Воскресенье, 13.06.2021, 14:08

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Мама, папа и я

Клуб "Молодая семья" С.Кагарманова

Цель: рассмотреть влияние специфических особенностей отцовства на развитие личности ребенка (и мальчики и девочки нуждаются в обществе отца и его любви).
Задачи: способствовать осознанию важности влияния отца на развитие личности ребенка; повысить авторитет отца в семейной системе; способствовать оптимизации детско-родительских отношений.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение № 1 «Выработка правил участников клуба 
«Молодая семья»

Если участники клуба их принимают, то кто-то один их произносит, и все повторяют.
Правила могут быть такими:
а) обращаться друг к другу на «ты и по имени»;
б) обращаться без учета статуса;
в) всегда быть ответственным за свои слова и поступки;
г) все происходящее совершается «здесь и теперь»;
д) все, что происходит в группе должно делаться на добровольных началах;
е) воспринимать себя и других, какими они есть;
ж) соблюдать конфиденциальность;
з) быть искренним, говорить только от первого лица;
и) не давать оценок;
к) иметь возможность сказать «стоп».
Упражнение № 2 «Самопрезентация».
Цель: помочь взглянуть на собственное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок остальных участников клуба «Молодая семья».

Ход: участникам предлагается назвать себя по имени и свой жизненный девиз. 
Затем каждый участник клуба задает любому другому участнику вопрос: «Какую цену ты заплатил за этот тренинг» (материальная, эмоциональная, семейно-бытовая, другая цена)

Рефлексия: посмотрел (посмотрела) ли я после этого упражнения на себя другими глазами.
Узнал (узнала) ли я что-то новое о каком-нибудь участнике клуба.
Упражнение № 3 «Карта города или ритуал приветствия»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, настрой на работу.
а) в нашем городе семь районов (показываю таблички с названиями районов)
Участники клуба встают по месту жительства: Ленинский, Кировский, Демский, Советский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Калининский.
б)а теперь, придумайте необычную форму приветствия друг друга.
Группы показывают свои новые творческие ритуалы приветствия.
Упражнение № 4 «Перестройки»
Самый- самый (Михаил Кипнис)
Цель:
•снять напряженность участников клуба «Молодая семья», объединив их в непринужденной веселой игре;
•поупражняться в необычном способе взамооценки и обратной связи;
•содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной
Ход: 
Для этой игры нам потребуется ведущий - кто готов первым оценить участников по клубу «Молодая семья» самым непривычным образом. Ему предстоит расставить участников, в зависимости от интенсивности проявления тех или иных качеств. Те, у кого данное качество преобладает, будут находиться во главе колонны, а тот, у кого оно почти не проявлено, за _ нет строй.
Итак, кто готов стать ведущим? Аплодисменты встречаем смельчака!
Наш ведущий, наверное, думает, что ему придется назвать сейчас самого красивого, доброго, умного. Как бы не так! Мы ведь пытаемся отойти от стереотипов, так что потренируемся в безоценочной (с обычной точки зрения) обратной связи. Игра на¬ша будет менее однозначной и предсказуемой, чем выборы самых "хороших" среди вас...
Для начала я прошу ведущего определить, кто са¬мый солнечный из находящихся здесь людей. Нет, я не буду объяснять, что значит "самый солнечный", положимся на творчество, чувство юмора, умение ас¬социативно мыслить самого ведущего.
Итак, он отобрал из всех участников самого солнеч¬ного, а теперь я попрошу его продолжить шеренгу, разместив всех участников по порядку убывания это¬го признака.

Когда колонна построена, обращаемся к самим участником клуба с просьбой прокомментировать их место в строю.

Приглашаем очередного игрока на роль ведущего и предлагаем следующее задание:
Составить градацию группы определив, кто самый кислый.
Другие возможности:
Кто самый семейный? жесткий? прозрачный? дож¬дливый? белый и пушистый? когтистый? газирован¬ный? хрупкий?
Рефлексия: обсуждение игры.
Испытывали ли вы сложность при работе с каче¬ствами, лишенными общепринятой оценки?
Был ли кто-то, для кого градация, проведенная ведущим, казалась обидной (неожиданной, непонятной)?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение № 1 «Закончи предложение»
Цель: Способствовать мобилизации внимания и побуждать участников клуба к активному проявлению креативных качеств, основанных на собственном опыте семейной жизни.
Позволить мужчине полноценно выполнять свою роль отца, сделать все возможное, чтоб она не стала второстепенной.

Ход: участники клуба раздаются карточки, необходимо закончить начатое предложение.

• Все больше современных женщин, не вступая в брак, рожают детей «для себя» и в тот момент, кода им этого хочется. И, хотя мужчина имеет право общаться с ребенком, воспитывать его, матери … 
(часто отказывают ему в этом)

• Нередко, даже когда родители живут вместе, отец также практически не участвует в жизни семьи. Как правило, такой папа много работает, дети видят его редко. Представление о том, что такое мужское поведение они получают …
(от мамы – и оно, конечно, не точное)

• Если папа выполняет все материнские функции у ребенка оказывается как бы две мамы – и опять ни одного отца. Для младенца для года это не имеет большого значения. Но если ситуация сохраняется и дальше то представление о мужском поведении у ребенка …
(так же будет искаженным)

• Выросшие без отцов девочки не знают, как …
(общаться с молодыми людьми)
• Выросшие без отцов мальчики растут …
(инфантильными)

• Позволить отцу полноценно взаимодействовать с детьми не такая простая задача для большинства мам. Необходимо …
(дать место отцу, дать ему возможность делать это по-своему)

• Если отец ушел из семьи и отказывается общаться с ребенком или слишком далек от идеала то маме …
(полезно помнить, что когда она решала завести детей именно с этим человеком – своим бывшим мужем – значит, в нем есть что-то хорошее. Эта мысль поможет ей отделить свое отношение с ним от отношений их общего ребенка со своим отцом, которой никогда не бывает «бывшим»)

• Если отец вообще исчезает из жизни детей, тем не менее, они должны знать, что папа …
(в их жизни был, что он человек со своими привычками. Не стоит бояться говорить с детьми об их отце, каков бы он ни был – надо больше доверять детским чувствам и разуму и давать детям возможность самим решать какой человек их отец).

• Если отец и ребенок живут отдельно и не могут видеться часто, то поддерживать общение …
(можно, нужно, расстояние не проблема, если ребенок ощущает присутствие папы на психологическом уровне. Телефон – прекрасный способ поддерживать отношения, при условии, что мама не комментирует беседу и не засыпает ребенка вопросами, как только он повесит трубку. Отец должен играть самостоятельную роль, а мама - не быть посредником между ним и ребенком)

• Дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании …
(реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека, и это лишь самое начало того, благотворного воздействия, которое оказывает на всю дальнейшую жизнь ребенка отец, активно занимающийся воспитанием)

• Если ребенок в раннем детстве не будет знать папиных рук, тела, движения, дыхания, то к тому времени, когда он начнет общаться словами …
(папа покажется ему почти незнакомым взрослым)

• Между ребенком и мужчиной существует некая дистанция, которая позволит малышу, когда придет время быть более…
(автономным. В идеале родители предоставляют собой пару, где мама олицетворяет детство, уютный теплый мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего ни требуют и всегда помогут. А папа – посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где есть любовь, хотя она и отличается от любви мамы к младенцу)

• В настоящее время в силу сложившихся социально-экономических условий отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов
передают …
(свои воспитательные функции жене, членам семьи).

• Раньше на Руси отец был не только кормильцем и заступником, но и …
(показателем духовного состояния семьи)

• В настоящее время отец в воспитании детей все чаще и чаще оказывается за бортом и не является образцом для подражания по тому что…
(не обращает внимания на своих детей, говорит одно, а поступки совершает совсем иные – это двуличие больно ранит детей, особенно подросткового возраста)

• Отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается …
(что вроде отец и есть, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно)

• Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков по тому что…
(в психологии есть такое понятие идентификация, то есть восприятие себя подобным другому иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать отцу или матери. Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителями того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет)

• И если ребенок чувствует, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то тогда …
(может нарушиться идентификация со своим полом. Мужчина, как человек рациональный, деловой, серьезный, как правило, в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реальнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно)

• Нередко женщина растит детей без отца. Несомненно, это требует гораздо, больших усилий, и редко она обходиться без посторонней помощи. Здесь роль отца на себя должен взять дедушка, или старший брат матери, и порой хороший приятель, потому что …
(детям совершенно необходим зрелый пример мужского поведения. Ребенок, у которого помимо матери возникает опыт общения с разными людьми, получает тем самым сильную поддержку в своем дальнейшем развитии)

• Есть и другие достойные модели образа отца… 
(друг, дядя, брат, сосед, дедушка. «Маменькин сынок!» Неосознанно не жилая этого, так как в семье нет мужчины, мать сильно привязывается к ребенку, особенно если это мальчик. Ребенка активно втягивают в этот эмоциональный круг. Он стеснен, находиться в сильнейшей зависимости от матери, часто в течение всей жизни не способен к самостоятельности. Он не в состоянии добиться успеха, принять решение, он беден в проявлении любви – все это признаки неправильного воспитания. Такие дети вряд ли могут в последствии реализовать себя. Дорогие мамы, воспитывающие детей в одиночестве Вам надо заранее предвидеть опасность! Дайте своему ребенку свободу в действиях! Держите дистанцию!)

• Искусство отца и матери заключается в том …
(что, не роняя авторитета, не отпускаясь до небрежной фамильярности в отношении с детьми, уметь сказать им самое-самое и быть уверенным, что тебя поймут. А родителям в свою очередь, нужна уверенность: будет туго взрослым, младшие не струсят, не запаникуют, но напротив, примут на себя труды и заботы о благополучии, отчего дома)


Обсуждение результатов индивидуальной работы по каждому незаконченному результату в отдельности.

Упражнение № 2 «Я - отец. Плюсы и минусы»
Цель: прояснить смысл, каким образом социальные условия, отношения с матерью ребенка, различные личностные проблемы отца, а также принятие отцовской роли оказывает влияние на становление и развитии отношений диаде «отец - ребенок». Рассмотреть взаимосвязь факторов определяющих специфику отцовства.
Заполнить таблицу: плюсы и минусы.

плюсы минусы

Вопросы для размышления:
Что хорошего в том, что я - отец?
Что сложного в том, что я - отец?
Что дает моему ребенку общение с отцом?
В чем мне, матери, сложно заменить отца?
Каким отцовским наставлениям я следую (противлюсь) до сих пор?
Что заставляет меня это делать?

Анализ результатов индивидуальной работы в группе.

Упражнение № 3 «Нравственный кодекс настоящего отца»
Участники группы разбиваются на подгруппы и вырабатывают кодекс настоящего отца.

Ответственность 
чувство долга,
физическая и нравственная сила,
смелость,
верность, 
надежность, 
великодушие, 
честь, 
гордость, 
самоотверженность, 
мужественность - умение защищать оберегать жену детей.
Упражнение № 3 Тест «ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА»
Цель: узнать, каков ваш отец семейства.
При оценке «согласна» вы получаете 2 очка, «не совсем» - 1, 
«не согласна» - 0. Согласны ли вы с утверждением, что:

1. Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.
2. После развода дети должны оставаться с матерью.
3. Хороший муж обычно и хороший отец.
4. Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как женщины.
5. При воспитании детей мнение отца решающее.
6. После рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.
7. Лучше жить без отца, чем терпеть плохого.
8. Так как считается, что жена делает все лучше мужа, пусть она и
воспитывает детей.
9. Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен всегда
обращаться к матери.
10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.
11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда
его об этом просит жена.
12. После развода родителей маленький ребенок, оставшийся с матерью,
вообще не замечает отсутствия отца.
13. Матери обыкновенно слишком балуют детей.
14. Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьей.
15. Мальчик еще с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем
девочка.
16. Некоторые дети предпочитают проводить свое время скорее с отцом,
чем с матерью.
17. У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее,
чем вы.
18. Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.
19. Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.
20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с
детьми.
21. При желании муж может справиться с новорожденным не хуже
жены.
22. Отец более важен для сына, чем для дочери.
23. Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

А теперь подсчитайте, сколько вы набрали очков в каждой группе ответов. В первую группу входят ответы на вопросы: 1,4, 5,12,13,15, 19, 22. Во вторую группу: 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23. В третью группу: 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24. Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе ответов вы набрали больше всего очков, к такому типу вы и принадлежите. 
Тип I - «традиционный». Он глава семьи, полностью представляет ваши интересы в общении с «внешним миром». Он - «последняя инстанция» и при решении вопросов воспитания детей. Порой он до известной степени строг; очень большое значение придает дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях он уделяет с каждым годом возрастающее внимание воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он не знает достаточно хорошо их нужды и желания.
Тип II - «отец», главным образом озабоченный семейным благополучием». Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. И неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчужденно. В этом случае жена может прибегнуть к маленькой хитрости - время от времени уезжать на несколько дней к родным и оставлять детей под присмотром мужа. Тогда он поймет, что жена ему доверяет и как, отцу.
Тип III - «современный отец». Для такого отца общение, забота о детях - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого 
столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обыкновенно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняется это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и с ним и с матерью.
А теперь мы попросим ответить и жену, а затем сравнить свои ответы «за мужа» с его действительными ответами. Есть ли в них большая разница? Если есть то, вместе обсудите вопросы, ответы на которые особенно отличаются. Один такой разговор может быть весьма полезен и для родителей и для детей.
Упражнение № 4 Работа с раздаточным материалом – памятка для родителей. 
«Специфика отцовского взаимодействия с ребенком»

Цель: Развитие целостного понимания участниками клуба «Молодая семья» специфики отцовского взаимодействия с ребенком.

Памятка для заботливых родителей.

Специфика отцовского взаимодействия с ребёнком (и мальчики и девочки нуждаются в обществе отца и его любви).

«Мудр тот отец, который знает свое дитя» 
В. Шекспир

«Кто не может выполнять обязанности отца, 
тот не имеет права быть им»
Ж.-Ж. Руссо

Без сомнения существует много общего в том, как папа и мама ведут себя по отношению к ребёнку. Они дополняют друг друга. И всё-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяет больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании. Матери гораздо чаще пользуются игрушками в общении с младенцем, отцы склонны использовать своё собственное тело: руки – как турник, колени – как «лошадку», позволяют малышу (прежде чем подхватить на руки) ползать в 2 раза дольше. Матери же, когда их сын (дочка) сталкиваются с чем-то (кем-то) непривычным, будь то незнакомый человек, животное или игрушки, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребёнок под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются, давая ребёнку возможность познакомиться и освоиться. Каждая из этих моделей поведения вносит свой вклад в эмоциональное развитие ребёнка. В идеале родители представляют собой пару, где мама олицетворяет собой детство – уютный, милый, тёплый мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут. А папа – посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где есть любовь, хотя она и отличается от любви мамы к младенцу. Материнская любовь – это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, зависит от достижений ребёнка, его хорошего поведения. Отец сильнее любит того ребёнка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отец делает меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жёсткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. 
Каждый ребёнок видит в своём отце черты, которые создают не приходящие ценности – честь, гордость, достоинство семьи. Познание моральных богатств в собственном отце – ничем незаменимые уроки чести. Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как проводник семейного начала и интереса, а в доме – как носитель общественного. Этим он дополняет мать, но не заменяет её.
Нередко женщина растит детей без отца. Несомненно, это требует гораздо больших усилий, и редко она обходится без посторонней помощи. Здесь роль отца должен взять дедушка, другой родственник, сосед, а порой и хороший приятель. Потому что детям совершенно необходим зрелый пример мужского поведения. Ребёнок, у которого помимо матери возникает опыт общения с разными людьми, получает тем самым сильную поддержку в своём дальнейшим развитии. Немалая опасность для одинокой матери заключается в том, что она может воспитать «маменькина сынка». Неосознанно. Не желая этого. Необходимо заранее предвидеть эту опасность и давать своему ребёнку свободу в действиях, держать дистанцию.
В настоящее время мало кого из женщин устраивает просто присутствие мужчины в доме. Требования к современному родителю растут год от года. Именно отец должен приучить своих детей к труду, помочь увидеть цели в жизни, близкие и далёкие, научить добиваться задуманного, предостеречь сына (дочь) от повторения собственных ошибок, некогда причинивших ему немало страданий.
В психологии есть такое понятие – идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребёнок хотел брать пример, кому хотел подражать – отцу или матери.
Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. 
Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.
Для сына отец – образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение.
Мальчику необходимы дружба и одобрение отца. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: "А теперь я почитаю газету", чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете. 
Иногда отец стремится во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается. 
Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его указания и поправки. Игра в футбол - прекрасное занятие, если она была предложена сыном, и если они с отцом играют для развлечения.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы. 
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты. 
Для дочери отец первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения.
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом. 
Отец не должен насмехаться над ребенком. Иногда, рассердившись на сына, отец выражает свое раздражение в виде насмешек. Ребенок при этом чувствует себя униженным. Насмешки - слишком сильное средство для маленьких детей.

ВОЗРАСТ ОТЦОВСТВА
<МАЛЫШ> Своим присутствием отец как бы символически «перерезает пуповину», давая ребенку возможность отделиться от матери, чтобы шаг за шагом построить свой собственный мир.
<РЕБЁНОК> Отец ведет ребенка навстречу неизвестному, учит исследовать свои возможности. Он вводит его в мир, который не всегда считается с нашими желаниями, и тем самым разрушает детскую иллюзию о собственном всемогуществе.
<ПОДРОСТОК> Отношений с отцом играют важную роль в по¬ловой идентификации подростка. Мальчик идентифицирует себя с отцом или противопоставляет себя ему, девочка, для которой отец - первый мужчина, смотрящий на нее с любовью и интересом, получает подтверждение своей женственности.

Уважаемые мужчины! Будьте настоящими отцами: ответственными, мужественными, надёжными, нравственно и физически сильными, уверенными в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, не оставайтесь равнодушными к своим детям.

Литература:
1. Аквис Д.С. Отцовская любовь. – М., 1989.
2.Малыгина В. Дайте место отцу!// Психология. 09.2006.
3.Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. – М., 2000.
4.Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

Упражнение № 5 «Образ идеального отца» - проективная арттерапия.
Цель. Посредством рисунка попытаться глубже понять, что моделей «хорошего отцовства» гораздо больше чем принято предполагать.
Ход: Предложить участникам нарисовать образ «идеального отца, « о котором вы мечтаете.
Рефлексия: 
Работы рассмотреть и прийти к выводу что:
«Идеальный отец» - такая же опасная иллюзия, как и «идеальная мать», она мешает увидеть то ценное, что на самом деле есть в каждом из нас, в какой бы роли мы не оказались.

Заключительная часть.

Упражнение № 1 «Сокровища практической мудрости» 
(Зинкевич - Евстигнеева Т.)
Цель: осознание основных жизненных ценностей, которые могут стать нашими путеводными нитями.
Ход: предлагается взять по одной карточке прочитать определенную ценность, затем поговорить о каждой ценности о том, как она будет работать в семье.

Любовь
Любовь — это целый мир. Перед любовью все равны. Любить — это значит, отдавать, не имея мыслей получить что-то вза¬мен. Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место. Бескорыстная лю¬бовь воистину безгранична, она способна забыть и простить сла¬бости других и видит в каждом только красоту и уникальность.

Время
Находите время для себя. Выработайте привычку ставить точ¬ку на пустом деле, чтобы сэкономить время и энергию. Вы не должны растрачивать попусту время, мысли и даже дыхание. Вре¬мя не будет нас ждать. Поэтому, почему бы не использовать это бесценное время, чтобы быть счастливым. Нельзя ждать, что в бу¬дущем наступит момент, когда вы изменитесь: если не сейчас, то никогда. Если вы сделаете это сейчас, вы получите силу, а так¬же вдохновите других.

Сотрудничество
Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу. Самое выс¬шее сотрудничество — участвовать в задаче Бога. Тогда Он бу¬дет вечно сотрудничать с вами.

Ответственность
Мир — это сцена, а мы — актеры. Каждый актер играет свою уникальную роль и несет ответственность за свои дейст¬вия. Ответственность — значит играть точно свою роль, какой бы трудной ни была задача. Каждый из нас играет огромную роль в создании лучшего мира. Просто пробудите скрытые в вас способности и возьмите на себя ответственность.

Уважение
Истинное уважение — ценить свое собственное существо¬вание и существование других. Это не связано с ролью челове¬ка, его социальным положением, а также его способностями и талантами. Это осознание ценности и уникальности каждо¬го. Когда есть уважение, есть взаимопонимание, отношения строятся на основе любви. Только если вы уважаете других, вы получаете уважение взамен.

Честность
Говорите честно, и у вас будет шанс учиться. Тот, кто чес¬тен, будет говорить о себе, а не о других. На других произведут впечатление не ваши слова и даже не ваше лицо, а ваша чест¬ность и искренность. Честность означает говорить то, что вы думаете, и делать то, что вы говорите.

Единство
Единство — это внутренняя гармония и гармония с окру¬жающими. Единство строится на общем представлении о все¬общем благе. Единство — это, значит, признавать ценность каждого и его уникальный вклад. Единство расцветает, когда есть внутреннее желание принять других такими, какие они есть. Когда я делаю первый шаг, чтобы сломать преграды, дру¬гие тоже изменяются.

Терпимость
Когда вы обладаете терпимостью, вы способны оставаться внутренне спокойными и счастливыми. Тот, кто обладает тер¬пимостью, имеет силу приятия всех ситуаций. Терпимость мо¬жет прийти только тогда, когда есть внутренняя удовлетворенность. Когда вы удовлетворены, то вашей терпимости не будет границ, подобно тому, как беспредельна любовь матери к сво¬ему ребенку.

Достоинство
Относитесь с уважением к себе. Не давайте другим повода говорить о ваших недостатках. Асами проверяйте себя. Разгля¬дите особенности в себе и других. Имейте смирение и желание учиться. Глубинное терпение — и почва для проявления всех до¬бродетелей. Признайте добродетели в каждом и дарите добро¬детели. Будьте, удовлетворены собой, и другие будут удовлетво¬рены вами. Всегда улыбайтесь и будьте жизнерадостны.

Ум
Говорят, что ум, — это необузданная лошадь. Постарайтесь обуздать ее. Беспокойство не приносит никакой пользы, а наобо¬рот, делает нас слабыми и приводит в замешательство. Ваши мыс¬ли должны отражать веру. Пусть не останется места ни для чего от¬рицательного. Храните в уме только драгоценности. Зачем думать о прошлом? Поговорите со своим умом с любовью, как если бы вы говорили с ребенком, и он станет послушным. Наполните ваш ум чистыми мыслями и добрыми пожеланиями каждому.

Свобода
Свобода начинается в уме. Понимание себя — ключ к сво¬боде. Чем глубже человек понимает себя, тем легче ему изба¬виться от пустого. Свобода означает не поддаваться влиянию и прочим воздействиям и быть в ладу с собой. Истинная сво¬бода — это ощутить свою вечную сущность, то есть обрести покой, который является фундаментом для счастья.

Легкость 
Будьте легкими в общении и легко воспринимайте любые ситуации. Не становитесь напряженным, не нервничайте и не пугайтесь. Все это — просто игра. Смысл есть во всем проис¬ходящем. Не беспокойтесь из-за мелочей, не делайте из мухи слона. Учитесь понимать и принимать. Беспокойство делает вас тяжелым. Пусть прошлое будет прошлым. Пусть все течет естественным образом. Сосредоточьтесь на настоящем. Реа¬лизуйте свои возможности, и вы обретете легкость.

Вера
Когда на меня снова и снова налетают бури жизни и дух мой ослабевает, тогда единственное, что мне нужно — крепко держать в руках подарок, называемый «Вера». Это та опора, которая способна выдержать любые бури. Для веры нужна не логика, а просто доверие. Вера в себя и ту силу, которая заклю¬чена внутри. Вера — это семя всех чудес и основа для того, что¬бы невозможное сделать возможным.

Безмолвие
Тот, кто стал зрелым, пребывает в безмолвии, которое дает много внутренних постижений. Какой бы ни была ситуация, на секунду глубоко погрузитесь в безмолвие и ощутите силу, идущую изнутри. Глубокое внутреннее безмолвие лечит раны и боль прошлого. В безмолвии рождаются новые идеи и проявляются таланты. Когда вы находитесь в безмолвии, вы легко принимаете все.

Простота
Простота — это умение чувствовать себя комфортно в сложных ситуациях, которые встречаются в жизни, то есть не 1 волноваться и не усложнять все. Для этого надо уметь встречать любые сложности с ясностью и легкостью в уме. Простота начинается внутри нас и распространяется на все окружающее. Тот, кто живет простой жизнью, всегда удовлетворен. Его жизнь вдохновляет других.

Мягкость
Мягкость проявляется как легкое прикосновение, ласковый взгляд, успокаивающие слова. Но на самом деле, мяг¬кость — это проявление нашей внутренней силы и мудрости, основанной на любви и понимании чувств других. Во многих своих проявлениях мягкость — это искусство быть ребенком, естественная невинность и детский оптимизм, который дела¬ет других счастливыми и легкими.

Неутомимость
Неутомимость может прийти только тогда, когда есть глубо¬кая любовь к выполняемой работе. Любовь — это сила, которая помогает вам просто делать то, что необходимо, забыв об усталости и напряжении. Если любовь сильна, то больше ничто не будет казаться вам тяжким трудом, а будет приносить радость удовольствие. Неутомимость делает вас постоянно дарующим дает осознание, что каждая мысль, слово и действие имеет важность, и может принести благо, если не всем, то многим.

Счастье
Счастье приходит тогда, когда вы достойным образом используете каждую секунду. Счастье — такое питание, которое способно слабого превратить в сильного. Счастье трудное делать простым, тяжелое — легким. Быть счастливым и делить счастье с другими — это величайший акт благотворительности. Что 5ы ни случилось, вы не должны терять своего счастья.

Бог
Когда вы знаете и понимаете Бога, вы усваиваете Его качества. Глубокие взаимоотношения с Богом помогают вам перенять Его добродетели и силы. Если Бог — ваш спутник, Он будет вести вас 1ерез жизненные бури. Какой бы ни была наша религия, возраст 4ли происхождение, мы все — маленькие дети Бога. Вы можете сомневаться в себе, но Бог никогда не видит ваших недостатков.

Покой
Покой — это изначальное качество каждого. В своем самом чистом виде покой — это внутреннее безмолвие. Покой начи¬нается в обретении покоя ума. Покой слагается из положитель¬ных мыслей, чистых чувств и добрых пожеланий к каждому. Чтобы быть спокойным, необходимо терпение. Когда вы уми¬ротворены, вы создаете вокруг себя атмосферу покоя. Покой во всем мире будет только тогда, когда будет покой в умах людей.

Рефлексия: рассказать, как ощущал (ощущала) действие ценности которую выбрал. Что можно было бы улучшить в себе на основании этой ценности.
Упражнение № 3 «Я благодарю тебя сегодня» (со свечей)
Просмотр видео « Самым лучшим папам посвящается»

Категория: Мама, папа и я | Добавил: 461119 (13.01.2015)
Просмотров: 1295 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1 podrostochek_ru   [Материал]
Просто оставлю это здесь и добавлю.
 Ссылка ведет на статью об общении подростков со взрослыми - http://podrostochek.ru/obshhenie-podrostka-so-vzroslymi-osobennosti/

Имя *:
Email *:
Код *: