Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения "Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ" кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/
Существование логопунктов
Пахомова Екатерина Анатольевна 16:04
Логопункты в детских садах существуют? У нас 2 года назад сократили во всем городе
Удивительно, но существуют.
Черикова Нина Геннадиевна 16:08
На сегодняшний день логопункты существуют??? Или нужно формировать группу комбинированной направленности по ФГОС ДО ???
Существуют. Зависит от способности учителя-логопеда реализовать постановленные перед ним задачи в условиях разновозрастных групп и необходимости быстрой демонстрации результатов работы. Конечно, эффективнее работать в условиях комбинированной группы, но она финансово более затратная, чем деятельность учителя-логопеда логопункта.
Виталий Додонов 16:25
У нас логопункты реорганизованы в логокабинеты. Документация отличается? Лариса Додонова
Нет.
Кавиева Лилия Фаатовна 16:38
Как слово ЛОГОПУНКТ заменить в положении в общеобразовательном детском саду, так как если напишем ЛОГОПУНКТ говорят, что нужна лицензия.
Нет. Лицензия не нужна для организации образовательной деятельности, связанной с осуществлением индивидуальной психолого-педагогической поддержки и квалифицированной помощи в области коррекции речи детей с нарушениями в развитии, т.к. это - требование коррекционного раздела в ФГОС дошкольного образования и преемственного коррекционного раздела в ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ. Если детский сад имеет лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования, то автоматически он обязуется организовать специальные кадровые и материально-технические условия для адаптации такой программы специалистами и ее трансформации в рамках индивидуальной образовательной программы для ребенка с ТНР.
Открытие логопункта
Николаева Наталья Викторовна 16:17
На уровне муниципалитета в массовом ДОУ возможно ли открыть логопедическую группу, детей с нарушениями речи очень много (из возрастной параллели- 38 человек), есть детки с ТНР (неговорящие), глава муниципалитета- отказывают. В поликлинике нет логопеда, есть в школе, но они перегружены.
В Инструктивном письме Минобразования РФ от 14.12.2000 N2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения" говорится, что "зачисляются в группы дети на основании следующих документов: характеристики-направления логопеда поликлиники; заключения врачей: отоларинголога, психоневролога и стоматолога". При этом нужен официальный запрос от дирекции вашего учреждения с приложением этих документов и результатов вашего мониторинга вместе с заключениями вашего ППК в территориальные ПМПК с просьбой дать рекомендации ПМПК для реализации адаптированной образовательной программы для этих детей в условиях логопункта. Второе, крайне важное условие - это одновременные письменные запросы родителей обучающихся (не менее 25 человек) на имя заведующей ДОУ и учредителя.
Наталья Чекусова 16:45
Если у меня в ДОО 15 детей с ТНР. Могу я с ними работать весь год. Достаточно ли будет этого количества для 1 ставки? Должна ли организация это внести в "Положение о работе учителя-логопеда ДОО..."
Для нагрузки в 1 ставку достаточно, но придется в течение года 5 детей выпустить и взять на их место (или просто добрать еще 5 в рамках совместно-индивидуальных форм работы и добавив в каждую подгруппу обучающихся еще по 1-2 детей), чтобы в сумме за год прошла цифра в 25 человек.
Людмила Редикульцева 16:48
В этом году инициировала зачисление детей на логопункт через территориальную ТПМПК, чтобы получить статус детей с ОВЗ правильна ли моя инициатива
Да.
Ольга 17:14
Если в компенсирующем детском саду нет мест? Куда девать таких детей?
Это вопрос к учредителю. Можете на основании запросов родителей и решения Совета педагогов инициировать открытие 2-3 групп кратковременного пребывания "Группа для детей с нарушениями в развитии", которые будут функционировать на базе одного помещения (группы, музыкального или физкультурного зала, рекреации) в течение недели.
Отличие логопункта
Тезикова Ирина Николаевна 16:12
Добрый вечер! Чем отличается работа логопеда в условиях логопункта и в группе комбинированной направленности?
Желтоножская Анна Николаевна 16:34
Скажите, а как логопед логопункта работает на комбинированной группе
Татьяна Рыбаченко 16:16
В чем заключается работа логопеда на логопункте в отличии от работы на группе
Логопед работает на 12-15 детей в компенсирующей и 15-17 (из них с речевыми диагнозами - 5-7, остальные - нормально развивающиеся) детей в комбинированной группе в течение года. Он прикреплен к этой группе - ему выделен кабинет или предоставляется часть помещения группы для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Это означает возможность систематической коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи в объеме, достаточном для коррекции системных нарушений в освоении языка, ОНР. Параллельно с речевыми проблемами решает проблемы вербальной коммуникации детей с ОНР (есть группы и для детей с ФФН, но их значительно меньше) в условиях дошкольной группы и формирования самоконтроля за речью и произвольным поведением.
В комбинированной группе его деятельность регламентируется ПИСЬМОМ Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 "ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". На его основании, кроме индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющими ФФН или ОНР, он может проводить социально-коммуникативные или коммуникативно-речевые практикумы, совместные с нормально развивающимися дошкольниками, и организовать тренинги по подготовке детей к общению в условиях школы.
Половины из требуемых для логопункта документов он не заполняет (например, договор с родителями, журнал учета движения детей на логопункте) и более тесно взаимодействует с воспитателями и родителями - каждый день, проводит родительские собрания, открытые занятия и мастер-классы. Участвует в подготовке и проведении всех праздников, т.к. это - форма демонстрации достижений детей и результатов коррекционно-педагогической работы.
Подчиняется не руководителю ПП-службы, а старшему воспитателю детского сада.
Наталья Кузнецова 17:56
Какая разница между дошкольным логопунктом и логопедическим кабинетом?
С точки зрения нормативно-правовой базы - никакой разницы, кроме того, что статуса "логопеда при логопункте" у него нет. Это означает, что его деятельность регламентируется не "Положением о работе логопункта...", а "Положением о логопедическом кабинете". Последнее утверждается локальным актом организации - в нем может быть прописано, что количество детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, составляет 10-12 (или использован норматив логопункта - 20-25) человек на ставку. При этом кабинет не оказывает платные коррекционно-развивающие услуги для детей "со стороны", ориентируется только на "своих детей".
С точки зрения финансовых условий разница создается за счет большего финансирования логопункта и меньшего - логопедического кабинета ("логопедический кабинет финансируется в соответствии с утвержденной сметой расходов ДОУ"). Вплоть до того, что администрация позволяет себе снимать 20% надбавки за коррекцию ввиду того, что логопедический кабинет — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Это означает, что он встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в компенсирующих или комбинированных группах. Так же делает логопед логопункта.
Лежнина Марина Юрьевна 16:43
Работаю логопедом в реабилитационном центре. Какими документами регламентируется моя деятельность.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», зарегистрированный в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19709, логопеды соц. учреждений и здравоохранения работают 18 часов в неделю. Лицензия на деятельность реабилитационного центра может быть выдана как под эгидой Министерства здравоохранения, так и Министерства труда и социальной защиты.
По этому поводу Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России в своем разъяснении от 16.06.2008 г. № 2286-17 сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» на работников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей и Социального приюта, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодного отпуска, а также льготы установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Это означает, что в этом случае вступает в действие та же нормативно-правовая база, что и для работников системы образования.
Для логопедов Реабилитационных центров, находящихся в ведомстве Министерства здравоохранения, ситуация иная. Они руководствуются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383. В соответствии с ним, логопед имеет свой график работы и документацию - в логопедическом кабинете должны быть:
а) перспективный план работы на год;
б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы;
в) индивидуальная логопедическая карта;
г) карты диспансерного учета больных;
д) копии информации о работе логопедического кабинета.
При этом логопед совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.), проводит индивидуальные и групповые занятия с больными, организует консультации с врачами и другими специалистами, с родственниками больных (для этого оформляется Приказ директора на осуществление консультативной работы (2ч в неделю)). Это означает, что логопед совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10 - 12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.
В конце календарного года логопед представляет главному врачу и главному логопеду области информацию, которая отражает состояние диспансерного наблюдения детей с речевой патологией в учреждении. Кроме статистических (цифровых) данных составляется пояснительная записка с анализом всей лечебной, профилактической и санитарно-просветительной работы, проведенной за истекший год - составляется годовой отчет о работе. |