1. Локальные нормативные акты.
Локальные нормативные акты можно сгруппировать следующим образом:
1) утверждаемые руководителем (организационно-распорядительная документация);
2) утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета (акты,
регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником);
3) утверждаемые органом самоуправления МОУ и вводимые в действие приказом
руководителя.
1.1. Локальные нормативные акты, утверждаемые (подписываемые)
руководителем включают в себя:
- положения о коллегиальных органах управления (об административном совете, о
производственном совещании, о коллегии и др.);
- положения о структурных подразделениях (о столовой, о библиотеке, о
медицинском кабинете и др.);
- штатное расписание;
- структура и штатная численность;
- номенклатура дел;
- инструкция по делопроизводству;
- должностные инструкции работников;
- приказы и распоряжения;
- другие документы, согласно номенклатуре дел.
Часть локальных нормативных актов рекомендуется утверждать руководителем
после принятия их органами самоуправления:
- программа развития МОУ (принятие на совете МОУ);
- учебный план (принятие на педсовете МОУ);
- годовой календарный учебный график (по согласованию с ЮУО, принятие на
совете);
- положение об учебном кабинете (принятие на педсовете МОУ);
- положение о школьном музее (принятие на педсовете или совете МОУ).
Гриф "Принято на педагогическом совете МОУ протокол от _____ N ______" можно
проставлять в левом углу титульного листа или в конце документа.
Если номенклатурой дел не предусмотрено отдельное делопроизводство, то
документ можно хранить в папке "Локальные нормативные документы.
Организационно-распорядительная документация" со сроком хранения 5 лет (после
замены новыми) если не предусмотрено иное (например, штатное расписание МОУ
хранится в архиве 10 лет, в РОУО - постоянно).
1.2. Локальные нормативные акты, утверждаемые руководителем с учетом
мнения профсоюзного комитета (акты, регулирующие трудовые отношения между
работодателем и работником). К этой группе документов относятся:
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 Трудового кодекса РФ);
- соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда;
- положения о доплатах, надбавках и премировании;
- положение о комиссии по трудовым спорам;
- положение о порядке и условиям предоставления дополнительного отпуска за
непрерывную преподавательскую работу;
- инструкции по охране труда и правилам работы на травмоопасных участках,
рабочих местах, ученых кабинетах;
- другие локальные нормативные акты, предусмотренные трудовым
законодательством.
Порядок заключения коллективного договора в МОУ регламентируется статьями
40-51 Трудового кодекса РФ.
Имеется практика приобщения к коллективному договору большей части
перечисленных выше локальных нормативных актов, в качестве приложений, что
представляется удобным, в том числе и для проведения руководителем вводного
инструктажа при приеме работника на работу.
Как правило, локальные нормативные акты данной группы утверждаются
руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета если иное не предусмотрено
коллективным договором. Порядок принятия таких решений руководителем и порядок
учета мнения выборного профсоюзного органа предусмотрен в статьях 371 и 372
Трудового кодекса РФ.
Срок хранения этой группы документов рекомендуется устанавливать не менее 5
лет (на случаи возникновения имущественных споров) если номенклатурой дел не
предусмотрено иное.
1.3. Локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ
и вводимые в действие приказом руководителя в свою очередь делятся на три
группы.
1.3.1. Локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс,
взаимоотношения участников образовательного процесса:
- положение о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации;
- положение о формах получения образования (экстернат, самообразование по
индивидуальным программам, положение о семейном образовании и др.);
- положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии;
- положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов;
- положение о порядке экспертизы утверждения и хранения аттестационного
материала для проведения экзаменов по выбору;
- положение о школьной предметной олимпиаде;
- договор образовательного учреждения с родителями;
- правила приема детей в образовательное учреждение;
- правила внутреннего распорядка (п. 13 статьи 32 Закона РФ "Об образовании");
- правила поведения обучающихся;
- положение о школьном дежурстве;
- положение о смотрах, конкурсах, проводимых в МОУ.
1.3.2. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов
самоуправления, творческих общественных и ученических объединений:
- положение о Совете МОУ;
- положение о конференции (если она предусмотрена уставом);
- положение об общем собрании;
- положение о педагогическом Совете;
- положение о попечительском Совете;
- положение о методическом Совете;
- положение о научном Совете;
- положение об общешкольном родительском комитете;
- положение о методическом объединении (о предметной кафедре);
- положение об общешкольном родительском собрании;
- положение о творческих коллективах;
- положение о совете старшеклассников;
- положение об объединениях обучающихся, имеющихся в образовательном
учреждении (научное общество учащихся, детские общественные организации и другие
предусмотренные уставом МОУ).
Как правило, эти локальные нормативные акты утверждаются органом
самоуправления, предусмотренным в уставе (общее собрание, Совет МОУ,
педагогический Совет, попечительский Совет и другие) в соответствии с
компетенцией этого органа.
Срок хранения таких документов, как правило, до замены новыми (ДЗН) если не
предусмотрено иное.
1.3.3. Локальные нормативные акты, регулирующие самостоятельную
финансово-хозяйственную деятельность МОУ:
- положение о фонде внебюджетных средств (резервный фонд, фонд развития
- образования);
- положение о предпринимательской деятельности;
- положение о дополнительных платных образовательных услугах;
- положения о хозрасчетных структурных подразделениях;
- договоры с родителями об оказании платных дополнительных
- образовательных услуг;
- трудовые договоры по платным дополнительным образовательным услугам;
- сметы;
- штатное расписание;
- положение о доплатах, надбавках и премировании из фонда внебюджетных средств
и другие.
Срок хранения таких документов рекомендуется 5 лет после замены новыми.
Утверждается данная группа локальных нормативных актов, как правило, Советом
МОУ, если уставом не предусмотрено иное.
Все локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ,
должны вводится в действие приказом руководителя МОУ.
2. Порядок оформления локальных нормативных актов.
2.1. Локальный нормативный акт должен быть подписан на последней странице
разработчиком с указанием должности и фамилии.
2.2. Гриф утверждения документа располагается в правом углу на титульном
листе. Сокращенное наименование учреждения допустимо при наличии на бланке
или на угловом штампе полного наименования учреждения. Утверждение
документа может быть 2-х видов: I вариант: УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШN
Фамилия, имя, отчество руководителя м. п. _____________ подпись
"___"_____ дата
При этом варианте утверждения ниже слева следует реквизит наименования и
регистрации документа в журнале учета внутренней документации. Например:
Положение
"__"______N____
г. Волгоград
О внутри школьном контроле
II вариант: Приложение
Утверждено приказом МОУ СОШN____
от ____N _____
В этом случае документ является приложением к приказу.
2.3. В документах, где требуется учет мнения профсоюзного комитета МОУ и в
правом верхнем углу расположен гриф "УТВЕРЖДАЮ" в левом углу рекомендуется
указать:
Утверждено с учетом
мнения профсоюзного комитета МОУ
протокол от ___ N ___ Председатель профкома
м.п. ________ (подпись)
Если документ утверждался приказом директора, то гриф "Утверждено с
учетом мнения" проставляется в конце приказа, а в приложении рекомендуется
указать:
Приложение Утверждено приказом МОУ
СОШN___
от_____N__
с учетом мнения профсоюзного комитета протокол ____ N ____
2.4. В документах, где требуется введение их в действие приказом руководителя
МОУ, в левом углу ставится гриф "Введено в действие". Например: Введено
в действие УТВЕРЖДЕНО приказом директора на совете МОУ МОУСОШN___
СОШN___ от ____ N ___ протокол от __ N __ Директор МОУ Председатель
совета СОШN___ МОУСОШN_____ м.п.______(подпись) ________(подпись) "
"_____(дата) "___"____(дата)
3. Формирование дел.
Ведение и формирование делопроизводства в МОУ должно осуществляться в
соответствии с инструкцией по делопроизводству и номенклатурой дел,
разработанными в МОУ и утвержденными руководителем МОУ.
Весь блок локальных актов делится на подразделы и оформляется как отдельное
делопроизводство. Целесообразно вести несколько папок, в соответствии с
подразделением локальных нормативных актов, по указанным в пункте 2 настоящих
рекомендаций признакам.
Например: наименование МОУ ____
Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Начато:
Окончено:
Срок хранения: 5 лет после замены новыми
4. Правоустанавливающие документы МОУ.
Каждое образовательное учреждение является юридическим лицом и имеет
правоустанавливающую документацию. К локальным нормативным актам МОУ относится и
его устав .
Устав МОУ рекомендуется сгруппировать и хранить с другими
правоустанавливающими документами, которые локальными нормативными актами не
являются, но подтверждают правовой статус МОУ и имеют, как правило, постоянный
срок хранения, как и устав, данную группу документов рекомендуется назвать
"Уставные и другие правоустанавливающие документы МОУ". В эту группу документов
входят:
- устав МОУ;
- изменения и дополнения к уставу МОУ;
- приказ об учреждении МОУ;
- договор с учредителем;
- приказы об утверждении изменений и дополнений к уставу МОУ;
- приказы о реорганизации МОУ;
- сопроводительные документы, связанные с регистрацией устава, изменений и
дополнений к нему;
- договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве
оперативного управления за МОУ;
- акт приема-передачи государственного (муниципального) имущества,
находящегося в пользовании МОУ на момент заключения вышеназванного договора;
- инвентаризационная опись прилагаемая к вышеназванному акту приема-передачи;
- акт приема-передачи имущества в оперативное управление МОУ (дополнительно к
вышеназванным документам относительно вновь принимаемого на балансе МОУ
имущества);
- свидетельство о регистрации устава;
- коды статистики;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- договор с ЦБ РОУО на бухгалтерское обслуживание;
- документы на открытие р/счета в банковских и иных кредитных
- учреждениях (при их наличии);
- документы о передаче МОУ земельных участков на праве безвозмездного
бессрочного пользования;
- государственный акт на землю или свидетельство постановления администрации
Волгограда об отводе земли и другие;
- лицензия на образовательную деятельность с приложением;
- лицензия на медицинскую деятельность (если МОУ осуществляет медицинскую
деятельность);
- лицензии на профессиональную подготовку и автодело (для МОУ МУК);
- свидетельство об аккредитации;
- договоры безвозмездного пользования (если помещения находятся в
пользовании).
Для того, чтобы собрать в папку уставные документы кроме вложения устава и
приказа учредителя о его утверждении следует принять меры к поиску изданных
ранее правовых актов органов исполнительной власти о создании (об открытии)
данного МОУ.
В отдельное делопроизводство следует вынести документы по подготовке МОУ к
лицензированию и для прохождения аттестации. Срок хранения таких документов
рекомендуется 5 лет после замены новыми.
Настоящие рекомендации устанавливают временный порядок работы с правовыми
документами до выхода соответствующих указаний вышестоящих организаций.
Отдел по контролю за соблюдением условий лицензирования комитета по
образованию администрации Волгограда http://www.ivalex.vistcom.ru/rekomend.htm |