевого развития

№п/п

Параметры сформированности

Уровни развития

Функции

 

Балл

Характеристика

№1.

Словарный запас

Низкий

 

Ниже среднего

 

Средний

 

 

 

Достаточный

 

Высокий

 

1

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

5

Активный словарь ограничен бытовым уровнем.

Владеет простыми обобщающими понятиями, использует в основном существительные и глаголы.

Использует все части речи, простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но допускает ошибки.

Активный словарь близок к возрастной норме.

Активный словарь соответствует возрастной норме.

 

№2.

Звукопроизносительная сторона речи

Низкий

Ниже среднего

 

 

 

Средний

 

Достаточный

 

 

Высокий

1

    2

 

 

 

 

3

 

4

 

 

5

 

Нарушение нескольких групп звуков.

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, при нагрузке наблюдается нечёткое произношение.

Звуки в речи присутствуют, но трудности дифференциации звуков.

Звукопроизношение в пределах нормы, единичные трудности в сложных словах.

Звукопроизношение в норме.

№3.

Фонематическое восприятие

Низкий

 

Ниже среднего

Средний

 

Достаточный

 

Высокий

 

1

 

    2

 

3

 

4

 

5

Фонематические процессы не сформированы.

Не дифференцирует опозиционные звуки разных групп.

С заданием справляется, но допускает ошибки.

Фонематические процессы в пределах нормы, единичные ошибки.

Фонематические процессы в  норме.

№4.

Слоговая структура

Низкий

Ниже среднего

 

Средний

 

Достаточный

 

Высокий

 

1

    2

 

 

3

 

4

 

5

Не воспроизводит.

Искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски, перестановки слогов, звуков).

Замедленное  послоговое воспроизведение с помощью.

Замедленное  воспроизведение без ошибок.

Правильно и точно воспроизводит в предъявленном темпе.

 

№5.

Фонематический анализ/синтез

Низкий

Ниже среднего

   Средний

Достаточный

 

Высокий

 

1

    2

 

    3

    4

 

5

Отказ от выполнения задания.

Пытается выполнить задания, но не понимает, задания не доступны.

Выполняет задания с ошибками.

Выполняет задания, но допускает неточности.

Выполняет все задания без затруднений.

 

№6.

Грамматический строй

Низкий

Ниже среднего

 

Средний

 

 

Достаточный

 

Высокий

 

1

    2

 

 

3

 

 

4

 

5

Речь резко аграмматична.

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

Допускает незначительные ошибки при  словоизменении и словообразовании.

Грамматический строй близок к возрастной норме.

Грамматический строй соответствует возрастной норме.

 

№7.

Связная речь

Низкий

Ниже среднего

 

 

Средний

 

 

 

Достаточный

 

 

Высокий

 

1

    2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

5

Связная  речь не сформирована.

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, требуется помощь, использует вопросы-ответы.

При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений, не пользуется планом, мало использует разные части речи.

Может построить рассказ, пользуется простыми, реже распространёнными предложениями.

Умеет строить рассказ, пользуется планом построения рассказа, соблюдая временную последовательность событий, использует распространённые предложения, разные части речи.

 

 

Сумма баллов за тест:     низкий уровень составляет -  от 0-7     баллов;

                             ниже среднего составляет -  от 8-14   баллов;

                                           средний уровень составляет -  от 15-21 балла;

                                           достаточный уровень составляет - от 22-28 баллов;

                                           высокий уровень составляет – от 29-35 баллов.

 

Кроме общей речевой готовности, данный тест  поможет  педагогу или родителю  выявить  причины, лежащие в основе специфического нарушения письменной речи учащихся и трудности, которые являются серьёзным препятствием в усвоении учениками некоторых грамматических правил.

 

Литература:

 

1.    Федеральный закон  №273  «Об образовании  в Российской Федерации». - Москва: Проспект, 2013.- 160 с.

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.

3.    Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (2ой год обучения).-М.: Альфа,2004.

4.    Г.А.Каше.  Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985,-207с.

5.    Т.А.Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д»,2001.

6.    Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. Пособие для логопедов. Москва,ВЛАДОС,2005.

7.    Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:  Кн.для логопедов. -М: Просвещение, 1991.- 224 с.

8.    О.А.Безрукова. Грамматика русской речи. Учебно-методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Каисса, 2007.

9.     О.А.Безрукова. Методика определения уровня речевого развития  детей дошкольного возраста. - М.: Каисса,2008.

10.                        Е.Н. Косинова. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. - М.: ОЛИСС; Эксмо,2007

11.                        О.Е.Грибова, Т.П. Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. Методические рекомендации. - М: АРКТИ,2000.

 

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (25.03.2015)
Просмотров: 1719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: