Памятки по воспитанию культуры общения у дошкольников
Глобина Оксана Александровна, преподаватель
ГБПОУ Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Социально – коммуникативная область ставит следующие задачи развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
С развитием социально-коммуникативных качеств у детей тесно связана проблема воспитания культуры общения. Проблемой формирования и воспитания культуры общения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская. Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович.
C точки зрения А.А. Леонтьева общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. [13, с.20] Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается Майей Ивановной Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. [7, с.168]
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура общения - широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.
И.Н. Курочкина определяет культуру общения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Так же в ходе воспитания культуры общения у дошкольников следует воспитать и нравственные качества, т. к. они являются неотъемлемой частью культуры общения:
Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца".
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях находятся истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду. [8]
Эти качества нужно формировать у детей. С этой целью я разработала тематику бесед и игр нравственной направленности.
Беседа №1 «Как жить дружно, без ссор»
Цель: воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, игр.
Беседа №2 «Правила дружной игры»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; объяснить детям, зачем нужны правила игры; учить решать спорные вопросы.
Беседа №3 «Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
Беседа №4 «Зачем говорят "здравствуй"»
Цель: формировать у детей основные правила этикета при встрече; познакомить со способами приветствия; закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Беседа №5 «Чего не знал воробышек»
Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения, закрепить правила вежливого обращения.
В практической действительности я в любую сюжетно-ролевую игру добавляла памятку по воспитанию культуры общения. В игре памятка могла появится на любом ее этапе. К содержанию памятки с детьми возвращалась неоднократно. Например.
Памятка «Правила культуры общения»
1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.
2. Будь приветлив и вежлив со всеми.
3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания.
5. Умей выслушать товарища, не перебивая его .
6. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
7. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
8. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
9. Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет.
10. Мальчикам: пропускай вперёд девочек в транспорт, в помещение.
11. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
12. Делись с товарищами игрушками, книгами; играй дружно;
13. Умей признать, что был неправ.
14. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.
Содержание памяток доступное и конкретное. Памятку мог принести герой сюжетно-ролевой игры, а знакомиться и запоминать памятку с детьми приходилось педагогу. Предлагаю некоторые памятки по воспитанию культуры общения.
Памятка «Правила вежливости»
- Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.
- Улыбайся, будь в хорошем настроении.
- Не перебивай, когда разговаривают другие.
- Заходя в закрытую дверь, стучись.
- Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
- Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
- Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
- Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.
- Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
- Не показывай, что тебе неинтересно.
- Не спорь, избегай конфликтов.
- Не отвечай грубостью на грубость.
- Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.
Памятка « Правила деликатного общения»
- Надо вежливо обращаться к другим людям.
- Правильно вести себя в чужом доме.
- Быть гостеприимным хозяином.
- Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
- Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
- Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
- Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
- От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
- Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
- В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
- Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
Памятка «Правила общения со сверстниками»
- улыбаться;
- называть человека по имени;
- смотреть в глаза собеседнику;
- выяснить интересы собеседника;
- разговаривать о них;
- найти больше общих интересов с собеседником;
- слушать
- не перебивать;
- уточнить, переспросить;
- говорить спокойным тоном;
- согласиться с точкой зрения собеседника, а потом высказать точку зрения свою;
- уметь признавать, если ты не прав и понять точку зрения другого;
- видеть и находить положительные качества в человеке;
- помогать человеку;
- аккуратность;
- находить способы защиты;
- уважать старших и проявлять искренний интерес к другим ребятам;
- нести ответственность за действия;
- прислушиваться к мнению других;
- говорить правду.
Согласно всему этому можно сделать вывод, работая с детьми, следует уделять больше внимания формированию их культуры общения в играх и других видах деятельности.
Библиографический список
- Арушанова, А.С. Истоки диалога. [Текст] / А.С. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.
- Бабаева, Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. Пособие. [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 224 с.
- Васильева, М.А., Гербова В.В., КомароваТ.С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова .- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Горшкова, Е.И. Учите детей общаться [Текст] / Е.И. Горшкова.// Дошкольное воспитание. - 2000. - №12.
- Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения [Текст] / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду—2002. №1
- Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2010. - 416с.
- Курочкина, И. В. О культуре поведения и этикете [Текст] / И. В. Курочкина // Дошкольное воспитание. 2003. – 256с. №11.
- Лященко, М. А. Сюжетно - ролевая игра как средство воспитания общения у детей дошкольного возраста. Статья. [Электронный ресурс] / Лященко М. А. Санкт-Петербург – 2015. - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/28/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-obshcheniya-u-detey – 15.05.2015.
- Сорокина, Г.В. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-111502.html – 13.03.2015.
|