Четверг, 28.03.2024, 14:13

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Мама, папа и я

Астрология в семейном воспитании и обучении дошкольников

«Когда какая-нибудь педагогика или методика в каких-нибудь вопросах заходит в тупик, у нас есть 3 выхода:

1. Бросить педагогику или методику.

2. Разозлиться на себя и на весь окружающий мир.

3. Обратиться к первоисточнику, к тому месту, откуда пришла эта методика. Первое и второе помогают лишь на время. А третье, хоть и требует некоторого дополнительного труда и времени, но дает возможность двигаться дальше[1]». К такому «третьему» автор цитаты относит астрологию. Это мнение становится все более распространенным, особенно, среди родителей.

Приведем пример из наблюдений.

Разговор двух мам.

- Моя дочка – настоящая «Рыбка»: по 1,5 часа в день барахтаться может в ванной.

- А когда она родилась?

- В феврале. По знаку Зодиака – «Рыбы».

- И моя в феврале. Тоже «рыбы». Воды, как огня, боится: как только нужно голову мыть – рыдает так, что не остановишь.

- Точно, «рыбка»: они всего боятся. Моя тоже боится, но не воды, а темноты. И когда муж громко говорит или раскричится, тоже пугается.

- А моя орет и кричит не хуже его и носится, как он: все углы сшибает.

- Наверное, твоя - морская рыба (может быть, касатка?), а моя – пресноводная… Ну, что-то типа карпика…

Поддавшись моде, родители все чаще обращаются к ученым и методистам с просьбой разработать рекомендации, опирающиеся на учет особенностей детей… рожденных под разными знаками Зодиака. Понять их можно: считая астрологию «прообразом всех наук», в том числе, детской психологии и дошкольной педагогики, родители обращаются к последним. «К сожалению», они не проверяют гороскопы педагогов, к которым обращаются. Ведь с позиции астрологии к настоящим профессионалам должны предъявляться особые требования: «Какие знаки должны быть выделены у педагога? Стрелец, Рак, Весы, Дева, Рыбы… Близнецы за­нимают 3-е - 5-е место у дошкольных преподавателей и учителей младших классов. У детсадовских воспитателей даже на 2-м месте. У педагога должны быть ослаблены Овен, Близнецы. Скор­пион и Водолей… У Овнов, Скорпионов и Водолеев педагоги­ка не может быть главной профессией, и преподают они плохо[2]».

В связи с этими рассуждениями автора цитаты напомним читателям, что астрологи утверждают: с помощью составления гороскопа можно определить предрасположенность человека к той или иной профессии (в нашем случае – педагога). Заинтересовавшись данной проблемой, Дж. Беннет и Дж. Барт,  попытались выяснить, влияет ли положение планет относительно зодиакальных знаков на профессиональные склонности людей. Это исследование астрологических предсказаний не подтвердило. Другой ученый повторил его на очень большой выборке людей: Дж. Мак-Джерви исследовал распределение дат рождения 17 тысяч ученых и 6 тысяч политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно также оказалось совершенно случайным. Видимо, поэтому до сих пор профессиональный отбор при поступлении в высшие учебные заведения не включает анализ данных гороскопа. Между тем, американцев в свое время это расстроило, так как сулило немалые экономические выгоды[3]. Однако вернемся к профессиональной подготовке педагогов и их компетенции в области астрологической педагогики и психологии. Тем более, что сегодня проводится масса курсов для них и даже издаются методические пособия, содержащие разного рода астропсихологические прогнозы и астропедагогические комментарии и рекомендации[4]. Видимо, компенсируя проблемы, возникающие в связи с большим количеством «Овнов, Скорпионов и Водолеев» в сфере дошкольного образования.

Давайте попробуем остановиться на этой проблеме и мы.

Астрология это не наука о звездах, как принято думать. Она берет на себя миссию определения характера человека, особенностей его восприятия себя и окружающего мира, взаимоотношений с окружающими и жизненного сценария в зависимости от взаимного расположения планет и звезд на момент его рождения. То есть это «наука» об их влиянии на становление  и развитие человека. В частности, характер и поведение детей «типизируются» в зависимости от того, относятся ли они к воздушным, водным, земным или огненным знакам Зодиака. «Например, вопрос дисциплины, в критических ситуациях ослаблять её или наоборот подтягивать. Огненные и земные знаки, по жизни, обычно более дисциплинированные, чем водные и воздушные[5]». Исходя из этого, астрологами даются психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам. При этом почему-то «земные» знаки при описании и интерпретации их поведения приобретают черты, характерные для флегматиков, «воздушные» - для сангвиников, «огненные» - для холериков, «водные» - для меланхоликов. Объяснить это просто: так привычнее и удобнее доказать и объяснить неискушенной аудитории существование индивидуальных различий между людьми, их притяжение друг к другу. Конечно, легче сказать, что «Рыбы» и «Рак» хорошо понимают друг друга, потому что это – «водные знаки», чем понаблюдать за особенностями проявления темперамента детей и сделать вывод о том, что они похожи своей мягкостью, впечатлительностью и ранимостью, сензитивностью к эмоциональному отношению окружающих людей, мнительностью. Хотя этого может и не быть: дети встречаются разные. Более того, при общении с разными людьми дети могут вести себя по-разному. Это означает, что «Рыбка» может вести себя вызывающе и агрессивно, а «Овен» быть нежным и ласковым, «Скорпион» - проявлять доброту, бескорыстие и жертвенность, а «Стрелец» - задыхаться от жадности и злорадства и т.д. Это же самое касается не только проявления личностных, но и деловых качеств: «Телец» и «Козерог» могут мгновенно реагировать на изменения ситуации и предлагать остроумные решения, связанные с выходом из нее, а «Близнецы» или «Весы»  угрюмо замолкать, не находя, что ответить. При этом почему-то такие «нетипичные» для знака Зодиака проявления личностных и деловых качеств характера уже не воспринимаются критически окружающими, перестают анализироваться.

В связи с этим остановимся на результатах сравнительного исследования, проведенного психологом Дж. Мак-Гру:  пытаясь выяснить истину, он обратился в Федерацию астрологов штата Индиана, из числа которых сформировал экспериментальную группу (в контрольную группу попали люди, не знакомые с астрологией). Затем им сообщили место и время рождения испытуемых и попросили «описать» особенности их характера, основываясь на результатах составления гороскопа и интуитивных предположениях. Результаты соотнесли с результатами тестирования добровольцев и их анкетирования, в котором они отвечали на вопросы, касающиеся их характера. Оказалось, что предсказания астрологов были ничуть не точнее, чем предсказания членов контрольной группы (причем и те, и другие совершенно не коррелировали с истинными качествами добровольцев). Более того, характеристики одних и тех же добровольцев, данные разными астрологами, сильнейшим образом расходились между собой[6]. Это касается не только сопоставительного анализа гороскопов, составленных разными астрологами. Есть вещи, относительно которых их мнения однозначно единодушны: это касается характера детей, рожденных в период «парада планет».

"Когда Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна выстроятся в одну линию, Земля содрогнется", - писала в то время (май 1998) газета "Известия" со ссылкой на "The Sunday Times"[7]. Естественно, что и дети должны были родиться уникальные: не меньше, как дети-«индиго».

Считается, что они являют нам прообраз того сверхчеловека, к которому идет все человечество: с огромными интеллектуальными и духовными возможностями, наделенного сверхинтуицией и экстрасенсорными способностями.  Правда, почему-то сочетающего все это с гипердинамическим синдромом, нарушением внимания и поведения, невладением навыками коммуникации. Что можно сказать по этому поводу?

Это очередной «социальный вывих» на пути воспитания и обучения подрастающего поколения, «педагогическая яма», в которую попадают родители и воспитатели, связанная с нежеланием реально смотреть на вещи, анализировать собственные и чужие ошибки и обусловленная потребностью в достижении мгновенных, «стопроцентных» результатов воспитания и обучения детей. Такого не бывает, тем более за чужой счет. Особенно, если этот «счет» предъявляют религиозные организации и сообщества, представляющие опасность для духовно-нравственного развития и воспитания детей, для формирования их мировоззрения. В случае с детьми-индиго именно так и происходит. Иначе не появилось бы среди их пропагандистов столько «эмиссаров света» и людей-«катализаторов человечества», занимающихся «духовной философией» и ментально-физической медициной, рэйки, хиропрактикой и парапсихологией. Однако, следует признать, что делают это они весьма успешно.

Астрология только помогает им. В связи с этим астрологи указывают на то, что «даже Кеплер и Галилей отчасти были астрологами». Однако нужно учесть обстоятельства их жизни и то, как они сами оценивали свою деятельность: "Конечно, эта астрология - глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки. Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалование математиков так ничтожно, что мать, наверное, бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала"[8].

«Зарабатывает» астрология, в основном, на составлении гороскопа, демонстрирующего «потенциал человека, его ресурсы, отпущенные природой. Подобно зерну, он содержит в сжатом, свернутом виде все многообразие личных качеств, проблем и событий, в жизни человека, его здоровье и облик. Задача астролога - расшифровать эту тайнопись в соответствии с полом, возрастом, образованием, социальным положением хозяина гороскопа»[9].

При составлении гороскопа обращается внимание на то, в каком знаке Зодиака находится Солнце – в зависимости от этого определяют, к какому типу относится человек – «приписывают» ему те или иные особенности характера и поведения, презентации себя в мире. Так, если оно попадает в знак Зодиака «Близнецы», то на характеристику человека будет оказывать влияние его «покровитель» - планета Меркурий. Каким образом? Вспоминайте древнегреческую мифологию – бога красноречия и торговли Гермеса, древнеримскую – того же бога, но и с именем Меркурий. Как вел себя он при общении с другими богами – так будет себя вести и его «подопечный». Точно так же, как бог-«покровитель», будут вести себя люди-представители других знаков Зодиака (с учетом покровителей первого и второго порядка»): «Скорпиону» будет приписываться магнетизм и интуиция, как его покровителю – богу подземного царства – Плутону, агрессивность – как богу войны Марсу и т.д. Другими словами, человеку будут приписываться качества божества, которому он поклоняется. Язычество? Да, в полной мере.

Человек уподобляется богу, старается быть похожим на него, чтобы суметь объяснить то, что происходит с ним и вокруг него, обеспечить прогнозируемость своих действий и успешность своих начинаний. Так, молодым мамам легче сказать, что их ребенок – «настоящий Козерог: такой же упрямый», чем выяснить причину капризов и непослушания ребенка. Легче обвинить его, чем проанализировать ситуацию, взглянув на нее с другой точки зрения (в этом отношении они ведут себя как не меньшие «козероги»). Другие примеры: мамы маленьких «Раков» часто пеняют на то, что их ребенок – обидчивый, но не хотят заметить того, что большинство детей (да и взрослых) тоже таковы (только им не внушают изо дня в день, что они такие из-за того, что они – «Раки»). Родители «Близнецов» жалуются на то, что их дети легкомысленны и невнимательны, но не хотят ничего делать, чтобы это исправить: «Ведь наши малыши – Близнецы по гороскопу!» Таким образом, зодиакальные стереотипы дают родителям возможность объяснить и сделать прогноз поведения ребенка… закрепив его за ним через ожидания взрослых. Дети, как губка, впитывают в себя эту информацию и пытаются соответствовать ожиданиям взрослых, программируются на определенное поведение. В связи с этим вспоминается несколько случаев.

Четырехлетние дети общаются в умывальной комнате группы детского сада.

- Я – Водолей! Значит. Всех должен обливать! – говорит Никита.

Дети (возмущенно):

- А мы не хотим!

- Ну и что? Меня же не спрашивали, когда родили Водолеем!

- А я – Обезьянка! – Надя прыгает вокруг него. – Мне мама сказала, что я в год Обезьяны родилась! Поэтому я такая быстрая и на месте не сижу. Все время кривляюсь!

Никита в ответ обливает ее водой.

- Ну вот, на кого я теперь похожа?

- На мокрую обезьянку, -  Никита смеется.

- Ах, так! Сам ты – мокрая обезьянка! – Надя обливает его тоже.

- Нет. Это мне не нравится. Лучше я пожарником буду! – заключает мальчик.

Дети «переводят» установки и ожидания взрослых на понятный им язык. В этом отношении вспоминается другой случай. Семья остается без отца, мать – «уходит в депрессию», забывая про двух сыновей. Один из них, младший, мальчик 7-и лет, пытается найти поддержку у нее, постоянно требует внимания, совершает импульсивные поступки. Мама в ответ реагирует так: «Ты невыносим! Ты же – настоящий Овен! Ты не можешь сидеть на месте, не умеешь вести себя, не можешь себя контролировать! У тебя ничего не получается – все валится из рук! Ты все разрушаешь!» и т.д. Мальчик поверил этому – немного позже, спустя несколько лет, его поведение врачи квалифицировали как шизофреническое. Что это было? Астрологический прогноз? Ничуть. Это отказ родителя, в частности, матери, в принятии ребенка таким, каким он есть, отказ в его праве на внимание, понимание и любовь. Об этом, в частности, говорится в книге М.С.Палацолли и др. «Парадокс и контрпарадокс»[10]: «Если бы ты был тем, кем ты не являешься, то я любила бы тебя». Это присуждение родителем себе права на принесение ребенка в жертву своему самолюбию, своей неспособности любить.

Думать и переживать уже не надо. Искать причину в себе не надо. Между тем, достаточно предложить ребенку в проблемной ситуации поменяться ролями: «Давай, ты – будешь мамой, а я – дочкой (сыночком)? Раз-два-три! Превращаемся!» И вы увидите, что своим поведением хотел сказать вам ребенок, сможете услышать его настоящий голос и понять его. Только попробуйте представить себя на его месте и сыграть его. Он, в свою очередь, сыграет вас. В связи с этим приведу пример разрушения родительского стереотипа, которое мешало матери понять и ребенка, и себя[11].

§  «Мой малыш обижает домашнюю кошку - она мяукает, убегает. И вот как только она убегает - он начинает орать: «Где кошка?» Я подхожу, говорю, что кошке нельзя делать больно, держать её насильно, и что она убежала от него, потому что устала - сын продолжает орать! Получает наказание - становлю в угол. Немного проходит времени и всё повторяется. Может быть, потому, что он – Скорпион?»

§  «Попробуйте поиграть во взрослого и ребенка, поменявшись ролями. "Давай, ты будешь большим - как я? А я - маленькой, как ты? Что мне делать? - говори!" И сыграйте поведение малыша, в том числе, в ситуации с кошкой (вместо кошки возьмите игрушку). Только разыграйте негативный конец - расцарапала руку, защищая себя, а он пусть играет вашу роль. Присмотритесь, что и как будет делать и говорить. Тогда все поймете. Он покажет вам, как воспринимает вас и что для него имеет значение (а что - нет) в ваших словах и действиях».

§  «Мы попробовали поиграть во взрослого и ребёнка. Саша с радостью подключился. Первое, что он сделал, когда я спросила в роли сына (Саша): «Что мне делать, мама?" - он дал мне игрушку… Я сделала вид, что кошка от меня убежала и начала плакать - он принёс её мне. Так было несколько раз: до тех пор, пока она не убежала в недоступное для него место. Тогда он сказал мне, что она «плохая» - ёё надо погладить. Попытались разобрать эту ситуацию - сынуля вдруг сказал, что он - опять Саша… и мы прекратили игру».

§  «А какие у вас чувства были во время этой смены ролей? Что-то было такое, что не понравилось или, наоборот, понравилось, может быть, вы что-то открыли для себя?»

§  «У меня? Ну, мне хотелось всё время внимания со стороны Саши, чтобы была реакция с его стороны на мои действия. Саша во время игры всё время меня жалел. Я поняла, что сыну нужно больше моего внимания и общения, но в отношении с кошкой - я ничего не поняла…»

§  «Перечитайте свое сообщение об игре в Сашу и маму - там все написано. Вы все увидели, только не подумали над собственными словами. Он же вам сказал, что она плохая, когда она сбежала и стала недоступной. НЕДОСТУПНОЙ. Поэтому плохой. Может быть, и вы для него кажетесь плохой, когда сбегаете, закрываетесь от него? Когда обделяете своим вниманием после рождения второго ребенка? И еще очень интересное замечание -  чтобы вернуть к себе кого-то "плохого", нужно сделать вид, что вы его "любите" и погладить. Потом идет резкая смена ролей. Вас это не навело ни на какие мысли?... Мне кажется что, когда он сыграл это, он понял, что сыграл уже не вас, а себя, что он и есть эта "плохая кошка". Поэтому не удержался и в роли мамы - не смог играть дальше»

§  «Значит, нужно просто больше доверять ребёнку?! Неужели он и вправду знает, как нужно себя повести в той или иной  ситуации? Как-то трудно мне это представить. Наверное, я плохая мама».

§  «Вы хорошая мама. Вы же готовы разбираться с тем, что вас смущает, что не понятно».

§  «Чувствую» мне ещё надо работать над собой. Спасибо, что открыли "меня" для меня самой… и моего ребенка».

Взаимоотношения между мамой и ребенком характеризуются, исходя из проекции отношений между знаками Зодиака: «Сложнее воспитательный процесс дается, если зодиакальный знак малыша находится в напряженной позиции по отношению к вашему знаку Зодиака. Знаки напротив создают ситуацию противостояния, противоборства и противоречия…  Знаки под 90° и 270° (квадратура) создают ситуацию взаимного непонимания. Это может проявляться в острых конфликтах. Воспитание на уровне рефлексов здесь будет как нельзя кстати, так как напряжение обычно сохраняется всю жизнь[12]». И что теперь? Если мама и ребенок «не сходятся» по знакам Зодиака, то нужно переходить на воспитание «на уровне рефлексов», то есть дрессировать малыша, как обезьянку? По-другому не получится добиться воспитательного эффекта? Или просто астролог не знает других методик воспитания и обучения дошкольников?

«Отношения с детьми, зодиакальные знаки которых находятся в гармоничных аспектах к вашему знаку (трин), облегчают воспитательный процесс, дают возможность договориться, но снижают вашу бдительность. В расслабленном состоянии вы можете что-то упустить. Проблема всплывет неожиданно для вас[13]». «То есть радуйтесь, пока у вас все хорошо. Если случится что-то плохое – я об этом предсказал», - так можно прокомментировать подобный астрологический прогноз. Однако профессиональный астролог так делать не будет.

Если гороскоп составляет профессиональный астролог, он использует специальные таблицы с эфемеридами, т.е. с указанием расположения других планет и звезд и их проекции на Зодиакальный круг - в зависимости от этого осуществляется астрологический комментарий и прогноз. Например, Луна может оказаться в любом знаке Зодиака – предположительно, в соответствии с этой характеристикой будет себя вести и мать ребенка (как Весы, Стрелец или какой-нибудь другой знак Зодиака)[14]. Более того, если Луна будет находиться в неоднозначной позиции (неблагоприятной, в частности) по отношению к другим планетам, предположим, к Меркурию, символизирующему отношения с братьями и сестрами, то астролог сделает вывод о проблемах, которые должны возникнуть в отношении матери к старшим и младшим детям в семье, если к Солнцу – это будет означать разлад во взаимоотношениям матери ребенка с отцом, с мужем.

Женщины верят в это и стараются оправдать прогноз, особенно, если он напоминает случай из «волшебной сказки». Так, на моих глазах, распалась одна чудесная семья: жене предсказали, что после Х лет супружества она должна развестись с мужем и встретить «любовь всей своей жизни» (про ребенка забыли предсказать, точнее, про то, как он будет переживать эту ситуацию, хотя это можно было сделать очень легко, даже не составляя гороскопов). Итог: разрушена семья, а «любовь» так и не появилась на горизонте. Зато ребенок так и не смог простить мать за предательство горячо любимого отца.

Однако при чем здесь астрология? Она ослабляет духовный иммунитет человека, так как неразрывно связана с мистикой и течениями оккультно-мистического толка. Все это обосновывается влиянием планет на развитие человека, подтверждается сложными математическими расчетами. Между тем, физики установили, что суммарное действие всех планет не может вызвать на Земле прилива выше 0,045 миллиметра, тем более – на человека. В этом отношении геомагнитное излучение, описываемое в "биологической теории приливов", которое оказывают планеты на ребенка в момент его зачатия и рождения, в любой момент его жизни (неважно, какой планетой он «управляется»!) в миллион раз слабее, чем влияние находящегося рядом с ним человека – родителей, соседей, воспитателей детского сада и сверстников[15]. Это факты. Только факты – это область, которая рассматривается разумом.

Есть еще эмоции и вера. Вера в судьбу. «Судьба» переводится как «суд Божий». Относительно игры «в суд» между языческими богами, о которых мы уже говорили (ведь не сами же планеты влияют на людей – это люди, доверяющие своему сердцу и интуиции, точно знают: влияют боги, которые носят такие же имена!), можно просто вспомнить мифологию: из нее станет ясно, что суд этот в большинстве случаев  пристрастный и несправедливый. Потому что сами боги – воплощение человеческих страстей: гордости и тщеславия, зависти и ревности и т.д. Поэтому накладывать их взаимоотношения на взаимоотношения людей достаточно легко: психология людей такова, что если они не работают над собой и своим душевным развитием, духовным ростом, то порабощаются своими страстями[16] – прообразами тех богов, взаимоотношения между которыми лежат в основе астрологического прогноза[17].

Это касается не только прогноза взаимоотношений, но и прогноза жизненного сценарий, успешности ребенка в той или иной деятельности, сфере общественной жизни. Каждая планета и знак Зодиака накладывает свой отпечаток на описание так называемых «астрологических домов», отвечающих за стиль поведения человека, его семейное и общественное положение и др. В зависимости от места расположения планеты в том или ином «доме» определяется «хозяин» той или иной жизненной ситуации, время ее наступления и окончания. Поэтому гороскоп в переводе звучит как «наблюдающий время». Однако человека в этом времени уже не существует – «все определяют звезды», а он – пылинка в мироздании: ничего страшного, если ребенок или взрослый станет жертвой очередной астрологической ошибки или астропсихологического комментария. Только ответственность за эту жертву придется на себя взять не только тому, кто делает его, но и тому, кто его слушает и ему верит – заставляет поверить в это ребенка. Отвечать каждому взрослому, отвечать за то, какой станет душа ребенка в будущем: холодной, как камень, или горячей, как огонь…

…Огонь, мерцающий в сосуде,

Или сосуд, в котором - пустота[18]?

К осознанию этого люди приходят к концу жизни, а пока они еще только дети - и будущее, несмотря ни на какие гороскопы, кажется им безоблачным  и прекрасным.

§  «Я пойду в школу. Называется: «в первый класс»».

§  « Вырасту – работать пойду. Буду летчиком».

§  «А я буду уметь все делать». «И будет все починето и постирато».

§  «Дети родятся, все некогда будет».

§  «Буду ухаживать за своим ребенком».

§  «Чтобы ребенка воспитывать, надо просто волшебником быть».

§  «Нет. Лучше быть банкиром».

§  «А я бы, когда вырос, творил бы добро».

Последний «предсказание» говорит о том, что ребенок вырастет Человеком, а не пародией на языческого бога и его страсти. Дай Бог этого каждому.



[1] http://www.misteriyadetstva.ru/astro.html.

[2] Коровяк Н.О. Астрология талантов и профессий. – СПб, 1992. http://astrologica.ru/index.html?option=library&task=showitem&id=19

[3] Сурдин В. Г. Глупая дочь мудрой астрономии // Вестник АН СССР, 1990, № 11.

[4] Один из примеров: «М.Трунов, Л.Китаев - авторы книги "Экология младенчества". В книге дается нетрадиционный взгляд на развитие ребенка и его воспитание от внутриутробного состояния до года жизни. В приложении приводится астрологический комментарий, написанный К. Мхитаряном. Для широкого круга читателей (см. http://www.razumniki.ru/kitav_trunov.html).

[5] http://www.misteriyadetstva.ru/astro.html

[6] Сурдин В.Г. Почему астрология – лженаука? http://www.astroma.net/journal/travel/2006/10_lgenauk a.htm

 

[7] Между тем, физики знают, что приливная деформация растягивает тело вдоль одной оси, а вдоль перпендикулярных к ней направлений сжимает. Поэтому к такому же эффекту приводит и выстраивание планет на одной линии по разные стороны от Солнца (так лунные и солнечные приливы «складываются» в новолуние и полнолуние –  эффект их воздействия резко уменьшается, а не увеличивается).

[8] Мейер М. В. Мироздание. - СПб, 1902. - С. 9.

[9] http://www.iastro.ru/astrology/astrology_op01.htm

[10] Палацолли М.С., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс. – М.: Когито-центр, 2002. – 204с.

[11] Использован пример работы форума «Педагогического интернет-клуба & Академии родителей».

[13] Там же.

[14] При этом почему-то «забывается», что мама родилась в другое время и относится к другому зодиакальному знаку.

[15] Сурдин В.Г. Почему астрология – лженаука? http://www.astroma.net/journal/travel/2006/10_lgenauk a.htm

[16] Говоря русским языком, «бесовщине».

[17]   По этому поводу в письме от 21.05.1611 Галилей иронизирует над астрологами, рассуждая, например, о том, "влияли" или нет на жизнь землян те спутники Юпитера, о самом существовании которых никто не знал, пока Галилей их не открыл.

[18]Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»  http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/65.htm

Категория: Мама, папа и я | Добавил: 461119 (13.05.2013)
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: