Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения "Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ" кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/
Ежедневный план и конспекты занятий
Парамонова Надежда Геннадиевна 16:30
Пожалуйста, поясните как пишется ежедневный план в соответствии с ФГОС
Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся представляют собой поурочные планы-конспекты занятий, в которых указывается тема, форма организации (например, в форме непосредственной или совместной образовательной деятельности), цели и задачи (включая задачи формирования предпосылок к учению или универсальных учебных действий, ориентируясь на ФГОС начального образования), этапы (например, по методическим рекомендациям К.Л.Крутий, в логопедическое занятие с дошкольной группой входят этапы: 1 часть занятия - этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия; 2 часть - этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации; 3 часть - этап преобразовательной деятельности. Интерактивные упражнения - центральная часть занятия; 4 часть - этап оценочно-контрольной деятельности), описания того учебного материала и оборудования (для детей и педагога), который будет использован на данном занятии. При этом допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп детей с нарушениями речи, работающих по одному перспективному плану.
Подробнее об этом рассказано ранее в ходе вебинара "Нетрадиционные занятия с детьми, имеющими ТНР, как форма образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя" Мерсибо.
Кавиева Лилия Фаатовна 16:32
Нужно ли писать конспект занятия на каждое индивидуальное занятие с ребенком. Картотекой занятий не удобно, так как на одном занятии мы можем работать не только над одним звуком, а 2-3 звуками.
Можете пользоваться методическими рекомендациями О.А.Осиповой и О.В. Ягодкиной - методистов по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г. Томска, представленными в "Сетевой школе методиста" для общественного обсуждения. Они предполагают заполнение готовой таблицы-шаблона.
Содержание занятия в форме НОД или СОД
|
Образовательная область (вид деятельности)
|
Формы работы
|
Наличие
средства
у детей
|
Образовательные
задачи
|
Целевые
ориентиры
(характеристики)
|
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
|
|
Здесь указываются ситуаций организации совместно-раздельной, совместно-последовательной или совместно-распределенной деятельности детей в группе
|
Здесь можно дать ссылку на номера карточек в картотеке логопеда или на дидактическую игру, которая есть в кабинете
|
|
Я бы рекомендовала вместо последней колонки обозначить "Методическое сопровождение" и там давать ссылку на страницу с номером конспекта занятия из методического пособия или программы
|
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
|
|
|
Заключительная часть (рефлексивный этап)
|
|
|
Кавиева Лилия Фаатовна 16:36
как нам правильно называть по ФГОС ЗАНЯТИЕ или ОД
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, нужно писать "непосредственная образовательная деятельность в форме занятия (или игры-занятия)" или "совместная образовательная деятельность (в форме коммуникативно-речевого практикума или тренинга, например). Берите примерное соотношение 2:3. Это соотношение НОД в форме занятий и логопедических СОД в расписании непрерывной образовательной деятельности на неделю в подготовительной к школе группе.
Ирина Макурина 16:41
Уточните количество часов на занятия в коррекционной школе
Школа ориентируется на Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 №189. (СанПиН 2.4.2.28-10 введены в действие с 1 сентября 2011).
При этом в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» оно самостоятельно регламентирует свою деятельность в следующих вопросах:
Пункт 2.2. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение работы регулируется расписанием учебных занятий.
Пункт 2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников… от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
Пункт 3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников,..с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
При составлении расписания учебных занятий логопед школы ориентируется на общее расписание и на норматив времени в 40 минут для группового и 20 минут - для индивидуального занятия. Между ними планируются перерывы в 10 минут. Учитывая, что логопед работает 5 часов в день и 20 часов в неделю (720 часов в год), рассчитывается его график.
Татьяна Чекинева 17:17
А в детском саду как наложиться на образовательную программу ? Можно проводить интегрированные занятия с воспитателем?
Накладываетесь на основании "Комментариев к ФГОС дошкольного образования" Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249:
Комментарии к разделу III пункта 3.2.2. и к 3.4.4: В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития наших обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, ... проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий...
Родители воспитанников, пользуясь своим правом выбирать такие условия и требовать их предоставления от ДОО, подписывают дополнительное соглашение с логопунктом, в котором ходатайствуют о том, что ребенок в рамках ИОМ и ИОП (в соответствии с АОП) будет посещать индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-логопеда во время реализации ООП, в том числе, во время прогулок. В этом время он не находится на занятиях с остальной группой. Обоснование этому есть в региональных документах: Приказ Департамента Образования г.Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» указывает, что учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе, что вполне естественно, т.к. рабочее время логопеда накладывается на сетку занятий. В других городах следует ориентироваться на аналогичные документы или прописывать этот пункт в локальном акте ОО.
Если при этом у вас есть возможность проводить совместные (бинарные) подгрупповые занятия с воспитателем (по ОО "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие") или организовать их 1-2 раза в неделю как интегрированные формы образовательной деятельности, то это можно только приветствовать.
Комплектование подгрупп для занятий
Лидия Агафонцева 17:25
ОНР 3ур. отдельно?
Обычно - да.
Горлова Наталья Викторовна 17:59
Наталья Викторовна, на предыдущем вебинаре вы рассказывали о нетрадиционных формах проведения логопедических занятий (н-р речевой тренинг). Такие названия занятий имеют нормативно-правовое обоснование или это методические разработки?
Никогда не было и до сих пор не существует федерального классификатора занятий. Есть рекомендованные формы их представления, которые прошли общественную экспертизу ФИРО на предмет соответствия ФГОС ДО, во время обсуждения проектов ПООП. Теперь последние представлены на сайте ФИРО в Навигаторе ВООП. Среди них есть НОД и СОД - каждая программа описывает их по-разному. Однако целый ряд программ ("От рождения до школы", "На крыльях детства", "Первоцветы" и др.) сходится в своей точке зрения относительно того, что среди СОД могут быть культурные практикумы, экспериментариумы, гостиные и салоны, тренинги и др.
|