Воскресенье, 13.06.2021, 13:45

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии здоровьесбережения

Особенности организации адаптационной (прогулочной) группы для детей раннего возраста


Проблемы адаптации ребенка раннего возраста должны и могут являться предметом особой заботы старшего воспитателя и руководителя детского сада. Понимая это, коллектив МАДОО №215 «Центр развития ребенка — детский сад» г.Кемерово разработал Положение об адаптационной (прогулочной) группе, особую программу адаптации детей к детскому саду посредством организации работы прогулочной группы, перспективное планирование работы по комплексному сопровождению адаптационный группы специалистами детского сада на август — сентябрь.

Кадровое сопровождение прогулочной группы включает себя педагогических и медицинских работников, работающих непосредственно с детьми и родителями: заведующая МАДОО №215, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, воспитатели, младшие воспитатели адаптационных групп, старший воспитатель. Для каждого их них составлен график наблюдений, распределены обязанности педагогов и специалистов. Так, старшая медсестра принимает детей, отслеживает состояние здоровья, ежедневно проводит консультации. Педагог — психолог знакомится с малышами и их родителями, наблюдает за прохождением адаптации к детскому саду, социализации ребенка и т.д.

 Целью их совместной деятельности является сближение интересов семьи и детского сада, разработка стратегии совместного воспитания, знакомство родителей с особенностями работы с детьми в условиях ДОО.

 Задачи работы прогулочной группы:

 1. координация деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители, сотрудники ДОО);

 2. формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей;

 3. комплексное здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации, социализации;

 4. создание единого информационного поля для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 Этапы работы по организации прогулочной группы начинаются с подготовительного. Подготовка к организации работы прогулочной группы включает в себя несколько направлений:

здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации;

информационное сопровождение;

педагогическое сопровождение адаптационного периода;

психологическая коррекция осложнений и консультирование родителей.

 Как это происходит на практике?

Сначала оформляются договор между родителями и дошкольным учреждением. Родителей также своевременно информируют о том, как оформляется медицинская карта.

За 1–2 месяца до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации. В первую очередь, уточняются режимы — и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем обращается внимание на навыки, привычки, которыми должны владеть дети того или иного возраста, способы кормления, укладывание, сон и так далее.

За несколько дней до приема малыша его родителей приглашают на индивидуальную беседу. Ведется разговор о режиме ребенка, о том, как его укладывают спать, о характере его бодрствования, общения и так далее. Воспитателю важно знать, какие игрушки предпочитает малыш, как его ласково называют дома, чтобы можно было переключить внимание, увлечь и успокоить ребенка. Он объясняет, почему усилия родителей должны быть направлены на установление контакта ребенка с воспитателем и как это важно для адаптации малыша. Для установления более тесного контакта вновь поступающих детей с воспитателем, первоначально принимается группа не более 4–5 человек, далее, с интервалом в 4–5 дней, подходят остальные дети.

 Впервые ребенка приводят на площадку к 9.00 и забирают примерно в 11.00–11.30. Малыш с утра завтракает дома. Воспитатель совместно с детьми и родителями организует знакомство, наблюдения, беседы и игры, после чего прощается и приглашает их прийти завтра. В последующие дни, когда ребенок установил контакт с воспитателем, родитель может уйти на 1–2 часа. Далее время отлучения будет увеличено до 2–3 часов. Через 2–4 недели детей пригласят в группу на обед, после которого его заберет мама. Еще через 1 неделю ребенка можно будет начать приводить к 8:00 на завтрак. Далее малыша начинают оставлять на «сончас».

В этом режиме большое значение отводится прогулкам. Важно, что прогулочная группа может находиться на площадке с организованными детьми. Это даже рекомендовано, так как связано с рядом положительных моментов:

родители воочию видят работу педагога в реальных условиях, что позволяет развить чувство доверия к воспитателю;

возникает «круг доверия»: ребенок убеждается в безопасности нового места для игр (детской площадки), знакомиться с новым взрослым в его окружении и привязывается к нему, внутренне принимает новый режим дня;

малыши тянуться к более старшим детям во время игры, отвлекаются от матери, что стимулирует скорость социализации ребенка.

Может быть также реализован вариант, когда дети и родители из прогулочной группы гуляют отдельно. В этом случае вместе с воспитывающими взрослыми обсуждаются правила ее организации. Правила прогулки для детей и родителей такие:

Важно, чтобы первые правила для малыша в детском саду вводили родители.

Хорошо приучить детей выходить на прогулку и уходить с нее всем одновременно.

Гуляем только на отведенном участке.

Педагоги-психологи выносят на прогулку игрушки детского сада (желательно не приносить свои).

Дорогие родители! Научите ребенка и покажите на своем примере, что прикосновение к другому человеку может быть только с его согласия.

Каждую прогулку старайтесь запомнить имена не менее двух родителей и двух детей.

Договоритесь в паре с другим родителем, что будете присматривать за детьми друг друга.

Старайтесь приучить ребенка, что на площадке детского сада он может обратиться за помощью и получить ее от любого взрослого.

Старайтесь поддерживать доброжелательные отношения с детьми и взрослыми. В такой атмосфере вашему ребенку будет комфортнее.

Нештатные ситуации во взаимодействии с другими детьми и родителями решаются через психолога. [2]

 Эти правила регулируют взаимоотношения между детьми и родителями на протяжении всей прогулки. При этом важно, что у самой прогулки как со-бытия взрослых и детей, направленного на развитие адаптационных способностей малышей, есть своя логика — она отражена в структуре прогулки[3].

Встреча. При этом педагоги обходят каждого родителя, отмечают их в табеле, задают вопросы: «Нравится ли вам и вашему ребенку приходить в детский сад? Как ведет себя ребенок дома после посещения детского сада? Не капризничает ли, хорошо ли засыпает, хорошо ли кушает и др.? С кем из взрослых и детей вам удалось познакомиться? Назовите по именам тех, с кем познакомились. Встречаетесь ли с этими родителями и детьми за пределами детского сада? В прошлый раз вы не гуляли с нами, у вас что-то случилось?» И др.

Игра для родителей. Например, в виде игрового упражнения «Поменяйтесь местами». Суть его заключается в том, что ведущий называет какой-либо признак и просит тех, кому подходит данное определение, поменяться местами, например: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье двое детей; поменяйтесь местами мамы девочек и т.д.»

Упражнения родителей с детьми, направленные на обретение большей автономии.

Игра-занятие для детей. Организация самостоятельной познавательной, игровой и коммуникативной, трудовой деятельности малышей. Для этого используется картотека прогулок для детей из младшей и средней группы, составленная на основе пособия Кравченко И. В., Долговой Т. Л. «Прогулки в детском саду. Младшая группа и средняя»[4].

В течение всего времени как прогулки, так и работы самой прогулочной группы, врач — педиатр и старшая медицинская сестра следят за поведением детей, корректируют рацион питания, беседуют с родителями. Необходимо заметить, что прививки и другие процедуры, травмирующие детей, отменяются на период адаптации. Со своей стороны, воспитатель ежедневно заполняет адаптационный лист. Обобщение опыта такой совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей показывает, что традиционно легкую степень адаптации имеет 70% воспитанников, средней тяжести — 27%, тяжелую — 3%. Динамика адаптированности положительная.



[1] Измаденова Анастасия Васильевна — старший воспитатель МАДОО №215 г. Кемерово.

 

[3] Там же.

Категория: Технологии здоровьесбережения | Добавил: 461119 (22.06.2013)
Просмотров: 5135 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: