Пятница, 29.03.2024, 03:45

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

Единство физического, душевного и духовного как идеал народной педагогики


 

Человечество во все времена пыталось победить голод, холод, болезни, облегчить страдания, избавиться от непосильного, изнурительного труда. Все лучшие завоевания цивилизации являются результатом стремления человека к гармонии с миром, с другими людьми, с самим собой. Почему же сегодня, в ХХI веке, несмотря на все затраченные усилия, вселенское счастье так и не наступило?

    Может быть потому, что, имея реальную возможность пользоваться всеми материальными и духовными ценностями, сам человек не изменился к лучшему? Мир, грандиозно преобразованный вокруг, не претерпел ничего подобного внутри него. И человек, часто страдая от своих проблем и ошибок, редко над этим задумывается, теряя своё триединство: тело, душа, дух. Душа, являясь содержанием телесной формы, вскармливается духом. Качество этого вскармливания влияет на её развитость или неразвитость, на здоровье или нездоровье. В одном случае у человека есть возможность обрести гармонию, в другом – опустошение. Если стремиться к гармонии, можно научиться и ценить, и обогащать уже существующие достижения цивилизации. Если не стремиться – можно превратить их в протезы для своего болезненного потребительства.

    Сегодня можно увидеть множество доказательств второго, особенно в условиях мегаполиса, с его огромными возможностями и смещёнными при этом акцентами, мнимыми ценностями, душевной разобщённостью людей, с его суетой и тревожностью. В этих условиях человек вынужден постоянно делать выбор между добром и злом, часто не отличая одно от другого. Если учесть, что ни государство, ни общество в целом не культивируют сегодня базовые духовные ценности, этот выбор часто делается не в пользу добра. А если, хоть иногда, задумываться о последствиях, - очевидной становится угроза массового отравления людей бездуховностью и хамством.

Академик Ю.М. Лотман считал, что прививкой от хамства является культура. Нет сомнений в том, что сегодня эту прививку необходимо делать ребёнку в раннем возрасте, наряду с другими прививками от детских болезней.

Современным родителям очень хочется наполнить ребёнка знаниями, чтобы потом он стал самым лучшим, самым успешным. Ребёнок и сам готов поглощать их стремительно и безостановочно. Педагогам приходится задумываться о том, как и в каком виде эти знания ему предлагать. Как важно, чтобы взрослые при этом любили детей не безумно, а разумно, и не забывали о том, что знания нужны не ради знаний и будущих успехов, а для сочетания их с вечными истинами и истинными ценностями в своей жизни.

Из всех культурных сокровищ нет более гармоничной основы для развития ребёнка, чем музыка, так как она может войти в его жизнь также легко и естественно, как любовь родителей, солнечный свет, запах цветов.

Музыка – это язык чувств, который ребёнок осваивает значительно раньше разговорной речи. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребёнку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребёнка физиологически: успокаивает его или возбуждает. Этот факт доказал крупнейший физиолог В.М. Бехтерев. Он утверждал, что, буквально, с первых дней жизни ребёнок реагирует на звуки музыки. Одни из них вызывают у него плач и раздражение, другие – радость и умиротворение. В связи с этим В.М. Бехтерев считал, что при отборе музыкальных произведений необходимо руководствоваться этими реакциями, т.е. целесообразно использовать произведения, вызывающие у детей положительные эмоции.

В ещё не столь далёкие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на сословные различия, получали богатые и разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребёнок слышал колыбельную матери, народную музыку, среди которой он рос. Все праздники и обряды сопровождались песнями, танцами, звучанием народных инструментов.

Для представителей высших сословий традиционным было коллективное домашнее музицирование, основанное на обязательном музыкальном воспитании. Ребёнок мог слышать музыку и в храме, во время богослужения, в атмосфере всеобщего внимания и благоговения. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио и телевидения, а, может быть, и благодаря этому, ребёнок с раннего детства получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

Какие музыкальные впечатления получает ребёнок сегодня? Какую роль в этом играют его родители, особенно мама? В большинстве своём, современные мамы, иногда оправдываясь, иногда не задумываясь, лишают своих малышей драгоценных переживаний перед сном, оставляя их без колыбельных песен. А мамина колыбельная – это её нежность, адресованная только малышу, её ласковое касание, её неповторимый голос и запах. Именно она даёт ребёнку возможность воспринимать окружающий мир позитивно, как уютный и добрый. Вот она – первая встреча с добром посредством музыки.

Что же происходит вместо этого? Современный малыш, в лучшем случае, слушает перед сном случайно выбранную вокальную или инструментальную музыку, посредством механического воспроизведения. Мама при этом, вообще может не присутствовать, а то, что в данном случае её заменяет, не любит только его, как мама, не ласкает его, как мама и даже не пахнет, как мама. В итоге может случиться так, что, слушая высокохудожественное произведение, малыш будет ощущать незащищённость и страх.

Пусть мамина песня уступает многим другим своей простотой и отсутствием эффектов – именно она учит малыша осваивать язык чувств. Он будет её узнавать среди многих других музыкальных впечатлений и получать удовольствие от этого узнавания. Как ни смешно это может прозвучать, мамина песня знакомит ребёнка со средствами музыкальной выразительности: тембром, динамикой, интонацией и т.д. Значит мама – это первая учительница музыки.

Много радости и пользы можно принести ребёнку, знакомя его с музыкальными пестушками, потешками и прибаутками. Во-первых, они всегда пропеваются с большой любовью к нему, а, кроме того, многому могут его научить. Например, из них он может узнать о том, что состоит из разных частей:  Ротик-клюковка, / Глазки-луковки, / Носик-пуговка – / Дочка моя – куколка.

Одни из них могут помочь малышу побыстрее заговорить: Ласточкин говорок - / Ванечке в роток, / Приговорчик в язычок, / Никогда чтоб не умолк.

Другие помогают ему учиться ходить: У Вани ручки в бочки, / Глазки в потолочки, / Пошёл за порог, / Упал поперёк.

Третьи могут полечить от болезни (исполняя их, можно погладить больное место ребёнка): С гоголя вода, / С Тани худоба, / Прочь уйди беда, / Доброго здоровья!

Четвёртые могут пожурить его за непослушание: Говорила я: / Ешь, дитя, / Не послушал, / Не покушал - / Спи голодный /  до утра.

Разве может не отреагировать малыш на то, что мама всегда такая ласковая, добрая, весёлая, вдруг изменилась? В её голосе есть что-то другое, незнакомое – она огорчена. Приручив ребёнка своей любовью и став для него авторитетом, она безо всякого раздражения и повышения голоса, лишь изменив характер своего пения, может воспитывать ребёнка.

Когда малыш подрастёт и к нему в гости начнут приходить чудесные сказки -  какими любимыми и понятными станут они для него если, рассказывая их, родители смогут пропеть песенки хитрой лисы или испуганного петушка, злого серого волка или весёлых поросят. Как это может помочь понять малышу что хорошо и что плохо, ведь эти песенки так выразительны! Поначалу бессознательное и эмоциональное, по мере развития речи восприятие песен и музыки становится более осмысленным, связанным с жизненными явлениями (поёт птичка, шумит дождик, идёт мишка, скачет лошадка).

Когда ребёнок начинает ходить, воспринимать музыку ему будут помогать и музыкально-ритмические движения: он может переваливаться с ноги на ногу вместе с мишкой, убаюкивать покачиваниями любимую куклу, подпрыгивать вместе с весёлым зайкой, ласково поглаживать больную лапку щенка, легко кружиться вместе с воздушным шариком, бодро ходить с красивым флажком. Различные игрушки и предметы, в процессе движения под музыку, помогают малышу ещё лучше воспринимать её настроение и развивать добрые чувства: нежность, сочувствие, радость и т.д.

В раннем возрасте ребёнка также полезно познакомить с музыкальными инструментами, с их неповторимым звуком: он может позвенеть колокольчиком, постучать кулачком или ладошкой в бубен, подуть в дудочку, пошуметь погремушкой, посыпать горсточку риса на струны гитары…  А когда он подружится с этими инструментами, ему можно будет предложить поиграть на них во время звучания музыки, приучая его постепенно не заглушать музыку, а внимательно в неё вслушиваться. Весело танцующим зверюшкам можно поиграть на ложках, засыпающей кукле – на нежном колокольчике, бегущему ручейку – на звенящем бубне…

В раннем возрасте можно также учиться петь, только поначалу, это будет всего лишь подражанием голосам животных и птиц, а также звукам окружающей действительности. Но даже с их помощью развиваются музыкальные способности и речь (формируется дикция и артикуляция). Если взрослые будут помогать ребёнку понять почему киска плачет жалобно, щенок лает радостно, дождик стучит тихо, ветер дует весело, он будет воспринимать музыку всё более и более осмысленно, а его подражательное пение будет всё более и более выразительным.

Какие ещё музыкальные впечатления можно подарить ребёнку в раннем детстве? Под музыку он может рисовать, лепить, играть с любимыми игрушками, и даже просто смотреть в окошко. Со стороны будет казаться, что музыка всего лишь фон для увлечённого чем-то малыша. Это не совсем так. Если правильно подобрать музыку – она обязательно поможет малышу в этой его увлечённости. Она создаст ему нужное настроение и усилит его интерес.

Вот мы и подошли к проблеме выбора репертуара. Прежде всего, необходимо знать, что музыка, предназначенная для малыша, должна отвечать принципам художественности и доступности. В раннем возрасте детскому восприятию доступны спокойствие, радость, нежность, просветлённость, умиротворение, лёгкая грусть. Малыша не нужно перегружать другими эмоциями, даже если это очень красивая музыка, по мнению взрослых. И конечно, нельзя портить ещё не сложившийся вкус ребёнка второсортной и низкопробной музыкой.

Если говорить конкретно, то ребёнка, во-первых, лучше всего развивать на фольклорном музыкальном материале. Он и прост и доступен для восприятия ребёнка кругом своих настроений, средств выразительности, жанровым разнообразием. Эта музыка может исполняться в живую и создавать атмосферу тепла, доверия, радости общения и взаимопонимания. Она замечательно развивает музыкальные способности детей и может применяться в различных ситуациях.

Во-вторых, это может быть музыка любых стилевых эпох (от Барокко до наших дней), потому что и грустить и радоваться можно вместе с Бахом, Моцартом, Григом, Чайковским, Дебюсси, Гершвином, Стравинским, Прокофьевым и т.д. Ведь все они прекрасно умели это делать. Джазовая и популярная музыка, наравне с музыкой романтиков, классиков, импрессионистов может обладать художественными достоинствами, быть доступной восприятию ребёнка раннего возраста  («Колыбельная» Дж. Гершвина, «Мельницы» М. Леграна). Самое главное чтобы родители и педагоги понимали, что, занимаясь музыкальным развитием малыша, они берут на себя огромную ответственность за то, чтобы общение с музыкой воспитывало сердце маленького человека умным, а ум добрым. Разве это не счастье?!

И, в заключении, хочется сказать о том, что государство и общество должно беспокоиться о подготовке специалистов в области раннего музыкального развития детей. Совершенно очевидно, что в педагогических ВУЗах должны быть скорректированы учебные планы, включая в себя подготовку специалистов. Для этого должны создаваться разнообразные программы, методические пособия, учебники, тщательно и целенаправленно подбираться музыкальная литература и аудио-материал. Давайте все вместе об этом серьёзно задумаемся! Внимательно и бережно изучая накопленный культурный опыт и осторожно экспериментируя.

 

 

Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (13.05.2013)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: