Памятки для родителей
Н.В.Микляева
Для повышения эффективности игрового взаимодействия родителей с детьми могут использоваться памятки, учитывающие особенности темперамента ребенка. Приведем примеры:
Сочетание Здравомыслия и Импульсивности
Очень активный и живой ребенок, у которого выражена потребность в действии и свободе, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие как стиль жизни
Его родителям рекомендуется:
1. постоянное обновление игровой среды, привлечение ребенка к участию в ее изменении (при этом нельзя, чтобы в поле зрения ребенка было много игрушек сразу – это приведет к быстрому угасанию интереса к ним);
2. создание взрослым воображаемой ситуации при манипулировании предметами и игрушками и обыгрывании среды;
3. детям нужно давать возможность придумать в игре новый способ выполнения игрового задания («А как сделать по-другому? Как можно сделать еще? Что нам для этого понадобится?» и т.д.);
4. внесение игрового персонажа, введение правил поведения от его лица;
5. предпочтение детьми подвижных игр предполагает введение динамических сюжетов и для сюжетно-ролевой игры (по типу игр-путешествий и приключений);
6. использование соревновательных ситуаций и спортивных игр;
7. нужно приучать ребенка убирать за собой игрушки, подключаясь к их уборке вместе с ним.
Сочетание Здравомыслия и Рассудительности
Адаптивный, старательный, ответственный и исполнительный ребенок, очень чувствительный к нестабильности и нуждающийся в надежности и порядке, в традициях общения
Памятка для родителей:
- До игры нужно провести с ребенком экскурсию и организовать обсуждение увиденного природного или общественного явления.
- Пригласить поиграть в игру нужно ласково, спокойно, заинтересовать его доброжелательной эмоциональной атмосферой. Проявить интерес к желаниям и переживаниям ребенка.
- В начале игры взрослый должен обговорить с ребенком сюжет, помочь создать воображаемую ситуацию, использую комментирующую и планирующую речь, эмоциональные вопросы к ребенку. По ходу игры взрослый должен уточнять действия ребенка, предлагая ему объяснить смысл игровой ситуации.
- Игры можно использовать как средство, облегчающее адаптацию ребенка.
- В игру нужно можно вносить образные игрушки – аккуратные и красивые, выполненные в соответствии с эстетическими требованиями – и показывать, как их можно обыгрывать и с ними разговаривать.
- Обыгрывая игрушку, взрослый должен показать алгоритм действий с ней и научить ребенка эмоциональному отношению к игрушке, к выполнению ролевых действий с ней. Затем, после проигрывания сюжета взрослым, он должен предложить поменяться ролями с ребенком и обязательно выразить свое одобрение его действиям.
- Надо быть осторожным при нарушении привычной логики игры и введении в игру нового персонажа, т.к. такие дети очень чувствительны к переменам, что может дезорганизовать их деятельность.
- При организации игрового взаимодействия с детскими коллективом взрослый должен помнить, что проще привлечь к нему внимание других детей, попросить более активных и доброжелательно настроенных ребят вовлечь его в игру и поддержать его.
- Игра должна иметь логичное завершение – не может оставаться незаконченной – нужно заранее предупреждать ребенка о том, что через 10-15 минут пора заканчивать игру.
- В завершении игры нужно не забыть похвалить ребенка, выразить одобрение его действиям.
Сочетание Интуиции и Переживания
Общительный, обаятельный, чувствительный и ранимый ребенок, с хорошо развитым воображением и литературными способностями.
Родителям можно посоветовать:
- Взрослый должен уметь создавать яркую воображаемую ситуацию, эмоционально вовлекая в нее ребенка. Сама игра должна быть эмоционально насыщенной.
- Приветствуется использование предметов-заместителей и игра с одушевленными – образными – игрушками, постепенное введение новых персонажей в игру – такой ребенок играет с большим интересом, если игра является многоперсонажной.
- В игре очень важно использовать экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка. Необходимо также уточнять отношение ребенка к тому или иному персонажу.
- Рекомендуется использовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и театрализованные игры. Такие игры могут иметь продолжение.
- В играх такой ребенок заново переживает проблемные ситуации и способен их проанализировать с другой точки зрения и выработать алгоритм их решения при помощи взрослого. Обыгрывание ситуаций общения детей в группе позволит родителю и педагогу определить особенности взаимоотношения такого ребенка со сверстниками и нащупать проблемные места.
- Ребенок, действуя от лица игрового персонажа, способен справиться с проблемами, которые для него неразрешимы в жизни.
Сочетание Интуиции и Размышления
Серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролировать и управлять.
Памятка для родителей:
1. Вовлечь ребенка в игру может предметно-практическая деятельность с игрушками, которая носит экспериментальный характер («Что это? Что с ним можно делать? Почему он такой? Что будет, если…?»).
2. В играх взрослый должен уступать ребенку главную роль, используя косвенные методы руководства игрой (при наличии игрового материала игровая задача формулируется не прямо, а косвенно: «кукла хочет спать» и др.).
3. Общение ребенка и взрослого в процессе игры должно быть направлено на отражение в игре обнаруженным свойств игрушки и поиск альтернатив игровым действиям.
4. Предпочтение следует отдавать играм познавательного плана (дидактические настольно-печатные игры, головоломки и т.д.) и конструктивным играм.
5. Особый интерес у детей вызовут режиссерские игры, созданные на основе игровых макетов руками ребенка и взрослого, по следам прочитанных литературных произведений.
|