Пятница, 19.04.2024, 03:08

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Нормативно-правовые основы деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 37.04-053

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В БАЗОВЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Дохоян Анна Меликсовна

к.псх.н., доцент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, заведующий кафедрой

Россия, г.Армавир

 

Закутько Валентина Ивановна

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

 кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, доцент

Россия, г.Армавир

 

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

На кафедре социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» осуществляется подготовка студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология и социальная педагогика», «Психология», «Логопедия» к работе в муниципальных образовательных учреждениях, обучающих детей с ОВЗ и / или инвалидностью.

Это обусловлено тем, что идея внедрения инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке управленческих и педагогических кадров, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ и/или инвалидностью, что требует от преподавателей кафедры решения следующих актуальных проблем, связанных со становлением и развитием инклюзивного образовательного пространства:

  • разработки методологии, концептуальных положений программно-методического и информационного обеспечения, практико-ориентированных технологий сопровождения всех звеньев инклюзивной образовательной вертикали, субъектов инклюзивного пространства, а также инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать эти процессы максимально адаптивными и пластичными и обеспечат высокое качество образованиям детей с /ОВЗ и / или инвалидностью;
  • оказании квалифицированной консультативно-методической помощи базовым муниципальным образовательным учреждениям Краснодарского края в организации проектирования и мониторинга инклюзивных процессов;
  • организации проектирования и мониторинга инклюзивных процессов в базовых муниципальных образовательных учреждениях для детей с ОВЗ и/ или инвалидностью;
  •  модернизации системы подготовки для базовых муниципальных образовательных учреждений Краснодарского края, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ и/или инвалидностью, квалифицированных управленческих и педагогических кадров (в частности социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьютеров и других специалистов).

Очевидно наличие противоречия между значимостью теоретических и эмпирических исследований в области сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью с учетом их общих и специфических особых образовательных потребностей, и недостаточной готовностью специалистов к формированию у них академического компонента и жизненных компетенций, которые предусмотренных ФГОСами дошкольного и общего образования данной категории детей.

В связи с этим на кафедре разработана «Примерная модульная программа подготовки педагогических кадров для муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ» (в дальнейшем «Примерная модульная программа»). Методологической основой данной программы является компетентностный подход.

«Примерная модульная программа» включает различные модули, содержание которых нацелено на знакомство будущих специалистов:

  • с факторами и причинами, способствующими появлению детей с ОВЗ и / или инвалидностью различных нозологий, психологическими закономерностями и особенностями их возрастного и личностного развития;
  •  методологическими и организационными аспектами инклюзивного образования данной категории детей
  • с основами правового регулирования функционирования базовых муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ и/ или инвалидностью и основными требованиями к созданию в них, единого инклюзивного образовательного пространства;
  • с сущностью и особенностями использования современных технологий социализации, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и/или инвалидностью, в рамках реализации примерных адаптивных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с ОВЗ различных нозологий
  • с особенностями внедрения и использования технологий социальной адаптации, коррекции и реабилитации детей, имеющих отклонения в развитии различного генеза в условиях системы инклюзивного образования;
  • с моделями психолого-педагогического сопровождения специалистами детей с ОВЗ и/или инвалидностью и их семей и технологиями формирования толерантного отношения к данной категории детей и членам их семей в условиях единого инклюзивного пространства.

Содержательный аспект «Примерной модульной программы направлен также на формирование компетенций, связанных с овладением бакалаврами и магистрантами умениями, связанными с реализацией технологий педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды в рамках инклюзивной образовательной вертикали, а также с представителями гражданского общества и государственными структурами.

Модуль № 1. «Основные факторы и причины, способствующие появлению детей с ОВЗ и / или инвалидностью и сущность инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями». В рамках данного модуля целесообразно проведение практикума, основной целью которого является формирование у бакалавров и магистрантов умения осуществлять выбор наиболее оптимальной модели обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом патологии его развития.

Модуль № 2. «Правовое регулирование функционирования базовых муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»

Модуль № 3. «Сущность и особенности современных технологий социализации, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и / или инвалидностью, обучающихся в базовых муниципальных образовательных учреждениях, внедряющих инклюзивное образование». В рамках данного модуля целесообразно проведение практикума, основной целью которого является решение проблемных педагогических ситуаций, связанных с необходимостью подбора технологий взаимодействия с детьми с ОВЗ и / или инвалидностью и членами их семей.

Модуль № 4. «Технологии социальной адаптации, коррекции и реабилитации детей, имеющих отклонения в развитии различного генеза в условиях системы инклюзивного образования». В рамках данного модуля целесообразно проведение практикума, основной целью которого является разработка и экспертная оценка «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» (ИПСАВ).

Модуль № 5. «Модели психолого-педагогического сопровождения и технологии формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и их семьям в условиях единого инклюзивного пространства». В рамках данного модуля целесообразно проведение практикума, основной целью которого является разработка, экспертная оценка, презентация и защита «Программы контактного взаимодействия специалистов образовательных учреждений системы инклюзивного образования с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями».

Реализация «Примерной модульной программы подготовки педагогических кадров для муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ» осуществляется преподавателями кафедры социальной, специальной педагогики и психологии на основе принципа вариативности, а также принципа дифференциации и индивидуализации обучения бакалавров и магистрантов. В связи с этим на социально-психологическом факультете по различным направлениям подготовки бакалавров и магистрантов учебными планами предусмотрено изучение таких учебных дисциплин как: «Инклюзивное образование», «Технологии инклюзивного образования», «Правовые основы специального и инклюзивного образования», «Технологии работы с детьми и подростками особыми образовательными потребностями», «Семейное воспитание детей с ОВЗ» и др.

Организационно-технологический аспект реализации данной программы предусматривает проведение лекций, практикумов, тематических индивидуальных и групповых консультаций, а также использование следующих интерактивных технологий подготовки бакалавров и магистрантов: технологии проектной деятельности: технологии проведения учебных дискуссий; технологии тестирования; технологии проведения тренингов; технологии работы в малых группах и диадах (парах); технологии изучения, обобщения и анализа эмпирического опыта; технологии создания банка Интернет-ресурсов и каталога полезных ссылок электронных адресов Интернет-ресурсов; технологии использования инструментов программного обеспечения интерактивной доски; технологии использования программных продуктов: Adobe Photoshop, CorelDRAW, Adobe Illustrator, Power Point и другое специальное программное обеспечение.

Внедрение в практику работы преподавателей кафедры социальной, специальной педагогики и психологии «Примерной модульной программы» предусматривает обеспечение бакалавров и магистрантов соответствующими диагностическими методиками, технологическими картами и методическими материалами, необходимыми для успешной организации образовательного процесса образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях конкретного образовательного учреждения.

 

Список использованных источников

  1. Инклюзивное образование в России. - М.: ЮНИСЕФ, 2011.
  2. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / Под науч. ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – 254с.
  3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
  4. Инклюзия в образовании – комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов заочных областных педагогических чтений [Текст] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования; [отв. за вып.Е.И. Щербакова, гл. ред. И.А. Армеева]. – Вологда: ВИРО, 2014. – 134 с.
  5. Роль образовательных учреждений Краснодарского края в социальной инклюзии: сборник научных трудов / науч. ред. В.А. Дегальцева, И.С. Исмаилова. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 88 с.
Категория: Нормативно-правовые основы деятельности | Добавил: 461119 (07.11.2016)
Просмотров: 1243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: