Воскресенье, 13.06.2021, 14:21

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Мама, папа и я

Игра на игре - и игрой погоняет!

«Игра на игреи игрой погоняет!»

Шинкаренко Владислав Васильевич, вице-президент Международной академии информатизации, доктор исторических наук, профессор

Знание – сила. Пусть же знают в ЭТА и МТС, что к их сетевому проекту «Три И» уже присоединилась не поддающаяся исчислению великая масса сетевых карапузов, что они со своими мобильниками и планшетами уже вышли на оперативный простор. Более того, современный детский сад тоже очень быстро расширяется в пространстве и времени. Мне и в голову не могло прийти, что пока мы здесь дискутируем, на официальном сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области уже есть ссылка на «ТЭЦ из ничего». Указано, что «эта небольшая книжка – для родителей и воспитателей семейных детских садов. Она о том, как учить малышей у себя дома разумно расходовать электроэнергию, тепло, воду и другие ресурсы». Сами так написали. Сегодня увидел: 56 скачиваний[1].

Скачивают, наверное, пока педагоги. Хочу верить, что и карапузы не растеряются в самой игре, когда она до них дойдёт. Правда, на миллионы участников «зелёных школ» пока ещё не надеюсь. Но боковым зрением вижу: сам собой уже выстраивается из того же ничего стройный ряд волонтёров: 560, 5600, 56 000, 560 000, 5 600 000, 56 000 000 и т.д., быстро превышает численность населения Земли и под предлогом того, экология требуется и в космосе, уходит в бесконечность. В итоге «зелёная цивилизация» становится тотальной и, похоже, превращается в новую религию. Да, нет в мире совершенства…

Может, пусть расцветёт тысяча цветов, хороших и разных? Но где предел разнообразию? Практика ведь беспредельна. Куда она заведёт массы людей? Кстати, в Сети призыв «Хотите воспитать ребёнка миллионером?» пользуется хорошим спросом. А вдруг мы все пойдём в миллионеры – и тогда что? Цивилизационный тупик: люди утонули в деньгах и вымерли. С голоду. Никто не встал на кухне. В общем, всплыло из старого стишка:

Когда станет совсем нелегко,

улечу далеко-далеко.

Все на свете миры любя,

улечу в самого себя…

Да простит меня читатель, но иначе не умею. Думаю, что взгляд в себя поможет и другим родителям. К «ТЭЦ из ничего» меня привёл вектор роста от первобытной пещеры. Пока дети ещё не спросили, откуда они берутся, объясняю им, что дети и родители были всегда. А вот домаˊ – нет. Было время, когда домов не было. Дети жили с родителями в пещерах. У них было грязно, темно, холодно, сыро. Они грелись и ели у костра. Звери не ходили туда – боялись огня. А люди не боялись, пугали огнём зверей и охотились на них. Таким путём (как бы от противного) заложен у меня код вектора роста: мусор, свет, тепло, вода. И считать всё это богатство (оно же домашнее хозяйство) по ходу придётся конкретно, в прямом смысле на пальцах. Это и есть та база, на которой позже встанет «ТЭЦ из ничего».

Если кто-то из читателей когда-нибудь в детстве таскал из пещеры живого рака, то он меня сразу поймёт. Другим объясню здесь и сейчас. Рак у себя в пещере сидит в засаде, ждёт нацеленными клешнями проплывающего мимо какого-нибудь немудрого пескаря. В отличие от рисунка[2] у него в пещере обе клешни подтянуты к себе, спереди головогрудь имеет острый шип, всё это направлено на ребячьи пальцы, имеющие намерение обойти и прижать рака сверху, чтобы, продвинув кисть вперёд, вытащить его на поверхность за спину. Надо ли говорить о том, что каждый миллиметр продвижения любого пальца чреват весьма неприятным уколом, царапиной или порезом?

C:\Users\Владислав\Desktop\МИКЛЯЕВА\crayfish-5.jpg

Но пацан решил – пацан сделает. Пальцы одновременно, но порознь и быстро-быстро двигаются вверх-вниз, вверх-вниз, а кисть медленно-медленно – вперед. Без царапин не обходится, но они касательные, мелкие. А результат неизбежен: добыча в руках. Этот навык достигается путём личного опыта, не сразу и не всеми. Кто не получал царапин, тот и ничего не вытаскивал. Рак по гороскопу, я сам теперь всех детей считаю раками. Дети в себе, действительно, имеют нечто такое, что ни с того ни с сего вдруг уколет и взрослого. Правда, у некоторых детей все эти шипы и царапалки, наверное, иной раз и не прячутся, а действуют совершенно открыто, вопреки методике пещерных раков.

Вот один любопытный пост. Чертят дети на листочках в клеточку. Отступили четыре клеточки, чертят поля. И тут возникает Он: «А можно три клеточки? А можно не чертить? А у меня листок в линейку. А можно, я не буду писать контрольную? А можно я мел в ухо засуну?». И там же далее резюме: «Я поражаюсь терпению и выносливости этой чудесной воспитательницы – настоящий титан духа. У нее красивое лицо, выразительная мимика, обаятельная улыбка. И еще она очень любит детей. И понимает их. Это ни с чем не спутаешь»[3].

С таким живым энергетиком, неудержимым болтуном и непоседой, конечно, невероятно трудно работать в группе. Хотя не исключено, что один на один с ним могло получиться и очень интересно – в плане поиска его личных творческих возможностей.

Вообще говоря, обходить шипы и царапалки нам приходится едва ли ни на каждом шагу, когда мы работаем по плану. В этом случае пальцы выступают в роли тех ходов, которые имеются у шахматиста в ответ на ответы противника. Мне хотелось предусмотреть такие повороты, когда выходил на «Вектор роста»[4] как на изначальную энергоигру для семьи. Дать какие-то простые указатели по направлениям, дробя их и разделяя подобно тропкам на исхоженной местности, дорожным картам или интелкартам, как получится. Полагая, что родители, если захотят, то сами себе выберут из этого набора мелких методов именно то, что более по душе им самим и их детёнышу. Как это получилось, судить не мне…

Но хотел бы высказать несколько конкретных соображений для тех, кто не знаком с этими сюжетно-ролевыми задумками в «Играх на жизнь». Учитывая, что эти игры могли бы стать своего рода подготовкой к «ТЭЦ из ничего».

Они не случайно вытекают непосредственно из первого в жизни мобильника, попавшего к карапузу. Это так получилось у меня, а у других, наверное, получится по-другому, но, тем не менее, может быть, несколько из моих тропок тоже кому-то сослужат добрую службу. Ведь сейчас в семье часто именно мобильники становятся для малыша и первыми после родителей близкими друзьями, и учителями, и путеводителями – вживую и через Сеть.

Дружу с воробьями. Дети почему-то их особенно любят. Но воробьи бывают разные. Один со мной, было, даже подрался. Сам напал, вцепился в майку маленькими коготками, колотил крыльями. Я отбросил его от себя двумя руками. А мне было девять лет. В степи уже выливал из норы сусликов. Поймав за шею, сдавливал и с размаха одним ударом о землю убивал вредителей. Потом дома обдирал шкуру, сушил и сдавал в пункт приёма. За это платили. Воробей же, как я понял потом, налетел не со зла, а сдуру. Большая стая, которая облепила кучу зерна и торопливо его клевала, разлетелась во все стороны, когда я набежал на неё с криком, а один маленький осёл не сориентировался и ткнулся прямо в меня. Но и я оказался не лучше – отпихнул, не схватил на месте преступления.

Хорошо, никто не видел моей промашки, а то было бы пятно среди пацанов на всю жизнь. До сих пор вспоминаю и того воробья, и того себя, и всю воробьиную стаю. Они тогда так громко расчирикались. Но о чём? Как жаль, что мы не знаем воробьиного языка! В игре у меня всё-таки есть один воробей на посылках, который умудряется систематически летать в доисторическую пещеру и обратно. Он не только меняет времена и страны, но и ведёт деловые разговоры с первобытными малышами, решает хозяйственные вопросы и там, и в семье. Словом, дипломат, причём в авторитете. Мама в игре часто ссылается на то, что, мол, «воробей сказал». Игра на игре и игрой погоняет – в этом весь методический смысл и расчёт семейной «Игры на жизнь», как мне представляется.

Впрочем, здесь самое время признаться, что «Игру на жизнь» придумал не кто иной, как Петя Петров – непоседливый персонаж из учебного пособия «Как писать в газету»[5], когда по заданию международного Водородного клуба вылетел в космос. У него там была своя особая и важная работа, которая хотя и всем известна, но пока не подлежит разглашению. «Человечеству не нужны войны. Человечеству нужны игры», – срочно сообщил он тогда из района созвездий Водолея и Гончих Псов телепатограммой в адрес Клуба.

Вот его чистосердечное признание с указаниями подшефному Клубу: «Будем работать играючи – так сподручнее. С этой целью вместе с Солнечными Зайчиками мы решили подарить всему человечеству новую игру – может, она отвлечет его от бесконечных войн. Это самая лучшая в истории людей игра, потому что в нее могут играть все земляне – от мала до велика. Она имеет миллионы разновидностей. Не сомневаюсь, что когда-нибудь эта игра охватит все околоземное пространство, Солнечную систему, Малую и Большую Галактики.

Это Игра на Жизнь для всех и каждого, кто хочет, чтобы на планете Земля победила не Смерть, а Жизнь. У нее есть три основных уровня: региональный, планетарный и космический.

Первую разновидность этой Великой Игры по моей просьбе представляет сегодня на региональном уровне сопредседатель Водородного клуба МИРЭА Марина Волынчик. Она сама разработала ее и впервые разыграла со студентами МИРЭА группы ИЖ-1-05, которые в полном составе вошли в международный Водородный клуб «МИРЭА» – «Мир-Инновация-Разум-Энергия-Атом (Mir-Innovation-Racio-Energo-Atom)» для студентов всех времен и народов. За это все они достойны всяческих наград»[6].

Марина на кафедре информатизации журналистики МИРЭА, действительно, разработала и пустила по миру игру через Сеть, а после по ней блестяще защитила дипломную работу. Эта игра для студентов и старшеклассников, по типу близкая к «Монополии» – одна из многих других водородных игр, созданных в звёздные годы Клуба. Позже её название и энергоэкологическая идея легла у меня в основу для сюжетно-ролевой семейной игры.

Но сама игра стала совершенно иной. Адрес предельно ясен – семья. Семейный детский сад – тоже, но поскольку он создаётся на базе семьи в квартире, где становится игровым центром семейное домашнее электротеплохозяйство, то для игры это почти то же самое, что в семье. Просто надо учесть, что играть с родителем будет не один или одна, а трое-четверо одновременно. Малая группа, из которой в центр общего внимания по очереди попадает кто-то один. Кстати, это очень удобно для повторения и закрепления сюжетов микроигр, которые строятся не столько на словах, сколько на запоминании предметов и их действий. Это может продолжаться ежедневно: если не занудство, а весёлая, интересная, увлекательная игра.

Итак, ребёнок (мальчик или девочка – далее это не важно) в центре внимания всех, как на сцене. Считая от мизинца до большого пальца, каждому пальцу на левой руке ребёнка даём свой номер и название игры. Мизинцу – один, «Свет»! Безымянному – два, «Тепло»! Дальше три, четыре, пять: «Вода», «Мусор» и «Счёт». Левше лучше счёт вести на правой руке, как бы для разнообразия. Настоящие названия пальцев дети узнают потом. Вот так мы будем начинать каждый день. Один, два, три, четыре, пять! Идя по этому вектору во взрослый мир, дети быстро узнают, что жить станет очень плохо, если пускать в расход много энергии и ресурсов. Играя, будем демонстративно загибать пальцы при каждом удобном случае, когда есть повод что-то сосчитать. Пусть дети привыкают к счёту – скоро пригодится. А чтобы не забывали, сделаем на бумаге оттиски маленьких ладошек с пятью пальчиками и все их повесим в его уголке. Пусть любуются. Пусть знают, где и чьи пять пальцев. И ещё подарим каждому по пять счётных палочек, чтобы потом считать на них.

На самом деле это очень просто – донести до детей ситуацию с электросветом. И другие взрослые проблемы тоже. Здесь надо только одно: стать ребёнком. Говорить простые слова о том, что происходит на глазах – так понятней. Надо, чтобы взрослые слова шли не напрямик, а через детские чувства. Выделяем: «Знаете, сейчас мы всю землю портим L. Всё – воздух, воду, растения. Всё-всё. Вот люстра. Сейчас она зря забирает свет у земли. Не зря, когда свет нужен. Но сейчас свет не нужен, значит, люстра берёт энергию зря. Мы сейчас её выключим, оставим одну бра, и земле станет светлее». Как светлее станет земле, пусть они сами придумают. Ответ найдут! Главное, тут же и сразу выключить эту люстру: тогда точно запомнится.

Если ребёнку не ясно, ищем в этом русле что-то ещё. Потом выяснится, что и тепла от земли мы берём слишком много, и тоже придётся с этим что-то делать. А потом проблемы с водой и мусором, но в сравнении с пещерой, где детям труднее и им надо помочь…

За планом далеко ходить не надо – его продиктует семейное электрохозяйство: оно же на виду. Ребёнок быстро узнает о том, что свет прячется не только в лампах (бра, люстрах, торшерах), но и в телевизоре, мобильнике, компьютере и т.д. И о той реальной угрозе, что таит в себе розетка. «Электро» – ведущее слово в игре. От него прямой путь к светящимся индикаторам: утюг, фен, микроволновка, электроплита – ко всему, что касается света. И к тому, как помочь первобытным детям в тёмном углу их пещеры.

Электрохозяйство ребёнку хорошо иметь и при себе, чтобы его уголок стал физическим дубликатом, где есть игрушки-заместители и игрушки-копии по игре, а также рисунки, аппликации, фото и т.д. Попутно учить ребёнка отмечать тепло в своём теле, следить за термометрами. Не выхолаживая, проветривать комнату, приглядывать за батареями, вентилятором, избегать перегрева и обморожения. Показать тепловые пределы жизни человека, животных, птиц, рыб, насекомых, растений. Подвести к тепловой связи живой и неживой природы, к обмену веществ и роли пищи. Обратить внимание на энергетическую ценность пищевых и других отходов. Развивая счёт, мышление, фантазию и смекалку при сравнении пещеры с современным бытом, вызывать доброе отношение ко всему живому.

Пусть ребёнок знает, что волны света связаны с электричеством и теплом. А как связаны, поймёт, когда вырастет. Увидит связь тепла с электричеством, водой и пищей. Связь батарей, окон и штор с теплом, со свежестью в квартире, попутно отмечая вред курения. Не упустит и дыхание, сухой и влажный воздух, а также ветер и дождь, другие стихийные явления и их тепловое влияние.

Будем учить беречь питьевую воду в быту. Раскрывать её свойства и роль в организме, опасность обезвоживания. Выделять особенности горячей, тёплой и холодной, сырой и кипячёной воды. Обучать плаванию и умению избегать ожогов. Вода – источник жизни, рыбки – наши друзья. Океаны и моря, реки и озёра, подземные воды, лёд и пар, туманы и облака, пурга и дождь, росинка и снежинка – всё это в картинках, лучше в движении (ТВ, видео). Вода прозрачная, ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Она же мутная, солёная, пресная, сладкая, красная, ароматная. Она же и чай, и сок, и компот, и вообще растворитель…  Вода – самое большое чудо.  Пусть ребёнок учится думать об этом, развивая логическое мышление, фантазию и смекалку, доброжелательное отношение к людям и природе.

Главная цель игры – научить ребёнка ценить и беречь чужой труд во всех вещах, начиная с одежды. Дать представление о том, где, как и почему образуется мусор в квартире, детском саду и далее везде. Помочь ребёнку понять, что мусор – это не просто сор, хлам, грязь, а былой труд многих людей, что его лучше вернуть людям, чем выкинуть на свалку.

В три года восприятие тесно связано с предметными действиями.  Поэтому пусть ребёнок не выбрасывает отходы, а вместе с родителями по-хозяйски собирает их раздельно в урны, пакеты, мешки, зная, что потом их увезут по разным адресам на переработку. Предметно обучаем ребёнка не сорить в быту. Покажем, откуда отходы, их свойства, полезные и опасные, способы утилизации. Разноцветные квадраты, треугольники и многоугольники, овалы и круги могут помочь: дети способны их различать и помнить уже на третьем году жизни. В целом же интерес к проблемам выживания при сравнении с пещерой вызывает добрые чувства к тем, кого заботит природа.

Следует учесть, что возрастную социализацию ребёнка во многом определяют статус его семьи в обществе и равнение на уровень дошкольного образования в стране, на детский сад. Там развивают игровую деятельность в связи с самообслуживанием, хозяйственно-бытовым трудом, отношением к труду взрослых, формированием гражданских чувств и т.д. Там же развивается и глобальный энергоэкологический кругозор. Самые маленькие граждане не выпадают из общемирового равнения на сохранение природы. Их готовят к общению со сверстниками и личным экологическим действиям по месту их жительства.

Таким путём мышление детей развивается на старте предметной деятельности в семье – по мере развития их личных представлений о свете, тепле, воде, мусоре и их роли в жизни людей. Важно прививать умение переводить внимание с одной игры на другую, не теряя главной целевой установки. Здесь всё должно быть интересным, хотя и связанным с обычными бытовыми заботами семьи. Вот начала арифметики – цифры в показаниях счётчиков. Складывать и отнимать, записывать итоги устного счёта. Не перескакивать, а вполне сознательно, целеустремлённо переходить из игры в игру для улучшения общей работы по сохранению земной жизни у себя дома…

Но в Украине вышла «Повстанческая азбука» – азбука юного бандеровца! Это уже 2-е издание, со страницами о «Небесной сотне». Главный герой – юный воин-трубач УПА Алярмик (от нем. Alarm – сигнал тревоги) побеждает всех врагов. Истинный украинец, с 1942 года член юношества ОУН (Бандеры), друг взрослого Адольфика (Гитлера). Ученик повстанческой школы «Олени». Сия «азбука» идёт по стране[7]

Известно, что тяга к алкоголю закладывается уже в утробе матери. Ещё не родившись, дети слышат и впитывают звуки и ритмы.  В том числе и такие, как «кто не пляшет…», «на гиляку!» и т.п. Тем более, что этот тренд в Украине во всю силу звучит и на ТВ, и в Сети. Так звучит, что и до России доходит. Очень важно, чтобы в нашей стране родители не повелись на него. Не ответили бандеровцам той же монетой. Не научили своих детей убивать других детей.  Как это бывает по жизни. В 12 лет две лучшие подруги заманили третью поиграть в лесу и зарезали. Принесли в жертву Слендермену – «вымышленному существу, которое породила фантазия интернет-пользователей». Теперь в Уокешо, штат Висконсин (США), их ждёт пожизненное заключение[8]. В 7-8 лет лихие малышки с ножом в руке (лезвие 25 см) уже способны на ограбление среди бела дня[9].

Нам это надо?! Нет, мы будем беречь своих карапузов: у нас есть своё, и его нельзя упустить. Так считают в пресс-клубе «Вектор роста», предлагая вместо языка смерти другой язык. Его несут «Игры на жизнь» и «ТЭЦ из ничего». Это язык жизни, язык диалога, язык сотрудничества, язык партнёрства, наконец, язык дружбы. Это энергоязык – общий язык для всех народов зелёной планеты, которую надо сохранить в мире и процветании. Так говорил Петя Петров. В своё время из космоса. Так получается и в игре:

Русский, татарин,

чуваш и калмык

учат недаром

энергоязык![10]

12.10.2014.

 

[2] http://www.lookmi.ru/kak-narisovat-raka.html

[3] http://www.baby.ru/blogs/post/323814874-15816195/

[5] Впервые представлен читателям, будучи учеником 6-го класса 342-й школы г. Москвы, и по воле судьбы остался шестиклассником на всю свою жизнь (см. Шинкаренко В.В. Как писать в газету. Учебное пособие. М., АСМИ, 2000, с.27-28). Ввиду неслыханного авантюризма был как-то принят в студенческий Водородный клуб МИРЭА сопредседателем, стал его шефом и был командирован в космос, откуда исправно слал телепатограммы землянам по поводу и без повода. Характер нордический (род. в Норильске).

[6] http://h2club.rdmk.ru/news/no_war

[8]http://www.metronews.ru/novosti/v-ssha-devochki-pytalis-prinesti-12-letnjuju-odnoklassnicu-v-zhertvu-slendermenu/TponiC---JRYEEFeuvXpk/

[10] https://yadi.sk/i/XVLsOj5rbwkcT

Категория: Мама, папа и я | Добавил: 461119 (10.12.2014)
Просмотров: 1236 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: