ИГРУШКИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА – ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Тычинская Анастасия Юрьевна,
Учитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 1265»,
Магистрант ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет»
Аннотация: статья посвящена использованию нетрадиционных приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: нетрадиционные методы, коррекция, социализация, дошкольный возраст.
Как известно, социальная идентичность и система ценностей, формирующиеся с детства, являются важнейшими показателями социального развития и играют большую роль в социальном поведении человека. В дошкольном возрасте закладываются навыки ролевого общения, формы и механизмы социального поведения [1]. Д.Б. Эльконин пишет о том, что освоение социальных норм и правил, понимание и усвоение ценностей, формирование представлений о себе происходит в процессе детских игр [3]. Современная тенденция развития образования в соответствии с ФГОС обязывает специалистов учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Они должны учитываться не только при составлении индивидуальных программ (в условиях инклюзии), но в обучении и воспитании детей с нормальным развитием. Учет индивидуальных особенностей подразумевает создание оптимально эффективного воздействия, опору на сильные стороны формирующейся личности, что особенно важно. При индивидуальном подходе у нас есть возможность создать мотивацию к занятиям у каждого ребенка.
Как же помочь ребенку с низкой мотивацией полюбить занятия? Один из способов – удивить, вдохновить, заинтересовать.
Что же необычное мы можем предоставить ребенку в мире прогресса? О чем поговорить?
Неожиданным открытием стало использование именно неокрашенных деревянных игрушек. Предлагая их ребенку, мы удивляем, ведь непривычно – игрушка неяркая, необычная по размерам. Тут можно рассказать, что раньше игрушки мастерили из деревьев; почему именно из них (расширение представлений об окружающем мире, установление причинно-следственных отношений); какие инструменты использовал мастер.
Можно пофантазировать, в какой цвет раскрасить игрушку, кто в нее мог играть. Также детям очень нравятся персонажи из мультфильмов, вырезанные из дерева; они их с радостью и восторгом узнают.
Сами игрушки прочные, долговечные, эстетичные, приятные на ощупь, что положительно сказывается на сенсомоторном развитии ребенка. Недаром наши предки давали детям от 1 до 4 лет обтесанные топором чурки, которых дети могли вообразить любыми персонажами, предоставляя полную свободу для выдумки [2].
Несмотря на то, что время стремительно бежит вперед, и мир неузнаваемо преображается, все новое все-таки продолжает брать истоки из хорошо забытого старого, но при этом не стоит уменьшать его заслуг и ценности, а, наоборот, использовать в своей работе все лучшее, проверенное многовековым опытом.
Литература
1. Корягина Н.А. Когнитивно-мотивационные характеристики социализации дошкольников и младших школьников : автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук / Н.А. Корягина. Ярославль, 2009. 27 с.
2. Рянняль В.Д. Старинная детская игрушка и её история / В.Д. Рянняль. URL : http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/08/08/starinnaya-detskaya-igrushka-i-eyo-istoriya.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология: (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с. |