ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЁХ ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ
Лукьяненко Ольга Дмитриевна,
к. пед. н.
ФБГОУ ВО «АГПУ»,
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования, доцент
Россия, г Армавир
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
В каждой семье рано или поздно возникает проблема отдавать ребёнка или не отдавать в детский сад. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния и занятости родителей. Ребёнок, приходящий в дошкольное учреждение, переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), он попадает под целый комплекс новых воздействий. От благополучного привыкания малыша к детскому саду, т.е. от адаптации, зависит здоровье и самочувствие ребёнка. У малышей от двух до трёх лет стрессовые реакции, вызванные адаптацией, надолго нарушают эмоциональное состояние.
Желательно, чтобы этот период был плавным, мягким. Многое в подобной ситуации зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за душевный комфорт ребёнка, радостное восприятие им нового образа жизни.
Как показывает анализ педагогической практики и личный опыт, у воспитателей накоплен богатый арсенал методов и средств адаптации ребёнка к детскому саду. Но, на наш взгляд, педагоги недооценивают важности и значения пальчикового театра для эффективной социальной адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.
Пальчиковые театры и театрализованные игровые упражнения не только способствуют развитию речи детей по распространённому мнению, но и повышают эмоциональный подъем ребенка и он чувствует себя раскованно, свободно, а, следовательно, легче и быстрее адаптируется к условиям детского сада.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что социальная адаптация детей 2-ух-3-х лет к условиям дошкольного образовательного учреждения пройдёт эффективнее, если педагоги будут применять в работе с детьми пальчиковый театр в разных режимных моментах, свободной и организованной игровой деятельности. При этом мы полагали, что будут соблюдаться следующие условия организации адаптационного периода:
- тесное взаимодействие воспитателей и родителей с целью повышения педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- отбор и определение содержания педагогического процесса с детьми раннего возраста;
- реализация в педагогической деятельности рекомендаций по обеспечению успешной адаптации детей 2-3-х лет к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Исследователи отмечали, что в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению у ребенка раннего возраста происходит помимо иммунной и физиологической ломки, преодоление психологических преград. Мы предположили, что пальчиковый театр и поможет наладить контакт, близкие отношения с ребенком. Пальчиковый театр может применяться с целью социальной адаптации детей к детскому садику. Малыши очень любят игры с пальчиками. Их забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик.
Целью констатирующего этапа исследования было проведение диагностики эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ и оценивание их. Эксперимент проходил в течение первых месяцев пребывания детей двух групп (контрольной и экспериментальной) на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №28 города Армавира. В исследовании участвовали 8 детей раннего возраста (от 2 лет до 2 лет 10 мес.): 5 девочки и 3 мальчика (экспериментальная группа), 8 детей раннего возраста (от 2 лет до 2 лет 10 мес.): 4 девочки и 4 мальчика (контрольная группа). В эксперименте также приняли участие воспитатели и родители воспитанников данных первых младших групп ДОУ.
В работе были использованы следующие методики:
- изучение эмоциональных состояний детей;
- прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам.
В качестве основных методов мы применяли наблюдение и эксперимент. Регулярное наблюдение позволяло объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада.
Мы тщательно фиксировали внешние проявления поведения и выражения эмоций. Только потом приступали к анализу результатов. Подтвердить полученные выводы нам помогли анкеты родителей. Наблюдения за детьми мы проводили в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Используя в качестве основы предложенные Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной оценки поведенческих реакций, мы составили карту эмоциональных состояний детей группы на констатирующем этапе эксперимента [3, 74]. В карте описаны следующие эмоции ребёнка: страх, гнев, радость, печаль, интерес. Описаны три степени их проявления в конкретных ситуациях.
1-я степень - отсутствие внешних проявлений негативных эмоций или незначительное их выражение в поведении, мимике, жестах.
2-я степень -средняя степень выражения эмоциональных проявлений в мимике, позе, словах.
3-я степень- сильное выражение эмоций в мимике, речи, движениях.
Внешние негативные эмоции отсутствовали в двух группах лишь у нескольких детей (14%), т.е. у остальных детей они были выражены (86%).
У детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента сильная степень выражения эмоций была немного выше (43%), чем у детей экспериментальной группы(29%).
Уровни готовности поступления малышей в детский сад (по психолого-педагогическим параметрам) представлены на слайде. Таким образом, для поступления в детский сад были готовы только 14% детей из экспериментальной группы. Они набрали от 2,6 до 3-х баллов. Условно готовы к поступлению в садик дети, которые набрали от 2,5 до 2-х баллов. (57%) и в 1-ой и во 2-ой группах. Остальные дети были не готовы к поступлению в дошкольное образовательное учреждениею они набрали от 1,9 до 1, 6 баллов.
Итак, изменение привычного образа жизни детей привело к нарушению их эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Дети много плакали, раздраженно отказывались от контактов с новыми взрослыми (воспитателями и помощниками воспитателей), сторонились сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывалось на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекали иногда очень бурно: малыши не отпускали от себя родителей, долго плакали после их ухода, а их приход встречает слезами. Игрушки оставляли малышей безучастными, интерес к окружающему снизился.
Сложно было строить взаимоотношения с родителями. Некоторые из них относились к периоду адаптации как к чему-то само собой разумеющемуся и всю ответственность возлагали на плечи воспитателей. Мы пришли к необходимости создания в экспериментальной группе атмосферы комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи между детьми и взрослыми. Одним из средств нормализующих эмоциональное состояние детей в период адаптации мы выбрали пальчиковый театр.
На формирующем этапе эксперимента мы поставили следующие
задачи:
1. Составить комплекс совместной деятельности с использованием пальчикового театра.
2. Реализовать комплекс совместной деятельности с использованием пальчикового театра.
3. Создать комфортный психологический климат для проведения пальчикового театра, пальчиковых игр.
Если ребёнок почувствует с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдёт процесс адаптация. Мы приложили все усилия для того, чтобы детям в нашей группе было комфортно и удобно находится.
Мы установили красивую ширму для демонстрации спектаклей по сказкам. Связали игрушки на пальчики из пряжи разных цветов (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, петушок, колобок и др.), оформили красивые коробки, где лежали фигуры персонажей из сказок «Репка»; «Курочка ряба»; «Колобок» и др. Персонажи для театра маленьких размеров для пальчиков малышам сразу им понравились.
Проведение пальчиковых игр требовало от взрослых знания и выполнения определенных условий:
• добровольность участия ребенка в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
• запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
Первое же знакомство с персонажами Хрюшей и Мышонком (эти куклы сопровождали малышей во все режимные моменты) помогло создать хорошее настроение, заинтересовать детей.
Основной формой проведения формирующего этапа стала игровая деятельность в свободное от занятий время. Серия состояла из 15 пальчиковых игр и 5 постановок пальчиковых театров по мотивам известных сказок, таких как: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Теремок». Игры проводились в течение дня и были представлены на сайте для родителей.
Во время проведения пальчиковых театров было заметно, что дети с удовольствием включались в работу, заданную воспитателем: повторяли песенки, слова из произведений, легко узнавали персонажей из сказок, пытались и сами имитировать движения и слова героев с помощью пальчикового театра.
Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» не была им знакома ранее, поэтому ее восприняли с большим интересом, слушали сказку внимательно, очень сочувствовали зайчику (гладили по ушам), ругали лису (грозили пальчиком).
С большим удовольствием дети смотрели сказку «Колобок» и подпевали песенки: «Я колобок, колобок, ….» вместе с воспитателем.
Пальчиковый театр «Курочка Ряба» понравился детям больше всех, так как с помощью детского пальчикового театра, они без помощи взрослого сами разыгрывали сказку, очень эмоционально выражая, как плакал дед и как бабка. Как радовались старики, когда им снесла курочка обычное яичко.
Пальчиковый театр проводился как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий время, в режимные моменты. В особенности, пальчиковый театр проводился как способ игровой деятельности детей. В пальчиковых театрализованных играх принимали участие все дети группы. Длительность проведения – 5-15 минут два раза в неделю в экспериментальной группе. Ежедневно добавлялась новая игра, повторялись и закреплялись ранее разученные.
Мы разработали и провели мероприятия с родителями:
- Экскурсия по дошкольному учреждению.
- Анкетирование
- Родительское собрание «Ребёнок идёт в детский сад».
- Консультация «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения».
- Памятки «С чего начать».
Провели работу с воспитателями первых младших групп:
- Просмотр видео-роликов пальчиковых игр,
- семинар-практикум по теме: «Пальчиковый театр для детей раннего возраста»,
- Подготовили для них памятку «Как играть с ребёнком раннего возраста».
Таким образом, формирующий эксперимент включал работу с детьми, родителями и педагогами в адаптационный период.
Через два месяца было проведено повторное исследование эмоционального состояния и адаптированности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Негативные эмоции отсутствовали у 57% детей экспериментальной и 43% детей контрольной группы. То есть, полученные результаты в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной. Средняя степень выраженности эмоций детей экспериментальной группы на 14% выше, чем у малышей контрольной группы. Третья (сильная) степень выраженности эмоций у детей экспериментальной группы осталась только в контрольной группе.
Повторное диагностическое исследование показало, что в экспериментальной группе эмоциональное состояние детей значительно улучшилось. Малыши стали более спокойными, чаще радовались, у них возрос интерес ко всему новому, особенно пальчиковым игрушкам. Дети спокойнее реагировали на расставание с мамами и папами. Нормализовался сон и аппетит. Малыши чаще улыбались и смеялись, чем капризничали.
Мы также провели анкетирование родителей детей, начавших посещать детский сад, по вопросам об адаптационном периоде.
Анкета дала возможность узнать у родителей, какая была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания процесса адаптации с точки зрения родителей. Поэтому в анкете освещаются различные вопросы, например: какой режим дня ребенка дома, особенности темперамента ребенка, каким образом проходила подготовка к детскому саду, как воспринимает малыш детский сад, воспитателей, других детей, как проходит общение и игры их ребенка с другими детьми, с каким настроение он утром идет в группу, а вечером встречает маму.
Анкетирование показало, что в экспериментальной группе, как и в контрольной, родители целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению в детский сад, предварительно знакомили детей с воспитателями, детьми и т.д., в экспериментальной группе в период адаптации воспитатели занимались с детьми пальчиковыми играми и пальчиковым театром. Что помогло им установить отношения с детьми. Адаптация поэтому проходила легче, чем у детей контрольной группы.
Причину мы видим в том, что в контрольной группе не занимались театрализованной деятельностью (пальчиковым театром), которая, на мой взгляд, и помогла установить эмоциональный контакт воспитателей и детей, откорректировать их поведение, эмоциональный настрой.
Мы пришли к следующим выводам:
1. Не смотря на то, что родители детей контрольной и экспериментальной групп целенаправленно готовили своих малышей к поступлению в детский сад (проводили закаливающие мероприятия, предварительно знакомили детей с воспитателями, детьми и т.д.), адаптация деток из контрольной группы проходила гораздо дольше, дети с трудом учились устанавливать отношения со сверстниками и воспитателями, долго выражали свои негативные эмоции, чего нельзя сказать про экспериментальную группу.
Причину мы видим в том, что в контрольной группе не занимались театрализованной деятельностью (пальчиковым театром), которая, на наш взгляд, и помогла установить эмоциональный контакт воспитателей и детей, откорректировать их поведение, эмоциональный настрой.
Таким образом, социальная адаптация детей 2-ух -3-х лет к условиям дошкольного образовательного учреждения проходит эффективнее, если педагоги применяют в работе с детьми пальчиковый театр в разных режимных моментах, свободной и организованной игровой деятельности. Проведение пальчиковых игр успешно влияет на адаптацию малышей к детскому саду: на их эмоциональное состояние, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Список использованных источников
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://podmel.ru/akulova-o-teatralizovannie-igri--doshkolenoe-vospitanie-2005-4/page-1.html
- Волобуева Н.А., Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -№ 5 / том 9 / 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук.- М.: Издательский дом. Литера.-2005.- 32с.
- Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка. – М.: Буки-Веди, 2013. - с.139-142.
- Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999.- 220с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006. - 275 с.
- Шайхутдинова Н. В детский сад без слез. // «Дошкольное воспитание.- 2009, №5, с. 109.
|