Вторник, 23.04.2024, 14:59

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

Молчание ягнят

                                               МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ

                     Почему дошколятам и педагогам ДО так трудно себя защищать

            У ягнёнка есть редкое качество – он безмолвно сносит насилие и хранит молчание даже тогда, когда ему перерезают горло. Есть люди, которые подобно ягнятам тоже почти не в состоянии себя защитить – это маленькие дети и, как считают социологи, воспитатели. О том, как живёт сегодня детский сад предметно в обществе и СМИ говорят редко. Обычно выхватывается какой-то неприглядный факт из жизни детского сада, муссируется  некоторое время в прессе, потом проходит информация о том, что виновные наказаны, но неприятное послевкусие от таких материалов о дошкольных учреждениях остаётся надолго. И портрет педагога дошкольного образования складывается в обществе какой-то неприглядный. Кто же сегодня работает в детском саду: добрые феи или женщины, которые пришли туда работать от безысходности? Как они сегодня воспитывают детей, и есть ли в действительности какое-то насилие в детском саду, ведь тот факт, что насилие в образовательной среде распространяется, известен почти всем. Об этом мы поговорили с Наталией Петровной Гришаевой, старшим научным сотрудником института социологии РАН.

 

        - Наталией Петровна, какое оно - насилие в детских садах? И как оно проявляется?

        - Выделяют четыре вида насилия: моральное, эмоциональное, сексуальное, физическое. Но в дошкольной сфере говорить об этом сложнее, потому что процедура измерения и сбора данных у маленьких детей очень сложна. Более старшие дети могут предъявить претензию, высказаться, рассказать о том, что произошло, их слова вызывают больше доверия. А малый ребёнок сегодня говорит одно, завтра другое, у него много фантазий, и он может напридумывать про насилие, как часто бывает.  Помню случай, когда папа прибежал в детский сад и заявил: его сын рассказал, что воспитательница ударила его по голове лопатой. Воспитательница показала эту «лопату» - пластмассовую игрушечную лопатку, которой она стряхивала снежок с шапочек ребят.  К тому же такого насилия по отношению к  детям младшего возраста, которое можно применить к подросткам, например, сексуальные домогательства, нет. Я ни одно десятилетие работаю в дошкольной сфере, и никогда не слышала, чтобы над ребёнком в обычном детском саду кто-то издевался, избивал и так далее.

            В закрытых учреждениях: детских домах, приютах наверняка насилие имеет место. Одним из индикаторов того, что там не всё благополучно, является тот факт, что сотрудники детских садов, с которыми я работала, не раз приглашали воспитателей и детей из приюта или из детского дома в обычный детский сад, допустим, чтобы вместе с ними справить Рождество. Но сколько ни приглашали или предлагали придти к ним в гости, никогда с ними на такой контакт не шли, видимо сотрудники не хотят, чтобы дети что-то рассказали, или мы что-то увидели.  

            Но, если в обычном детском саду что-то выходит за рамки в плане насилия, то это сразу доходит до начальства, а то и до суда. То есть ярко выраженное насилие в обычном детском саду случается редко, а вот, что касается морального насилия, ситуация не такая простая.

            - Что Вы понимаете под моральным насилием?

-Дело в том, что в нашем обществе повсеместно распространено моральное насилие, на до всеми и везде, и детский сад не исключение. Туда приходят родители, которые могут ворваться в группу и сказать, например, чужому ребёнку: «Ты бил моего Васю? Подожди, выйдешь из группы, получишь от меня». Физического насилия ещё не свершено, а угроза уже есть. И угроза насилия чаще исходит не от воспитателей, а от тех же самых родителей. То есть ребёнок в детском саду не защищён от чужого родителя в том числе.

И конфликты, которые происходят между детьми, каждым воспитателем разрешаются на его усмотрение. Когда воспитатель кричит на детей – это тоже насилие. Теперь в угол ставят реже, чаще сажают на стульчик, и читают нотацию типа: «Хорошие мальчики так не поступают, разве ты плохой мальчик?» С моей точки зрения – это уже моральное насилие. Надо оценивать поступок, а не ребёнка, большинство воспитателей не различают таких тонкостей. Для них это идентично. Я думаю, их так оценивали самих в детских садах, их так оценивали в школе, на работе. И в том числе в педучилище не уделяется должного внимания психологической стороне воспитания.         

         Когда я изучаю эмоциональное благополучие детей в группе, то прошу удалиться воспитателей из группы и смотрю, что будет происходить с детьми на пятой, на десятой, пятнадцатой, двадцатой минуте и так далее. Тихо сижу в группе и никакого видимого интереса к детям не проявляю, они быстро перестают меня замечать. Вот распространённый пример моих наблюдений: когда воспитатель уходил из группы, у детей было 15 видов деятельности: дети играли в шашки, что-то строили из кубиков, играли в куклы и так далее, через пять минут осталось пять видов деятельности, а на десятой не осталось ни одного вида деятельности из тех, что были, когда я вошла в группу. Ребята начинают носиться по группе, ползать под кроватями и бросаться подушками. Это показатель того, что регуляция поведения детей внешняя, она управляется воспитателями. Не владеют воспитатели методиками, которые позволяют сделать регуляцию поведения внутренней. И критерии работы дошкольного учреждения и воспитателя, в том числе не предполагают формирование личности ребёнка. Конечно, есть методики, которые уделяют этому большое внимание. Среди них методика Монтессори — система воспитания, предложенная в начале прошлого века итальянским учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

В методике Марии Монтессори всё направлено на то, чтобы саморегуляция поведения находилась внутри ребёнка. Ни один воспитатель в группе Монтессори не скажет: «Как тебе не стыдно, что ты так поступил». Если что-то произошло, он скажет: «А тебе это понравилось? А ты сказал, что тебе не нравится, когда с тобой так поступают?» То есть методика предполагает, что саморегуляция поведения формируется внутри человека. В таких группах я видела удивительный результат, я сидела не 15 минут, а час, и ждала, когда же поведение детей начнёт меняться, но дети продолжали рисовать, лепить, и так далее, то есть делали то, что и в присутствии воспитателя.

            - А какие дети больше склонны к насилию?

- У меня есть опыт общения с родителями дошкольников. Большинство из них своего ребёнка настраивают на конкуренцию, соревновательность, говорят: «Как , ты не первый?». То есть даже, если нет в этой семье агрессии, то такие установки подтолкнут ребёнка к конфликтному взаимодействию.   И многие родители говорят своим детям о насилии: «Если тебя там тронут, дай сдачи, как следует!». Также, если родители дома бьют свих детей, дети начинают транслировать их поведение в детском саду, то есть много насилия среди детей идёт из семьи. Есть районы, где живёт большой процент неблагополучных семей, там  в группах физическое насилие между детьми более распространено. А в более благополучных районах и  в детских садах ситуация среди детей спокойнее.

Но дети очень пластичны, они принимают те правила, которые в пространстве детского сада существуют. Приходят в группу разные дети, из разных семей но в группе Монтессори, а я большая поклонница этой методики,  происходит нормализация детей, у ребёнка нарабатывается программа сотрудничества, развиваются  душевные силы и сохраняется его психическое здоровье.

- Какую основную цель ставят перед собой другие программы развития, которые применяются в детских садах?

            - В общепринятой методике «Детский сад» Фридриха Фребеля, которая существует с1855-го года тоже главное – забота о душевном, гармоническом развитии ребёнка.  И на первом месте почти во всех методиках - гармоническое развитие ребёнка, но гармоническое развитие часто представляется, как: рисуем, пляшем, читаем, считаем, узнаём. В каждой программе есть развитие коммуникативных навыков, творческое развитие и прочее. То есть гармоническое развитие  понимается с точки зрения наработки каких-то навыков. Но все эти методы внешние, то есть, в наших принятых методиках не вырабатывается у детей внутренняя саморегуляция поведения. Поэтому дети, приходя в школу, правил привитых в детском саду не соблюдают, допустим, они ели на кружевных салфетках и ножом с вилкой в садике, а приходят в школу и едят в школьной столовой макароны руками.  Но не только в методике Марии Монтесори развивается внутренняя саморегуляция, есть методика «Золотой ключик», методика «Шаг за шагом из детства в юность», есть разные инновационные методики, но они требуют труда для реализации в детском саду.

- Наталья Петровна, у Вас тоже есть своя методика, в чём её особенность?

            - Она называется «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении», в рамках этой программы дети сами вырабатывают правила взаимоотношений друг с другом, с воспитателями. А родители на родительском собрании вырабатывают правила общения между собой, с воспитателями и детьми в рамках детского сада.  Например, происходит в группе какая-то ситуация: дети подбегают к воспитательнице и кричат, каждый хочет что-нибудь сказать. После этого воспитатель говорит: «А как сделать так, чтобы я вас услышала?» Все садятся в круг, и каждый ребёнок предлагает, как лучше сделать по его мнению. И воспитатель делает вывод: « Для этого нужно, чтобы все говорили по очереди»! И вносится правило: если мы хотим что-то сказать, то мы не кричим все вместе, а говорим по очереди. Если например, воспитатель побежала к двери, когда её вызвала заведующая, дети говорят: «Вы правило нарушили, бегать же по группе нельзя, садитесь в Кресло размышления»! В него садятся, чтобы подумать, почему человек нарушил правило. Дети даже заведующую детского сада в Кресло размышления усаживали. В одном  детском саду Москвы моя авторская работа велась 15 лет. И там были замечательные результаты.

- А как обстоит дело у работников дошкольных учреждений, насколько среди них проявляется какое бы то ни было насилие?

- Хочу сказать, что дошкольные работники, это абсолютно бесправные люди. А эмоциональное и моральное насилие в нашем обществе процветает повсеместно. Естественно оно пропитывает родителей, дошкольные учреждения тоже, но, что касается дошкольных работников, они вообще не защищены. Если приходит какой-нибудь родитель жаловаться куда-нибудь наверх, заведующую вызывают и, как минимум, получают выговор и заведующая и воспитатель. Когда я оказываюсь свидетелем такой ситуации,  то спрашиваю:  «А если обвинение надумано, если родители не правы»? На что мне отвечают: «А это не важно. Если родитель пожаловался, руководство всегда встаёт на сторону родителей». Это как в сфере обслуживания – клиент всегда прав.

            В последние годы стало ещё хуже, это издержки гласности. Все всего бояться, если в прессу проникают сведения о том, что в детском саду что-то случилось, начинается настоящий скандал. Но говорить, что воспитатели в большинстве своём плохо относятся к детям – это оскорбление. Другой вопрос: какой они квалификации, ведь можно любить свою профессию, но не иметь достаточных знаний, квалификации не хватает, практически, повсеместно.

            - В каких же учебных заведениях готовят педагогов ДО с квалификацией, соответствующей современным требованиям?

            -  Здесь можно отметить два университета, у которых хорошие педагогические традиции: Россиийский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге и Московский педагогический государственный университет, бывший пединститут имени Ленина. Есть интересные методики, которые изучают в некоторых педагогических училищах.

Академия повышения квалификации тоже имеет целый ряд тематических программ: Монтесори-педагогика, возрождение традиций народной культуры, психологическая грамотность, психологическая компетентность, конфликтология. Есть сеть институтов повышения квалификации во всех регионах России. Повышение квалификации ведётся и в наших педагогических вузах, но к сожалению, соответствующих современным требованиям программ повышения квалификации очень мало.  Мы видим, во что сейчас превращается система повышения квалификации. Появились мини-курсы, которые вместо положенных 72-х часов за 20 часов обучают дистанционно за компьютером и можно получить корочку.

В июле 2011 года группа учёных, мои коллеги старший научный сотрудник института социологии РАН Елена Ивановна Пронина, и советник Госслужбы, специалист Московского областного отделения Российского общества социологов Юрий Антонов, и я в их числе создали Межотраслевой центр интеграции дошкольных организаций. В МЦДО будут входить дошкольные учреждения наукоградов, несколько подразделений института социологии, Российского общества социологов, Научный центр здоровья детей. Основные задачи МЦДО: проведение Всероссийских социологических опросов в поддержку дошкольного воспитания и образования, развитие социальных технологий, возрождение традиций оздоровления, объединение  инноваций, налаживание сетевой взаимосвязи между учреждениями ДО, развивающими инновационные методики. В  нашем МЦДО мы планируем организовывать  семинары по изучение современных методик. У нас в планах -  создание лабораторий, работающих в регионах. И в эти лаборатории будут приезжать педагоги из разных регионов, там они смогут изучать интересующие их методики, привязывать их к своему местному контексту.

           К сожалению,  работа в поддержку детства у нас в стране только в зачаточном состоянии, и поэтому такая венчурная, инновационная структура будет стимулировать эту работу.

             - Что вы уже успели сделать в рамках этой структуры?

- Мы участвовали в очень интересном опросе в 25-ти регионах России, который проводил институт социологии РАН и Российское общество социологов,  он называется «Медийный образ педагога дошкольного образования в восприятии профессиональной группы». Было опрошено более двух тысяч воспитателей. Вот некоторые результаты наших исследований: более чем 80 процентов воспитателей выбрало свою профессию, потому что им нравится работать с детьми. Среди самых больших проблем в профессии воспитатели отметили: низкий заработок, на это указали 95% опрошенных. Он в некоторых регионах в среднем семь тысяч рублей, а, согласно традиции, сложившейся в мире, труд воспитателя стоит три доллара в час. На втором месте психологические перегрузки, на них указали  более 60% и отсутствие уважения к профессии со стороны СМИ – 45% опрошенных. Большинству воспитателей важно, что об их профессии говорят и пишут, так считает 90 процентов опрошенных. Более 90 процентов опрошенных считает, что СМИ уделяет слишком мало внимания профессии воспитатель, и формируют образ воспитателя, который отпугивает от профессии и унижает тех, кто в ней работает. Что и говорить, журналисты часто выхватывают жареные факты, их не интересует, что происходит внутри учреждения. А говорить нужно о том, как интересно работают лучшие педагоги, рассказывать об их опыте, таким образом поднимать престиж профессии, рассказывать о лучших традициях дошкольного образования, дошкольных учреждений. Внутренняя обида воспитателей присутствует буквально в каждой анкете. Но обижаются воспитатели не только на СМИ, но в первую очередь на государство, которое так низко оценивает их труд. Не уважают труд воспитателей, по их мнению, также богатые. Растёт неуважение к воспитателям и у бедных слоёв населения: бедные уважают богатых, а воспитатели – бедные. Уважают воспитателей учителя школы, психологи, медработники.  То есть те, кто не понаслышке знает их работу.

 Если говорить о политической активности, по данным нашего социологического исследования из опрошенных воспитателей в акциях почти никто не участвует, хотя считают такую меру борьбы самой эффективной. В нашем исследовании есть интересный вопрос: могут ли сами педагоги влиять на то, что о них говорят и пишут СМИ? Могут и должны, так считает 30 процентов опрошенных, а 60 процентов считают, что должны, но не могут(!)

            - С какими запросами сегодня родители приводят ребёнка в сад?

            -  В младших группах их интересует  здоровье, в старших - подготовка к школе. Если перед родителем поставить альтернативу: что вы хотите, чтобы ваш ребёнок учил три языка, занимался компьютером, и так далее, или мы будем развивать его способности жизни в коллективе, то 20 процентов родителей отдадут предпочтение умению жить в коллективе, а остальные нацелены на развитие интеллекта и умений. И такую позицию прежде всего диктует школа, потому что ребёнок никогда не попадёт в престижную школу, если он не умеет читать, писать и считать. Если бы в школу принимали по душевным качествам, всё бы моментально изменилось. То, что над формированием личности сегодня в детском саду, практически, не работают, это настоящая проблема. Какие качества личности в основном формируются сегодня в детских садах?  Пассивность, зависимость, ориентация на чужое мнение, делание за похвалу: «Ой, какая Олечка молодец! Она сегодня накрыла на стол».

            - А как нужно сказать?

            - Я этому учу воспитателей на моих тренингах, где воспитатель учится говорить в безличной форме: «Как у нас сегодня стало красиво, какой у нас красиво убранный стол»! И не упоминает, что это Олечка – молодец, потому что его накрыла. Ребёнок и так поймёт, что его отметили. И не она - молодец, а она для всех создала красоту. Это же целая философия! В моей методике слово «молодец» под запретом, как и определения «хороший – плохой». Если кто-то из детей ведёт себя агрессивно, например, кидаются снежками, воспитатели, как  правило говорят: «Нехорошо так поступать, хорошие мальчики так не делают. А если б тебя снежком ударить?»

            - Это – классика, будучи ребёнком каждый из нас, наверное, слышал что-то подобное, а как надо говорить?

            - Правильный ответ совсем в другой плоскости. Я бы подозвала бы одного, который кинул снежок, и второго, в которого кинули, и спросила: «Ты плачешь? Тебе больно, обидно? И мальчику, который бросил снежком, скажи: мне больно, мне обидно». Так дети учатся выражать свои чувства, устанавливать разумные границы поведения.

- Есть  дети, которые в детском саду, а потом и в школе становятся изгоями. Что это за дети? Как с ними работать?

            - Давайте рассмотрим этот вопрос: озабочены ли воспитатели, тем что у них какой-то ребёнок – аутсайдер, что дети его в игру не принимают? Только 20 процентов воспитателей на это обращают внимание. И не потому что они – звери, а потому что, когда их работу будут оценивать, их оценят по тому, умеет ли ребёнок читать, писать, считать. То есть критерии оценки работы воспитателя проходят только по этому принципу.

            Ребёнок часто становится изгоем, потому что, например, он единственный в семье, окружённый множеством бабушек и родителями, и привык к тому, что ему уделяется большое внимание дома. А в садике он и десятой доли этого внимания не получает, и он начинает стягивать внимание на себя любыми способами и методами. Но если воспитатель правильно простраивает работу в группе и работу с ним, то примерно через полгода ребёнок начинает встраиваться в систему.

            И противоположность таким детям с гиперопекой, дети из неблагополучных семей, то есть с гипоопекой, которым не уделяют должного внимания в семье. Часто бывает, когда родители не прислушиваются к мнению, желанию ребёнка, воспитывают его авторитарно, у ребёнка занижена сомооценка, и он провоцирует такие действия, которые к нему применяются, и которые можно квалифицировать как насилие. Но если хороший психолог работает с такими детьми особо, выделяя их в группу риска, потому что в каждой группе  2-4 ребёнка потенциальных изгоев, то такие дети корректируются. Но прежде всего,  родители должны быть заинтересованы в этой коррекции.

В среднем по Москве, детей, которые приходят из семей, где происходит насилие,  2-3 ребёнка в группе. А, если говорить про неправильное воспитание в семье, то таких восемьдесят процентов.  

            - Как же, всё-таки бороться с насилием в дошкольной среде? Есть у вас какие-то общие рекомендации?

            - Надо бороться с насилием в обществе: чем меньше будет насилия в обществе, тем меньше его будет в детском саду. Второй тезис о том, что сама система воспитания в детском саду должна быть такой, чтобы она не предполагала никакого морального насилия воспитателей над детьми. И нужно реорганизовывать пединституты и педколледжи, чтобы там учили будущих педагогов другим методикам, которые способствуют становлению личности, а не просто учат детей рисованию, чтению и прочее. Это тоже должно быть, но не может стоять во главе угла. 

Воспитание в детском саду должно формировать следующие ипостаси в ребёнке: я, как личность, я как гражданин, я как член семьи, я как горожанин, я как россиянин, я как житель Земли, я как часть мироздания. Все эти ипостаси личности в начальной фазе должны закладываться в садике.

Также в обществе необходимо формирование позитивного образа воспитателя, этому будут способствовать: повышение зарплаты, привитие у родителей уважения к труду воспитателей. Представители вышестоящих органов тоже должны вставать на сторону воспитателя, а не только защищать интересы родителей. Но проблема в том, что внутри общества есть установка, что дети, особенно чужие – это ничто. Это я вам, как социолог говорю. А знаете почему? Потому что маленькие дети не докучают обществу, у них нет своего мнения, нет протестного поведения: ягодки ещё не собираем. То есть – это самая незащищённая группа населения. А вот, когда подростки начитают поджигать, насиловать, убивать, тогда общество начинает задумываться над тем, как бы с ними справиться, как их перевоспитать?  

Воспитатели, кстати, тоже недалеко ушли от детей в умении себя защищать.  Вот почему в детских садах так любят устраивать прокурорские проверки, особенно зимой: тепло, безопасно, накормят и будут трястись как осиновые листы от каждого замечания. Из своей практики знаю, однажды такие ретивые служаки начали проверять сумки при выходе работников из детского садика. У одной воспитательницы нашли два яблока – был скандал! Помню другой случай; пожилая работница САНПИНа вдруг решила проверить, все ли дети в подведомственном её организации саду спят в тихий час (!) Уселась в группе и начала наблюдать за детьми. Один мальчик не выдержал и спросил: «Ты баба Яга?»

- Почему же воспитатели такие робкие, это какая-то профессиональная особенность?

-Это ещё и особенности психотипа воспитателей. Среди них женщины, в основном психотипа многодетной матери, которая погружена в свой мирок, такие не выходят ни на какие протестные акции. Учителя, например, более активны,  а в садике по статистике только 10 процентов таких, которые, например,  пойдут на акцию протеста, открыто заявят о своих правах. Поэтому у них должен быть посредник, который будет отстаивать их интересы. И таким посредником я вижу профсоюз. Потому, что воспитатели  это такая профессиональная группа, которая может только с помощью посредника включаться в общественную деятельность. Профсоюз может быть замечательным посредником, он как раз  должен представлять интересы воспитателя.

                                                             Наталья Воронина


https://word.office.live.com/wv/WordView.aspx?FBsrc=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fdownload%2Ffile_preview.php%3Fid%3D657889750892100%26time%3D1373887353%26metadata&access_token=100002460337765%3AAVLalbPWm8-4qEXxBT4Z3qg_-297aguWnQ84ycsxAtbI1A&title=%D0%9C%D0%9E%D0%9B%D0%A7%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95+%D0%AF%D0%93%D0%9D%D0%AF%D0%A2.doc
Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (15.07.2013)
Просмотров: 1851 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: