Особенности ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Рабинович Мария Борисовна,
студент-магистр МПГУ,
ГБОУ Школа № 1034 ДО 3, учитель-логопед
Россия, г. Москва
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. [4, С. 81]
Ведущая роль взрослого, организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера и др. Необходимо учитывать отклик ребенка на попытки взрослого наладить контакт, ведь без участия и желания ребенка взаимодействие будет неполным. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее.
Цель: разработать и научно обосновать технологии (методы и приемы) развития взаимодействия взрослых с детьми с множественными нарушениями.
Задачи:
1. Изучить различные формы и средства взаимодействия взрослых с детьми с множественными нарушениями развития.
2. Определить задачи, содержание, организационные формы, эффективные приемы педагогической работы по качественному улучшению взаимодействия взрослых с детьми с множественными нарушениями развития.
3. Разработать рекомендации для взрослых по налаживанию взаимодействия с ребенком с множественными нарушениями.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ №1034 ДО3. Работа проводилась с тремя детьми с множественными нарушениями (слепоглухота), имеющими различную степень выраженности дефекта. В зависимости от чего и определялась стратегия взаимодействия с ребенком.
Констатирующий эксперимент включал в себя два блока работы:
1) «Карта наблюдений», в основе которой лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972);
2) анкетирование сотрудников ДОУ по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха и зрения.
Важное значение для организации взаимодействия со слепоглухими детьми имеет использование различных средств общения. Это применение взрослыми и детьми мимики, пантомимики, естественных и специальных жестов. В ходе целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком со множественными сенсорными нарушениями возникает их собственный определенный ритуал, позволяющий ребенку чувствовать себя в безопасности в знакомой обстановке, со знакомым человеком, на выработку которого отводится довольно продолжительное время. После усвоения и принятия ребенком взрослого можно говорить о дальнейшем педагогическом воздействии с целью адаптации ребенка со слепоглухотой к окружающей действительности. Для этого могут быть использованы различные средства установления контакта. К ним относятся средства телесной коммуникации, роль которых особо подчеркивается специалистами (Аргайл, Франк). Это также может быть предмет, к которому можно вызвать интерес ребенка и который в дальнейшем может стать социально значимым. К уже имеющемуся ритуалу мы добавляем знакомство с предметом, его функциями, возможностями использования в быту, тем самым расширяя диапазон взаимодействия слепоглухого ребенка со взрослым и окружающим миром.
Дальнейшая работа направлена на улучшение отношений ребенка с окружающими взрослыми. Можно выделить два круга взрослых: близкие люди, находящиеся с ребенком постоянно, а также специалисты, работающие с ребенком. Отдельно можно рассматривать взаимодействие ребенка с другими детьми. Первоначальной основой взаимодействия взрослого с ребенком явилась телесная коммуникация. Больше и чаще дети шли на контакт при использовании вибрационных средств коммуникации: сидя лицом к говорящему, приложить к его горлу руки ребенка, прижаться к говорящему для ощущения вибрации при горении/пении, также похлопывания, поглаживания по спине. Даже при условии установления контакта взрослого с ребенком, дети не любили касаний к рукам (кистям), старались убрать их, спрятать. Для привыкания ребенка к новому взрослому педагогу необходимо обозначить себя каким-либо постоянным предметом (например, объемное кольцо на пальце). Начинается работа с довольно простых форм – разнообразные мячи со звуковыми эффектами и т.п. Затем постепенно мы переходим к взаимодействию с предметами бытового общения, которые тщательно отбираются, предметы, часто используемые в жизни ребенка. В последующем вводится предметный календарь, который станет средством планирования и коммуникации в деятельности.
Работа направлена на поиск педагогических подходов, обучение взаимодействию с ребенком со множественными нарушениями как родителей, так и людей, работающих с данной категорией.
Список использованных источников
- Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат. – С. 81
|