Как занять ребенка самостоятельной игрой?
К.п.н. Микляева Н.В.
Есть специальная методика по определению предпочитаемых ребенком видов деятельности:
Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н.).
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Если же речь идет о том, что, даже зная предпочитаемый вид детской деятельности, родители не понимают, как занять ребенка, то можно предложить им следующий прием (Л.Шапиро) – «Коробка идей».
Нужно сделать красивую коробочку. В нее положить 21 карточку - на обороте написать один из видов детских занятий. Например:
- Первые 7 - связанных с игрой (например, поиграй в мыльные пузыри, "наряди кукол", "приготовь обед "понарошку", устрой зоопарк из мягких игрушек, поиграй в "Больницу для зверей", напиши письмо "понарошку" и потом сыграй в почтальона, собери чемодан и поиграй в путешественника и т.д.).
- Следующие 7 - связанных с лепкой, рисованием и аппликацией, конструированием (например, "собери картинку из пазлов", "вылепи из пластилина цыплят и петушка", сделай шкатулку для сокровищ, обведи на бумаге пальцы рук и ног, порисуй пальцами жидкой гуашью, построй дом из кубиков, построй крепость из подушек, налепи пирожкой из глины и пластилина и угости кукол, слепи квартирку для игрушек из киндер-сюрпризов и т.д.).
- Еще 7 - с музыкальными и подвижными играми (поиграй на музыкальных инструментах в такт музыке, поиграй в прятки, попрыгай со скакалкой, поиграй в догонялки и т.д.).
К перечислению любимых игр можно привлечь самого ребенка. Когда ему станет скучно - пусть вытащит наугад 3 карточки - и выберет любую из них. Играть может сам, а вы просто будете где-нибудь неподалеку, чтобы одобрить его действия или включиться в игру вместе с ним, когда освободитесь…
Еще одна из наболевших тем, связанных с организацией самостоятельных игр детей: «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»[1]
- Твердо решите для себя, необходимо ли это.
- Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
- Убирайте игрушки вместе с малышом.
- Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.
- Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
- Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
- Учитывайте возраст и возможности ребенка.
- Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.
- Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
[1] Источник – «Проблемы маленького ребенка» Г.Монина, Е.Лютова
|