Пятница, 29.03.2024, 05:12

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии здоровьесбережения

Что такое здоровьесберегающие технологии и как они используются при подготовке к школе?

Что такое здоровьесберегающие технологии и как они используются при подготовке к школе?

 

По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15,1%. Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная Министерством здравоохранения, показала, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла в 1,5 раза.

В публикациях экспертов по здоровьесберегающему обучению все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста. На правительственном уровне в последнее время много делается для улучшения этой ситуации.

В законе "Об образовании" говорится о необходимости укрепления здоровья детей. Министерством образования и науки, Министерством здравсоцразвития принят ряд документов, связанных с обеспечением здоровья детей в процессе обучения. По данным Минздрава России в начальной школе здоровых лишь 11–12% детей.

В публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников, и отмечается, что около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья.

Всем известно, что именно в детстве закладывается здоровье человека, однако мало кто знает, что, согласно научным данным, здоровье обусловливается только на 10% возможностями здравоохранения и медицины, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды. Решающим фактором в формировании здоровья ребенка является образ жизни (50%).

Педагоги дошкольного образования должны вносить свой вклад в сохранение и укрепление здоровья детей.

По мнению современных специалистов, низкая успеваемость, неумение дошкольников адаптироваться к условиям школьной жизни являются следствием синдрома хронической усталости.

Наличие синдрома хронической усталости обусловлено различными факторами, в том числе:

  • перегрузкой учебных программ для дошкольников, приравниванием их к классно-урочной системе;
  • несовершенством учебных программ и технологий;
  • отсутствием индивидуального подхода к учащимся;
  • использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
  • недостатком двигательной активности учащихся.

Исходя из этого, можно сказать, что под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Если содержание образования отвечает на вопрос "Зачем и чему учить?", то педагогические здоровьесберегающие технологии отвечают на вопрос "Как учить?". Основная задача здоровьесберегающих технологий — организация учебного процесса без нанесения вреда здоровью детей.

Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на парте, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.

Психологи, медики и педагоги отмечают, что выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов. Под конкретными условиями дошкольного образовательного учреждения понимается режим дня, например, в детском саду. В досуговом центре — использование различных видов "физминуток", музыкальных пауз, игр на занятии. Есть и специализированные учреждения, которые работают по здоровьесберегающим программам. Закон РФ "Об образовании" обязывает создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся (Статья 51).

Многие специалисты, занимающиеся проблемами укрепления здоровья детей, отмечают, что система дошкольного образования играет существенную роль в формировании у детей положительного представления о здоровом образе жизни. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми может в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечить формирование здоровья и здорового образа жизни.

Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья:

  1. Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия).
  2. Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
  3. Релаксация. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей) Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
  4. Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  5. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
  6. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер. Например, такие:

  1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
    Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
  2. Работа с глиной и пластилином
    Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
  3. Игры с песком
    Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
    • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
    • развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
  4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
    Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Многие родители считают, что подготовка к школе — это только умение читать и считать, но, как показала жизнь, это совсем не так. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремиться к дружбе и общению, хорошо физически развит. Такие дети меньше болеют, потому что больше двигаются и играют. Поэтому подготовка к школе должна быть комплексной программой, включающей в себя не только занятия по обучению грамоте, математике, развитию речи и окружающему миру, но это ещё и физкультурные занятия, танцы, театральную студию, творчество и рисование, логоритмику, шахматы, музыку и др.

Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе!

Помните, что говорил Ж. Ж. Руссо: "Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". Если ребенок здоров, любознателен и счастлив, нет лучшей награды для родителей. Всех благ вам и здоровья!

Наталья Модель,
методист Сети детских развивающих клубов "АЗ-БУ-КА"

Категория: Технологии здоровьесбережения | Добавил: 461119 (26.06.2014)
Просмотров: 3438 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: