Четверг, 12.12.2024, 19:39

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ПРИОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ПРИОБЩЕНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

 

Лисицкая Лариса Григорьевна

д. филолог. н.,  доцент,

ФБГОУ «Армавирский государственный

педагогический университет»,

кафедра педагогики и технологий

дошкольного и начального образования, доцент

Россия, г. Армавир

 

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.\

 

Актуальность проблемы, заявленной в теме доклада, определяется, по-нашему мнению, двумя положениями. Во-первых, в связи с активной государственной демографической политикой заметно возросло детское население страны, следовательно, воспитание, образование, социализация подрастающего поколения продолжают занимать лидирующие позиции, ставят и требуют разрешения важных задач. Во-вторых, несмотря на широкий спектр информационного пространства, связанного с развитием Интернет, сотовой связи, цифрового радио и телевидения и т.д., современное телевидение, являясь наиболее важным и доступным источником международной, общенациональной и региональной информации, занимает ключевое положение в медиасистеме. Удерживать свои лидерские позиции помогает ему ряд качеств. «Телевидение - одно из самых культурных явлений современного мира. За последние годы телевидение превратилось в мощную централизованную систему разных каналов…. Оно формируется из сочетания различных программ, поэтому от уровня программирования на телевидении во многом зависит и польза, и эффективность передач» [1, С.8].

Опираясь на представленные положения, есть смысл поговорить о детском телевидении, в частности, о значимости современных телекоммуникаций в приобщении младших школьников к общекультурным ценностям. В начале  XXв. «ценность» приобретает аксиологическое значение и получает теоретическое осмысление в философии, психологии, социологии, культурологи, лингвистике [2]. Фундаментальной основой системы ценностей были и остаются такие понятия, как наша Родина – Россия, семья, труд, конечно,  родной язык,  который является средством координации деятельности людей и каждого человека во всех сферах культуры, нравственные ценности: дружба, верность, ответственность, справедливость, что передаётся из поколения в поколение. Следовательно, телевидение, впрочем,  как и другие средства массовой информации, призвано выполнять функции просвещения, воспитания и социализации детей. Обладая особой популярностью, доступностью и распространенностью, телевидение имеет неоспоримую возможность популяризировать «нормативные, ценностные и поведенческие модели», участвовать в «процессе формирования активной жизненной позиции», способствовать формированию определенной системы знаний о мире.  «Оно дает ребенку возможность получить социальный опыт, воспринимать и адаптировать транслируемые им образцы поведения» [3]. Советский период развития детского телевидения, как отмечают многие ученые, характеризуется  периодом подъема и расцвета, связанного с тематическим, жанровым разнообразием,  адресным посылом, временными четкими границами.

Постперестроечная эпоха привнесла изменения в программную политику телеканалов, не всегда благотворно влияющих на развитие культуры в нашей стране. Снизилось количество программ для дошкольников и младших школьников, иногда это аргументировалось желанием оторвать детей от телевизора, финансовыми ограничениями, зависимостью телеканалов и телепередач от рейтингов. На качество вещания сказалась не всегда правильно трактуемая свобода слова, воспринимаемая как вседозволенность. Это  привело к кризису государственной системы телерадиовещания, особенно детского телевидения.

Долгое время наше телевидение почти полностью игнорировало такую государственную задачу как образование, воспитание, социализация будущего гражданина России.

Позиция отечественного телевидения, развивающегося в угоду запросам рыночных отношений, без государственного контроля, является реликтом псевдоромантических времен перестроечной демократии. Уже в пореформенный период стало ясно, что купол государственности – культура, и без приобщения нового поколения к ее ценностям, любые экономические реформы обречены на провал. Своеобразным завещанием грядущему поколению явились слова  Д.С. Лихачева, который страстно ратовал за принятие долгосрочной государственной программы развития культуры. К сожалению, его предостережения, касающиеся низкого состояния культуры и нравственности, способные сделать «бесполезными и бесплодными все наши усилия в любой области», во многом оправдались.

Аудитория младших школьников является благоприятным материалом для приобщения подрастающего поколения к общекультурным ценностям. Однако следует констатировать, что предпочтение современным телевидением развлекательного контента не способствует воспитанию гражданина и патриота, уважительно относящегося к традициям и своеобразию своего народа. Само понятие детское телевидение трудно дефинировать в связи с его неопределенностью и условностью. И дело состоит не всегда с соотнесением к неопределенному временному отрезку, называемому детством. Мы сталкиваемся здесь с концептуальной трудностью понятия, так как сама концепция детского телевидения, как и концепция детства у нас в стране отсутствует. Еще в 2002 году Президент России Владимир Владимирович Путин обратил внимание, обсуждая проблемы детства на заседании Совета по культуре и искусству, на низкое качество детских телепрограмм. В 2015 году в отраслевом докладе  «Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития», представленном на сайте  Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [4] информация о детском телевидении ограничилась сообщением о количестве детских каналов, доведенных  до 18. Качество контента детских программ не анализировалось. Анализ исследований по данной теме, да и практика просмотра телевизионных каналов свидетельствует о том, что качественного сдвига в отношении детского телевидения не произошло. 

Подтверждением данного тезиса может служить псевдодетская передача «Детская десятка с Яной Рудковской»,  в которой младшим школьникам демонстрируют видеоклипы взрослых звезд эстрады, в них, зачастую пропагандируют вредные привычки, насаждают дурновкусие и сомнительные «перлы» молодежного сленга. В связи с этим, на наш взгляд, детское телевидение – это выверенный специалистами адресный предметно-тематический информационный комплекс, который способен обеспечить воспитание, образование и развитие детей разных возрастов, социальных и психологических категорий. Под концепцией детства следует понимать совокупность мер, направленных на поддержку социальных групп, соответствующих возрастной шкале.

Несмотря на серьёзность исследуемой проблемы, надо отметить, что специалисты в области детского ТВ уделяют ей мало внимания. Буквально десятилетие назад, в рамках дискуссии о состоянии детского телевидения, журналисты и ученые пришли к неутешительному выводу: в России детского ТВ нет и дети на телеэкранах непрестижны. Причина такого положения дел простая – функционирование ТВ в условиях изменившегося постперестроечного медиарынка:  коммерциализация медиа и коммуникационных систем, переход телевидения от государственного финансирования к получению денег от рекламы как основного источника доходов, изменение экономики телевизионного производства, складывающейся в условиях увеличения вещательных каналов, ужесточение конкуренции между ними, повышение объема выхода телепродукции, обеспечивающей высокие рейтинги.

Конечно, создать единый детский канал дело архисложное и невыполнимое, потому что внутри возрастной категории от 3-17 лет находятся еще несколько разных аудиторий, которые отличаются по таким параметрам, как: возраст, интеллект, языковые предпочтения и т.д. Поэтому представляется рациональным в рамках одного телеканала сосуществование нескольких последовательных циклов телепрограмм со своими функциями, адресованные представителям разных возрастных групп и соответствующие разным уровням психологического развития. Сегодня таким  каналом можно назвать бесплатный детско-юношеский  канал «Карусель», созданный в 2010 году. Этот канал показывает не только развлекательные, но и развивающие, образовательные программы, а также мультфильмы и детские сериалы про школьную жизнь, взаимоотношения сверстников и т.д.

Каким должно быть детское телевидение мы еще не осознали окончательно, но убеждены в том, каким оно не должно быть. Все эти запреты сводятся к следующим категорическим требованиям:

  1. Оно не должно содержать вредных компонентов, деструктивно воздействующих на неокрепшее сознание ребенка.
  2. Конструируя нравственно-этический контур личности, детские передачи должны быть высокодуховными и не должны показывать примеры аморальных поступков.
  3. Не должны содержать личностно-дезориентирующие смысловые фрагменты, мешающие социальной адаптации в условиях взаимодействия с представителями других конфессий, национальностей, рас.
  4. Не должны нарушать требования к уровню интеллектуального развития, т.е. сегментация контента по возрастным категориям должна быть соблюдена: дошкольники, младшие школьники, подростки, юноши и т.д.

Детское телевидение - важнейшая часть любого телевидения любой страны, обладающее важной социальной ответственностью, так как детская аудитория особенно восприимчива к той информации, которую получает от довольно авторитетного для нее средства масс-медиа, и то, каким будет телевидение сегодня, напрямую отразится на том, какими вырастут российские дети завтра.

Список использованных источников.

  1. Корнилова, Е.Е. Жанры современного телевидения [Текст] / Е.Е. Корнилова // Волшебный фонарь журналистики. Секреты профессии. – Салехард, 2008. – 220с.
  2. Лисицкая, Л.Г. Ценностно-нормативные ориентиры современных медиатекстов [Текст] / Л.Г. Лисицкая. - Армавир: РИО АГПА, 2012. – 248с.
  3. Телевидение для детей: исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт [Текст]. – М., 2013. (file:///C:/Users/111/Desktop/c1b96dad-7c86-44a3-81d7-26aa5df9221e.pdf).
  4. Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад [Текст] /  (http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/television-in-russia.html).
Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 978 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: