Глазкова Татьяна Петровна,
воспитатель первой квалификационной категории,
МАДОУ № 49 г.Великий Новгород
Совместная образовательная деятельность «Мы все разные, но мы все равные»
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №2 журнала за 2018 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях, о её величии и историческом прошлом. Перед воспитателем встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране: дать детям знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире, прививать детям чувство любви к Родине, уважения к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности и ответственности за свое поведение. Для реализации данной задачи, нами было принято решение создать проектную деятельность, направленную на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной отчизне.
Интолерантное поведение становится распространенным явлением в детской среде. Поэтому очень важно с детства показать человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью. Как известно, 16 ноября отмечается один из самых добрых и нужных праздников во всем мире – Международный День толерантности! Не всем, может быть, знакомо значение этого слова, и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Она выражает способность установить и сохранить хорошее отношение с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.
Нормативная база:
1. ФГОС ДО;
2. Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
3. Государственная политика в области патриотического воспитания:
Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;
4. Концепции модернизации российского образования;
5. Федеральная целевая программа «Дети России».
Цель: Путём формирования первичных ценностных представлений о России как о великой, многонациональной стране, воспитывать любовь к родной отчизне, развивать и воспитывать уважительное отношение к различным национальностям.
Задачи: Познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны; рассказать о современной государственной символике России; познакомить детей с праздниками «День народного единства», познакомить с декоративно-прикладным искусством народов России.
Необходимость данной разработки, заключается, в приобщении подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям народов России, к его духовным нравственно – эстетическим ценностям. За каждым ребенком - традиции и уклад семьи, за семьей - культура целого народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь родителей воспитанников к участию в мероприятиях ДОУ по воспитанию нравственной культуры детей.
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста связано с ознакомлением их с бытом и жизнью народов, особенностями характера присущими этносу нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры, воспитание патриотических чувств.
Реализация данного проекта требует от педагогов, родителей и детей пополнить знания о культуре народов населяющих Россию, их обычаях, традициях, фольклоре.
Образовательная деятельность:
«Модель трёх вопросов»
Что знаю? В каком городе живу? В какой стране живём? Какой главный город нашей страны? Кто защищает нашу страну? Кто раньше защищал? Кто такие богатыри?
Что хочу узнать? Что такое столица, что такое герб, флаг, гимн? Что означают цвета на флаге и гербе нашей Родины? Какая наша страна, что в ней особенного? Что есть интересного на территории нашего государства? Какие у нас соседи? Чему они могут нас научить? Что такое декоративно-прикладное искусство народов России? Праздник «День народного единства» откуда они к нам пришел? Какие народы живут в Лангепасе? Какой национальности мои сверстники?
Как узнать? узнать у воспитателя, спросить у родителей, прочитать книгу, посмотреть фильм/передачу, наблюдать, сходить в «Музейно выставочный центр», «Центр национальных культур», подготовиться фестивалю «Хоровод дружбы», сделать поделки.
Организованная образовательная деятельность:
1. Подбор методической, художественной, детской литературу; иллюстрированных материалов, дидактических игр, игр народов России, глобус, карта России; изображения животного и природного мира России; изображения символики и текст гимна России; изделия декоративно-прикладного искусства народов России.
2.Проведение анкетирования родителей, изготовление афиш, пригласительных к фестивалю «Хоровод дружбы».
3.Самостоятельная деятельность детей по теме:
4.Создать развивающую среду, по тематике проекта «: «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »
5.Подбор и выкладка иллюстраций, контурных карт для детей, предметов декоративного прикладного искусства, деревянных игрушек, поделок, народных костюмов по тематике проекта.
6.Создание условий для самостоятельно-продуктивной деятельности детей
7.Создание в группе мини-музея «Декоративно-прикладное искусство народов России». Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографии по тематике проекта.
8.Подготовка атрибутов для проведения с/р. и дидактических игр, тематических бесед.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Оформить уголок для родителей
Содержательно-практический
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
О. Д. социализация по теме: «Москва-столица нашей Родины»
Задачи: Формировать знания и представления о понятиях: Родина, Отчизна, страна, развивать связную речь, пополнять активный словарь детей.
ОД социализация по теме « Моя малая Родина»
Задачи: Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю.
ОД безопасность по теме «Правила безопасности в городе»
Задачи: Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения
ОД. социализация по теме: «Знакомство детей с праздником «День народного единства»
Задачи: Формировать представления детей о историческом прошлом России, об истории возникновения праздника; познакомить с современной государственной символикой России: герб, флаг, гимн; развивать способность понимать значение цвета и знака в символах России;
ОО «Познавательное развитие»
О. Д. познание по теме: «Моя Родина»
Задачи: Формировать у детей представления о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны.
О. Д. познание по теме: «Мой родной Лангепас»
Задачи: знакомить с родным городом, формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре, расширять представления о видах транспорта и его назначении, расширять представления о профессиях.
О. Д. познание по теме «Природа родного края»
Задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её.
О. Д. в режимные моменты: Экскурсия в «Музейно-выставочный центр», «Центр национальных культур» г. Лангепаса
Задачи: Ознакомление детей с культурными достопримечательностями родного города герба, формировать представления о многонациональной России, с народными костюмами, изделиями декоративно-прикладного искусства народов России.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыка: Разучивание песен о дружбе, разучивание народных танцев « Цыплятки», «Танец оленей», «Башкирский танец», «Кадриль», «Лезгинка»
Продуктивная деятельность в О. Д. «Барыня» лепка дымковской игрушки.
Продуктивная деятельность: Рисование флага России.
Составление слов с помощью палочек по образцу: «Россия, Москва»
Задачи: учить работать по образцу; развивать мелкую моторику, развивать усидчивость, аккуратность;
ОД: Знакомство с изобразительным искусством: «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Задачи: Развивать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Оживить представление о былине, о былинных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче
ОД по теме: «Русская матрёшка»
Задачи: Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой; дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов; привить интерес к народному творчеству.
Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
Продуктивная деятельность: Рисование матрёшки.
ОД по теме: «Знакомство с Гжелью»
Продуктивная деятельность:
Рисование: Посуда из Гжели (тарелка).
Задачи: Расширить представления о народных промыслах; Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Учить самостоятельно, создавать узоры на рисунках. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
ОД Рисование « Природа родного края»,
Цель: формировать умение передавать в рисунке красоту природы родного края; развивать умения детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за природой; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги; развивать умения детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.
ОО «Речевое развитие»
Беседы с детьми « Мой край родной», « Природа родного края», « Знаменитые люди родного края», « Край, в котором мы живем», « О чем рассказывают памятники», « Природные богатства нашего края», « Улицы нашего города», « Родная улица моя».
Составление рассказов « За что я люблю свой город».
ОД развитие речи: Составление рассказов из личного опыта, по впечатлениям (рассказ об экскурсиях).
Задачи: Вызвать интерес к родному городу и его достопримечательностям , формировать способность составлять рассказ: развивать монологическую речь, активизировать словарь.
Чтение художественной литературы: Былина « Илья Муромец», русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», лезгинская народная сказка «Орел и мальчик», хантыйская народная сказка «Сказка про красавицу Аннэ», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), сборник «Сказки народов мира».
ОО «Физическое развитие»
Игры народов России: Русская народная игра «Гори-гори ясно», хантыйская народная игра « Лиса и гуси», казахская народная игра « Есть идея!»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Организация выставки детских работ.
Создание мини-музея изделий декоративно-прикладного искусства народов России. Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографий по тематике проекта,в уголке для родителей оформление информационных стендов «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства», консультация для родителей «Толерантное воспитание детей дошкольного возраста». Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
Список литературы:
Е. А. Алябьева, Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.-
И. Ф. Мулько, Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
М. Д. Махнева, Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы. – М. : АРКТИ, 2004.
Р. А. Жукова, Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей».
Л. А. Кондрыкинская, С чего начинается Родина (Опыт работы) .- М. : ТЦ Сфера, 2005.-192с.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2010, с. 70.
Ватаман В.П.: Воспитание детей на традициях народной культуры. [Текст] / В.П. Ватаман: - Волгоград: Учитель, 2008
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера. 2005. – 144с.
Кротова, Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников. [Текст] /Т.В.Кротова. // Управление ДОУ. 2008. -№3. с-206.
Ленченко, Т.В. Социальное партнёрство семьи и детского сада. [Текст] / Т.В.Ленченко // Управление ДОУ. 2008. -№3. с-87.
Римский В.П., Давыденко Т.М., Малакуц С.М.: Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития. [Текст] / В.П. Римский, Т.М.Давыденко, С.М.Малакуц - Белгород: БГИКИ, 2007
|