Благовещение - праздник добра и света
|
- Шарипова Ирина Владимировна, старший воспитатель
- Папичева Ольга Антоновна, музыкальный руководитель
- Боброва Елена Андреевна, воспитатель
|
Комплекс конспектов занятий
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 348 Советского района г.Волгограда
|
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Лепка из теста тема: «Жаворонки»
Цель: формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через беседу и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отмечаем праздник Благовещения.
Однажды, Господь послал к Марии архангела Гавриила. Божий вестник сказал Марии: не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...
Ангел принес Деве Марии радостную весть о том, что именно Она станет Матерью Спасителя Мира – Сына Божьего. С этого времени Мария стала ожидать рождения Сына. Благую, добрую весть принес ангел. Поэтому этот праздник называется Благовещение.
Воспитатель: В этот день принято петь заклички – песни, которыми люди зовут весну и птиц, делать добрые дела. Как вы думаете какие? (ответы детей)
А ещё наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай – на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о скором рождении Спасителя. Задолго до этого они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там покупали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали ее на свободу.
Об этом благочестивом обычае написал в своем стихотворении «Птичка» великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, послушайте его:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Воспитатель: Еще специально к этому дню пекли из теста жаворонков. Вот я вам и предлагаю этим заняться. Тесто у нас уже готово, я его приготовила заранее. Для изготовления теста, я использовала: дрожжи, воду, муку, ванилин, соль, сахар
Посмотрите, как можно сделать птичек из теста (воспитатель показывает несколько способов и вместе с детьми лепит из теста птичек).
После изготовления птичек, воспитатель обращает внимание детей на то, что птички получились разные, и большие, и маленькие, каждая особенная по-своему.
Интересуется, что необходимо сделать (предполагаемые ответы детей: выпечь, высушить и т.д.) ну что ж тогда давайте отнесем противни на кухню, а пока наши «жаворонки» будут выпекаться, предлагаю отправиться на праздник в музыкальный зал.
«Прилёт птиц»
сценарий фольклорного праздника
Цель: Установление теплых, доброжелательных отношений в совместной творческой деятельности взрослых и детей.
Задачи: Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанных с подготовкой православного праздника – Благовещение.
Развивать нравственные и эстетические чувства ребенка через беседы, пение закличек и песен о весне, развитие творческих способностей, эстетического вкуса.
Воспитывать у детей желание поступать по добру, преумножать красоту.
Ход праздника:
Дети входят в зал исполняя хоровод «Как на двор пришла весна»
Ведущий: Ребята! День сегодня необычный. Мы отмечаем день прилёта птиц. Очень давно на Руси стали отмечать этот праздник. Мастерили скворечники и развешивали их на деревьях, пекли булочки-птички, которые называли жаворонками.
В народе об этом дне говорили так:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится.
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
А, чтобы птицы принесли нам весну, мы должны позвать их (дети выстраиваются полукругом)
Ребенок: Жаворонки, прилетите!
Студеную зиму унесите!
Теплую весну принесите!
Зима нам надоела -
Весь хлеб переела!
Ребенок: Ой вы жаворонки, жавороночки
Летите в поле.
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Ребенок: Ой, вы гуси-гусяточки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила
Руки, ноги отморозила.
Ведущий: предлагает детям пропеть весенние заклички.
Дети исполняют заклички «Ой кулики, жаворонушки», «Ванька комарок».
В зал входит Весна.
Весна: Утро доброе, ребята.
Я волшебница Весна.
Я луга, и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Растопила лёд и снег, подарила людям свет.
Так давайте дружно все
Споем песню о весне.
Хоровод «Ой бежит, ручьем вода».
Ведущий: Дорогая весна, а мы сейчас поиграем с тобой в игру, из которой ты узнаешь, что наши ребята очень любят играть в народные игры, знают названья многих птиц.
Игра «Прилетели птички»
Прилетели птички
Птички - невелички
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж.
Это развеселый чиж.
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички по домам!
|
Дети идут по кругу, исполняя песню,
в кругу ведущий (взрослый)
Ведущий рукой, показывает на детей – выбирается «орлан»
На слова «птички, птички по домам» дети разбегаются, а ребенок «орлан» догоняет детей, кого он осалит, тот и будет
|
Ведущий предлагает детям сесть на стульчики.
Ведущий: День прилёта птиц в народе называют праздником – Благовещенье. В этот день принято делать добрые дела, освобождают птиц из клеток на волю, ссориться и сердиться нельзя. На Благовещенье даже само солнце радуется, играет, перед восходом вертится по небу. А что в народе говорили об этом дне? (выходят дети и рассказывают о празднике).
Ребенок: Благовещенье если снег на крышах лежит – значит, лежать ему до Егория.
Ребенок: На Благовещенье весна зиму поборола.
Ребенок: На Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косу не плетет.
Ребенок: На Благовещенье бывает первая гроза – значит, быть лету теплому.
Весна хвалит и благодарит детей.: У меня забот не мало,
Лес дремучий солнцем греть.
А в лесу под старой елью
Просыпается медведь.
Медведь: Стало жарко мне в берлоге
Промочил я в лужах ноги.
Видно мне вставать пора.
С добрым утром, детвора!
Весна: Ты мишутка, косолапый,
Из берлоги вылезай,
С мальчишками, девчонками
В ложки поиграй.
Игра «с ложками»
Ведущий расставляет стулья по кругу 5-6 шт, а медведь на каждый стульчик кладет ложку. Ведущий объясняет условия игры: под музыку дети бегут по кругу, около стульев, с окончанием музыки, ребенок должен сесть на стульчик и взять в руки ложку, кому не хватает стульчика, тот из игры выбывает.
Весна предлагает поиграть в игру «Золотые ворота».
Ай, люли, ай люли.
Наши руки мы сплели.
Мы их поднимаем выше
Получилась красота
Получились не простые
Золотые ворота.
Ходит матушка весна, по полям, лесам одна,
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.
(двое детей делают ворота из рук, остальные дети проходят через эти ворота, произнося слова, на последние слова руки опускаются, кто из детей остался внутри ворот, становится рядом с детьми, которые ворота образуют).
Весна благодарит детей за праздник и отправляется обходить свои владения.
Ведущий говорит об окончании праздника, предлагает пройти в группу, где уже всё готово к чаепитию, булочки «жаворонки» уже испеклись. А по окончании чаепития дети выйдут на улицу, чтобы повесить скворечник на дерево для птиц, а также выпустить из клетки птиц, которые зимовали дома. |