При обучении детей раннего
возраста рисованию необходимо помнить, что в этом возрасте ребенка не интересует
результат действия, его интересует само действие – это, для него,
прежде всего игра.
Взяв в руки впервые карандаш, ручку или любой
предмет, который оставил след на бумаге, ребенок начинает его исследовать,
проводить множество линий в хаотичном направлении. И здесь важно дать
ребенку насладиться
действием – пусть чиркает сколько душе угодно. Но не забудьте, что здесь
важно помочь ребенку и пустить процесс рисования на стадии «каракуль» в нужное
русло. Обыграйте сюжет будущего рисунка с
помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование эмоциональным
комментарием, используя стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволит
заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаст необходимый
эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Начинать
лучше с простых понятных ребенку сюжетов, например: угостим крошками птичку – рисуем точки, сияет солнышко, нарядный
платочек и т.д.При нанесении точек, приговаривайте: «Раз – раз – раз»
(развиваем ритм в движении и речи).
«Спрячем
зайку» - рисуем штрихи. Для этого нарисуйте, напечатайте или наклейте изображение
знакомого ребенку животного (или любой предмет) небольшого размера, и
предложите малышу его спрятать, зачеркивая фломастером. Такой прием постепенно
поможет ребенку научиться закрашивать предмет. А потом животных можно прятать в
травке, проводя вертикальные линии сверху вниз.
Не надо
забывать о том, что тему для изображения необходимо разнообразить: платье или
рубашка в полоску, полоски у тигра, идет сильный дождь и.т.д.
-2-
Когда освоили вертикальные
линии, можно переходить к горизонтальным, что несомненно, труднее для ребенка: дорожки, разноцветные ленточки, дует
ветер, след от самолета и др., а затем сочетание вертикальных и горизонтальных
линий: заборчик, платочек в клеточку, сетка от комаров и т.п.
«Ниточка к шарику» - надуйте шарик, завяжите ниткой, рассмотрите его. Обратите внимание на длину нитки. Рисовать
ниточку к шарику можно используя разные
подходы. Так увлекательно нарисовать ниточку мелом к шарикам–магнитикам на
доске или мольберте. А на бумаге ниточку рисуем к шарику (сверху вниз от шара),
нарисованному взрослым или рукой ребенка
(для разнообразия можно шарик выполнить в технике аппликации, т. е. наклеить из
цветной бумаги), объясняя: «Чтобы шар не сдулся завяжем ниточкой». Когда рисуем – предлагаем ребенку посмотреть
– проследить за движением возникающей лини. Это важный момент, так как
возникает взаимосвязь «глаз – рука», что помогает ребенку увидеть предмет
целиком и сопоставить его плоское изображение с объемным. Ну а чтобы усилить
эмоциональный отклик ребенка, скажите ему такие слова: «Раздувайся пузырь,
раздувайся большой да не лопайся».
Кстати, рисуя рукой ребенка
шар, мы уже начали подготавливать руку к изображению округлых форм.
Для следующего сюжета поиграйте с ребенком в
клубочки. Покажите клубок с нитками, размотайте и смотайте нитки вместе с
ребенком – это упражнение поможет развитию мышц пальцев, координации движений и
активной работе мозга. Теперь скажем, что в гости пришла кошечка (ее можно
нарисовать на листе, и хорошо, если ребенок смотрит на то, как вы это делаете), она любит играть с
клубочками. Нарисуем много клубочков круговыми движениями, разного цвета, имитируя
наматывание ниток.
-3-
Развитие кругообразующих движений в дальнейшем помогут ребенку создать
разные образы. Тем самым перейдя на
новый для него уровень развития в рисовании – «головоножек», когда к округлым
предметам присоединяться ножки, ручки, появятся глазки.
Пока рисовали фломастерами, карандашами,
ручками, маркерами, а хочется порисовать и красками.
Часто
мамы бояться дать ребенку краски: испачкает в доме все. Как быть? Очень просто:
можно использовать мольберт и рисовать на его темной стороне водой, а можно прикрепить старые обои
узором к стене на уровне глаз ребенка,
или большой лист ватмана, ребенку надеть фартук. Когда ребенок изрисует лист, его можно поменять, при этом
стена останется чистой.
Занимаясь
рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста.
У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и
кисточку, поэтому
рекомендуется поправлять положение предметов в руке:
захват осуществляется снизу, карандаш держим недалеко от грифеля тремя
пальцами, так же тремя пальцами держим кисть, но посередине деревянной ручки, так, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ручке, при
этом, не отпуская большой и средний
пальцы.
Помыть кисточку
– это целое искусство. Но и здесь все направлено на развитие ребенка: полоская,
приговариваем «буль – буль», прижимаем кисть к стенке банки (банку использовать
лучше пластмассовую) - стекает вода, прижимаем к тряпочке – кисть сушится.
Полоскание доставляет детям большую радость.
Теперь набираем краску: слегка опускаем кисть
в баночку, так, чтобы железочка на кисти осталась чистой. Если краски много
обтираем ее о край банки
-4-
Что будем рисовать красками? – ручейки,
широкие ленточки, мячи, баранки, колеса для машин, помидоры и яблоки, снежные
комочки и многое другое.
А сегодня капает дождь. Понаблюдайте с
ребенком за тем, как капает вода. Возьмите магнитную доску и прикрепите к ней
лист бумаги синими магнитами, расположив их в ряд в верхней части листа – это
тучки. Затем предложите ребенку выбрать краску для дождя такого же цвета как
магниты. Тем самым мы учим его сопоставлять цвет, а затем и называть его.
Набрав краску на кисть, произносим слова: «Дождик капает кап - прижимаем кисть к бумаге около
магнита-тучки, а затем ниже прижали и сказали - кап». Во время нанесения пятен следите
за выдерживанием ритма: кисть прижимается совместно с произнесением слов «кап –
кап», ребенок следит за своими действиями. Устав от ритмичных движений ребенок внизу листа, или где он хочет, начинает
сразу или на следующий раз, продолжая начатую композицию, рисовать круговыми
движениями пятна. Взрослый подключается к этому действию, спрашивая ребенка или
утверждая, что он рисует - лужи. Таким образом, взрослый помогает ребенку
расширить сюжет картины. Расширять сюжет
можно сколько угодно, если позволяет формат листа: «Дождик-дождик, кап да кап.
Ты не капай долго так. Мы по лужицам бежим, громко весело кричим», «Дождь покапал
и прошел, солнце в целом свете – это очень хорошо и большим и детям» - рисуем
солнце, но пока с помощью взрослого. «Смотрит солнышко в окошко, смотрит в нашу
комнату. Мы захлопали в ладоши, очень рады солнышку».
И не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности
ребёнка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его словами (без критики), и
своим прекрасным настроением!
|