Проблемы адаптации ребенка раннего возраста должны и могут
являться предметом особой заботы старшего воспитателя и руководителя детского
сада. Понимая это, коллектив МАДОО №215 «Центр развития ребенка — детский сад»
г.Кемерово разработал Положение об адаптационной (прогулочной) группе, особую
программу адаптации детей к детскому саду посредством организации работы
прогулочной группы, перспективное планирование работы по комплексному
сопровождению адаптационный группы специалистами детского сада на август —
сентябрь. Кадровое сопровождение прогулочной группы включает себя
педагогических и медицинских работников, работающих непосредственно с детьми и
родителями: заведующая МАДОО №215, врач-педиатр, старшая медицинская сестра,
воспитатели, младшие воспитатели адаптационных групп, старший воспитатель. Для
каждого их них составлен график наблюдений, распределены обязанности педагогов
и специалистов. Так, старшая медсестра принимает детей, отслеживает состояние
здоровья, ежедневно проводит консультации. Педагог — психолог знакомится с
малышами и их родителями, наблюдает за прохождением адаптации к детскому саду,
социализации ребенка и т.д. Целью их совместной
деятельности является сближение интересов семьи и детского сада, разработка
стратегии совместного воспитания, знакомство родителей с особенностями работы с
детьми в условиях ДОО. Задачи работы прогулочной
группы: 1. координация
деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители, сотрудники
ДОО); 2. формирование
устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в
сотрудничестве у родителей; 3. комплексное
здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации, социализации; 4. создание единого
информационного поля для всех участников воспитательно-образовательного
процесса. Этапы работы по
организации прогулочной группы начинаются с подготовительного. Подготовка к организации
работы прогулочной группы включает в себя несколько направлений: здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации; информационное сопровождение; педагогическое сопровождение адаптационного периода; психологическая коррекция осложнений и консультирование
родителей. Как это происходит на
практике? Сначала оформляются договор между родителями и дошкольным
учреждением. Родителей также своевременно информируют о том, как оформляется
медицинская карта. За 1–2 месяца до прихода детей в группу проводится собрание
родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты,
характерные для периода адаптации. В первую очередь, уточняются режимы — и
семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем
обращается внимание на навыки, привычки, которыми должны владеть дети того или
иного возраста, способы кормления, укладывание, сон и так далее. За несколько дней до приема малыша его родителей приглашают
на индивидуальную беседу. Ведется разговор о режиме ребенка, о том, как его
укладывают спать, о характере его бодрствования, общения и так далее.
Воспитателю важно знать, какие игрушки предпочитает малыш, как его ласково
называют дома, чтобы можно было переключить внимание, увлечь и успокоить
ребенка. Он объясняет, почему усилия родителей должны быть направлены на установление
контакта ребенка с воспитателем и как это важно для адаптации малыша. Для
установления более тесного контакта вновь поступающих детей с воспитателем,
первоначально принимается группа не более 4–5 человек, далее, с интервалом в
4–5 дней, подходят остальные дети. Впервые ребенка
приводят на площадку к 9.00 и забирают примерно в 11.00–11.30. Малыш с утра
завтракает дома. Воспитатель совместно с детьми и родителями организует
знакомство, наблюдения, беседы и игры, после чего прощается и приглашает их
прийти завтра. В последующие дни, когда ребенок установил контакт с
воспитателем, родитель может уйти на 1–2 часа. Далее время отлучения будет
увеличено до 2–3 часов. Через 2–4 недели детей пригласят в группу на обед,
после которого его заберет мама. Еще через 1 неделю ребенка можно будет начать
приводить к 8:00 на завтрак. Далее малыша начинают оставлять на «сончас». В этом режиме большое значение отводится прогулкам. Важно,
что прогулочная группа может находиться на площадке с организованными детьми.
Это даже рекомендовано, так как связано с рядом положительных моментов: родители воочию видят работу педагога в реальных условиях,
что позволяет развить чувство доверия к воспитателю; возникает «круг доверия»: ребенок убеждается в безопасности
нового места для игр (детской площадки), знакомиться с новым взрослым в его
окружении и привязывается к нему, внутренне принимает новый режим дня; малыши тянуться к более старшим детям во время игры,
отвлекаются от матери, что стимулирует скорость социализации ребенка. Может быть также реализован вариант, когда дети и родители из
прогулочной группы гуляют отдельно. В этом случае вместе с воспитывающими
взрослыми обсуждаются правила ее организации. Правила прогулки для детей и родителей
такие: Важно, чтобы первые правила для малыша в детском саду вводили
родители. Хорошо приучить детей выходить на прогулку и уходить с нее
всем одновременно. Гуляем только на отведенном участке. Педагоги-психологи выносят на прогулку игрушки детского сада
(желательно не приносить свои). Дорогие родители! Научите ребенка и покажите на своем
примере, что прикосновение к другому человеку может быть только с его согласия. Каждую прогулку старайтесь запомнить имена не менее двух
родителей и двух детей. Договоритесь в паре с другим родителем, что будете
присматривать за детьми друг друга. Старайтесь приучить ребенка, что на площадке детского сада он
может обратиться за помощью и получить ее от любого взрослого. Старайтесь поддерживать доброжелательные отношения с детьми и
взрослыми. В такой атмосфере вашему ребенку будет комфортнее. Нештатные ситуации во взаимодействии с другими детьми и
родителями решаются через психолога. [2] Эти правила регулируют
взаимоотношения между детьми и родителями на протяжении всей прогулки. При этом
важно, что у самой прогулки как со-бытия взрослых и детей, направленного на
развитие адаптационных способностей малышей, есть своя логика — она отражена в
структуре прогулки[3]. Встреча. При этом педагоги обходят каждого родителя, отмечают
их в табеле, задают вопросы: «Нравится ли вам и вашему ребенку приходить в
детский сад? Как ведет себя ребенок дома после посещения детского сада? Не
капризничает ли, хорошо ли засыпает, хорошо ли кушает и др.? С кем из взрослых
и детей вам удалось познакомиться? Назовите по именам тех, с кем познакомились.
Встречаетесь ли с этими родителями и детьми за пределами детского сада? В
прошлый раз вы не гуляли с нами, у вас что-то случилось?» И др. Игра для родителей. Например, в виде игрового упражнения «Поменяйтесь
местами». Суть его заключается в том, что ведущий называет какой-либо признак и
просит тех, кому подходит данное определение, поменяться местами, например: «Поменяйтесь
местами те, у кого в семье двое детей; поменяйтесь местами мамы девочек и т.д.» Упражнения родителей с детьми, направленные на обретение
большей автономии. Игра-занятие для детей. Организация самостоятельной
познавательной, игровой и коммуникативной, трудовой деятельности малышей. Для
этого используется картотека прогулок для детей из младшей и средней группы,
составленная на основе пособия Кравченко И. В., Долговой Т. Л. «Прогулки в
детском саду. Младшая группа и средняя»[4]. В течение всего времени как прогулки, так и работы самой
прогулочной группы, врач — педиатр и старшая медицинская сестра следят за
поведением детей, корректируют рацион питания, беседуют с родителями.
Необходимо заметить, что прививки и другие процедуры, травмирующие детей,
отменяются на период адаптации. Со своей стороны, воспитатель ежедневно
заполняет адаптационный лист. Обобщение опыта такой совместной деятельности
педагогов, специалистов и родителей показывает, что традиционно легкую степень
адаптации имеет 70% воспитанников, средней тяжести — 27%, тяжелую — 3%. Динамика
адаптированности положительная.
|