Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения "Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ" кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/
Летнее время
Юлия Кралько 17:16
Что делает логопед в июне?
Во время вебинара было разобрано. Проводит индивидуальные занятия с детьми, организационно-методическую работу и консультирование родителей обучающихся и педагогов.
Логинова Надежда Александровна 17:18
В июне логопеда направляют на ЕГЭ, на ненормированный рабочий день. Законно ли это?
Нет, если вы не подписали трудовой договор (контракт), где эта обязанность была упомянута. При этом требования к нормированному рабочему дню у вас сохраняются: 4 часа в день при пятидневке. Это тоже должно было быть упомянуто в контракте и зафиксировано в годовом графике работы и циклограмме. Если вас привлекают к деятельности вне этого графика, то вы вправе требовать компенсации за "сверхурочные", в соответствии с Трудовым кодексом.
Отпуск
Юлия Кралько 16:45
По СПб отпуск на логопунктах сокращают с 56 до 42 дней. Правомерно ли это?
Нет. Но правды вы не найдете, если нет доказательств того, что дети с ОВЗ, и того, что вы работаете, используя групповую форму образовательной деятельности.
Наталья Чекусова 16:50
Имеет ли право учитель-логопед ДОО на 20% надбавку и отпуск 56 часов. Дайте ссылку на финансовые документы, если возможно...
Есть 2 нормативных документа (действующих), опираясь на которые мы можем защитить свои права. Это письмо Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (в приложении к нему есть ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ДОПЛАТ И ПОВЫШЕНИЙ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ) РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, в котором есть указание на 15-20% доплаты "2.1. За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития") и Письмо " Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4). Это означает, что вам нужно будет доказать статус ребенка с ОВЗ и наличие хотя бы одной коррекционной группы, с которой работаете (вы сами их комплектуете из детей с ТНР).
Про отпуск в 56 дней смотрите Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" - там будут действовать те же нюансы. Пунктом 2 примечаний к Приложению к Постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 установлено, что продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для учителей-логопедов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Юлия Кралько 17:59
Если логопункт посещают только дети с ФНР (а их не относят к детям с ОВЗ), то какой тогда отпуск у логопеда?
В ФЗ «Об образовании в РФ» дается определение: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Эти условия предполагают получение образования по адаптированной образовательной программе на основе комплексных программ воспитания и обучения. Для детей с ФФНР такая программа есть - это программа, изданная в 2008 году: «Коррекция нарушений речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина). Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» - М., «Просвещение». 2008. Более поздний вариант - Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
Если вы идете по ней и проводите подгрупповые занятия с дошкольниками, имеющими ФФНР, то вы автоматически подпадаете под категорию специалиста, который работает с разновозрастной группой компенсирующей направленности для детей, имеющих ОВЗ. Поэтому нужно делать запрос в районную поликлинику логопеду или психиатру с приложением своего заключения и ходатайством о присвоении ребенку статуса ФФНР для проведения с ним занятий по адаптированной образовательной программе.
Для детей с ФНР ситуация сложнее. Они относятся к категории детей, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Для них есть специализированная программа Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи /Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 1978, но она не переиздавалась в последние 10 лет. Можете на ее основе разработать адаптированную образовательную программу на срок от 2 до 6 месяцев в условиях реализации на логопункте. Тогда ваших подопечных с ФНР можно отправить на ТПМПК с ходатайством о необходимости создания для них специальных условий образования и о комплектовании группы детей с ФНР (список прилагается) для обучения по АОП. Тогда автоматически срабатывает определение, необходимое для присвоения ребенку статуса ОВЗ (временно).
Отчеты и аналитика
Елена Попова 16:52
При проверке комиссия потребовала показать динамику логопедической работы в группе детей с ТНР путем досрочного выпуска детей из логогруппы (норма произношения) и впуска новых детей в логогруппу ?
Динамика логопедической работы описывается не через то, сколько детей выпущено с логопункта или логогруппы, а через индивидуальный мониторинг их речевого и языкового развития, в соответствии с ФГОС ДО и преемственный коррекционный раздел Проекта ФГОС начального общего образования детей с ТНР. В последнем делается акцент на то, что результаты освоения АОП, разработанной на основе преемственных стандартов, должны включать оценку сформированности мотивации образовательной и учебной деятельности, в т.ч. любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации; мониторинг сформированности основных образовательных компетенций (по образовательным областям ФГОС ДО, в частности, ОО "Речевое развитие" и "Социально-коммуникативное развитие") и учебных навыков (по учебному плану ФГОС для детей с ТНР); оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей коммуникативной, речевой и познавательной деятельности и управление ею. Другими словами, необходимо настаивать на проведении мониторинга и анализа результатов вашей деятельности на основе ФГОСов дошкольного и преемственного - начального школьного образования. Программа такого мониторинга должна быть утверждена локальным актом организации.
В вашем случае, видимо, его не было. Кроме того, были заявки со стороны родителей неохваченных вашими услугами обучающимися - комиссия решила эту проблему доступным ей образом.
Николаева Наталья Викторовна 18:01
Какие результаты логопедической работы в процентах необходимо для ВК категории ?
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408) высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
При этом в каждом регионе есть своя конкретизация перечисленных требований применительно к представителям разных специальностей. Например, есть Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации по должности "учителя-логопеда" ("учителя-дефектолога"), "педагога-психолога ДОУ" требованиям, предъявленным к квалификационным категориям (первой и высшей) (Приложение №6 к приказу Департамента образования и науки Краснодарского края от 23 мая 2011 г. № 2604). Среди критериев оценки профессиональной деятельности там указаны следующие:
3.1. Программное обеспечение коррекционно-развивающего процесса.
· Критерии оценки: Обоснованный выбор программ и технологий, их сочетаемость между собой***.
· Документы, подтверждающие выполнение показателя: Аналитическая справка, заверенная председателем Совета педагогов ДОУ, перспективный план работы.
· Оценка в баллах*: Принцип подсчета: «поглощение» внутри направления.
20 баллов - выбор программ и технологий оптимален и отвечает образовательным потребностям детей, их сочетание успешно помогает в осуществлении коррекционно-развивающего процесса. Программно - методическое обеспечение в полном объеме.
15 баллов - выбор программ и технологий целесообразен, программно - методическое
обеспечение в достаточном объеме. Обязательный минимум: 15 баллов
3.2. Диагностическое направление.
· Критерии оценки: Обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности тех или иных отклонений речи /развития.
· Документы, подтверждающие выполнение показателя: Речевая (диагностическая) карта.
· Оценка в баллах*: Принцип подсчета: «поглощение» внутри направления.
30 баллов - речевая (диагностическая) карта соответствует всем специальным требованиям и служит основанием для объективного заключения, а также дальнейшего проведения психолого-педагогического или логопедического мониторинга с целью выявления динамики в коррекционно-образовательном процессе. Заключение специалиста емкое и содержательное.
20 баллов - речевая (диагностическая) карта соответствует всем специальным требованиям. Заключение специалиста достаточно содержательно. Обязательный минимум: 20 баллов.
3.3. Коррекционно-развивающая работа с детьми.
· Критерии оценки: Организационный и содержательный аспект коррекционно-развивающей работы.
· Документы, подтверждающие выполнение показателя: Перспективное планирование, планы-конспекты занятий, индивидуальные коррекционные маршруты.
· Оценка в баллах*: Принцип подсчета: «поглощение» внутри направления.
35 баллов - в проводимой специалистом работе соблюдаются общие требования проведения занятий. Реализуются обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, целесообразное распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ; исключение перегрузок. Достигнуто оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, что обуславливает результативность коррекционного процесса.
25 баллов - формулировка целей занятий ясна, учебный материал, соответствует перспективному плану, выбор методов и приемов при проведении коррекционных занятий целесообразен, однако они традиционны, используются по стандартной схеме. Обязательный минимум: 25 баллов.
3.4. Эффективность коррекционно-развивающего процесса.
· Критерии оценки: Определение эффективности проводимых коррекционных мероприятий, способность к рефлексии собственной деятельности. ****
· Документы, подтверждающие выполнение показателя: Речевые (диагностические) карты, итоговые отчеты за год, заверенные руководителем ДОУ.
· Оценка в баллах*: Принцип подсчета: «поглощение» внутри направления.
40 баллов - работа проводится по всем направлениям, показатели эффективности коррекционного процесса стабильно высокие, прослеживается стремление специалиста к
аналитической деятельности (анализ результативности).
30 баллов - в целом результативность коррекционного процесса достигает высокого уровня, однако аналитическая деятельность ведется формально. Обязательный минимум: 30 баллов.
Другими словами, "в процентах" сейчас никто не считает эти критерии.
|