Суббота, 21.12.2024, 20:06

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Нормативно-правовые основы деятельности

Рабочее время педагога
КОММЕНТАРИЙ
к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени
 
 
Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени
педагогических и иных работников
Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных учреждений, являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601; приказ № 1601);
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», зарегистрированным Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный № 8110 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени; приказ Минобрнауки России № 69 );
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963 (далее – постановление Минтруда России № 41) .
Настоящий комментарий связан, прежде всего, с применением положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, регулирующих в зависимости от занимаемых педагогическими работниками должностей и (или) специальностей с учетом особенностей их труда продолжительность их рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, а также случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Как следует из приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, основанием для его принятия является статья 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также пункт 5.2.71. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (пункт), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (с изменениями и дополнениями), в котором закреплено полномочие по регулированию всех перечисленных выше вопросов.
Необходимо отметить, что положения приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, связанные с вопросами продолжительности рабочего времени (нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, с порядком определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, с основаниями ее изменения, а также со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки, обеспечивают стабильность правового регулирования перечисленных трудовых прав работников, поскольку основаны на положениях ранее действовавших нормативных правовых актов (на основе приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075, типового положения об общеобразовательном учреждении, предусматривавшего порядок установления и изменения учебной нагрузки учителей, а также типовых положениях об учреждениях среднего или высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, определявших верхние пределы учебной нагрузки преподавателей).
Принимая во внимание, что от фактического объема учебной нагрузки учителей и преподавателей или объема педагогической работы других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, зависит размер их заработной платы, то настоящие комментарии наряду с разъяснениями положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, а также других, непосредственно связанных с ним нормативных правовых актов, содержат, кроме того, разъяснения по применению соответствующих механизмов, которые следует использовать при исчислении заработной платы педагогических работников в зависимости от их должности.
 
Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников
 
Часть первая статьи 333 ТК РФ предусматривает, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Одновременно частью третьей этой же статьи (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не может являться единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени, как иногда неправомерно комментируется данное положение, предусмотренное ст. 333 ТК РФ, поскольку конкретная продолжительность (нормы часов педагогической работ за ставку заработной платы) зависят от занимаемой должности и особенностей труда педагогического работника.
Определять для педагогических работников конкретную продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работ за ставку заработной платы) в зависимости от занимаемых ими должностей Правительство РФ уполномочило Минобрнауки России, которое было реализовано путем издания приказа от 22 декабря 2014 г. № 1601.
Важно отметить, что Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» в сфере образования используется 40 наименований должностей педагогических работников, из которых только 4 наименования применяются в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Остальные 36 наименований должностей педагогических работников применяются в различных организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность.
Поскольку труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных учреждениях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников, законодатель обусловил установление педагогическим работникам продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) именно в зависимости занимаемой им должности и особенностей их труда.
Характерно также, что согласно части третьей статьи 333 ТК РФ в зависимости от должности и особенностей труда для одних педагогических работников устанавливается продолжительность рабочего времени, а для других - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, поскольку именно так применяются понятия «продолжительность рабочего времени» и «нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы».
Исходя из этого, пунктом 2 приложения 1 к приказу № 1601установлено, что «в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы
Учитывая изложенное, продолжительность рабочего времени установлена педагогическим работникам, которые замещают должности, поименованные в пунктах 2.1. и 2.2., а нормы часов за ставку заработной платы – замещающим должности, поименованные в пунктах 2.3-2.8. Приложения 1 к приказу № 1601.
 
Педагогические работники, по должностям которых установлена продолжительность рабочего времени 36 или 30 часов в неделю
 
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (п. 2.1. приложения 1 к приказу № 1601) установлена:
 
• лицам из числа профессорско-преподавательского состава, к которым в гражданских организациях высшего образования относятся должности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой;
• старшим воспитателям организаций, осуществляющих образователь-ную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
• педагогам-психологам;
• социальным педагогам;
• педагогам-организаторам;
• мастерам производственного обучения;
• старшим вожатым;
• инструкторам по труду;
• педагогам-библиотекарям;
• методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
• тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятель-ность, за исключением организаций, осуществляющих образователь-ную деятельность по образовательным программам высшего образования;
• руководителям физического воспитания организаций, осуществляю-щих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
• преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельно-сти;
• инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Следует заметить, что по большинству перечисленных должностей продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов в неделю, установлена независимо от того, в каких организациях, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется педагогическая работа, тогда как в отношении отдельных должностей педагогических работников предусматриваются существенные уточнения.
Так, в отношении старших воспитателей уточнение связано с тем, что в иных организациях по этой должности устанавливается меньшая продолжительность рабочего времени.
В отношении должности «руководитель физического воспитания» уточняется, что такая должность может предусматриваться только в штат-ных расписаниях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, исходя из чего такая должность не может вводиться в дошкольных образовательных организациях, как это неправомерно в ряде случаев практикуется.
 
Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю (п. 2.2. приложения 1 к приказу № 1601) установлена:
 
• старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых старшим воспитателям установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени).
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в которых старшим воспитателям устанавливается продолжитель-ность рабочего времени, составляющая 30 часов в неделю, относятся:
организации, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
общеобразовательные организации для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме домов ребенка);
организации, в том числе санаторные, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией или иными заболеваниями;
другие организации сферы образования, штатные расписания которых предусматриваются такие должности;
медицинские организации, организации социального обслуживания, осуществляющие образовательную деятельность в качестве дополни-тельного вида деятельности.
 
Педагогические работники, по должностям которых установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы
 
В зависимости от должности и особенностей труда педагогиче-ским работникам установлены следующие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы:
 
 20 часов в неделю (п. 2.3. приложения № 1 к приказу 1601):
• учителям-дефектологам;
• учителям-логопедам;
 24 часа в неделю (п. 2.4. приложения 1 к приказу № 1601):
• музыкальным руководителям;
• концертмейстерам;
 25 часов в неделю (п. 2.5. приложения 1 к приказу № 1601):
• воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья;
 30 часов в неделю (п. 2.6. приложения 1 к приказу № 1601):
• инструкторам по физической культуре;
• воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 приложения 1к приказу № 1601)
 36 часов в неделю (п. 2.7. приложения 1 к приказу № 1601):
• воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным про-граммам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку зара-ботной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 приложения 1 к приказу № 1601);
 18 часов в неделю (п. 2.8.1. приложения 1 к приказу № 1601):
• учителям организаций, осуществляющих образовательную дея-тельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
• преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
• педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
• тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
• логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
• учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
• преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
 720 часов в год (п. 2.8.2. приложения 1 к приказу № 1601):
• преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу № 1601) (подпункт «е» настоящего комментария), и по основным программам профессионального обучения.
 
Следует учесть, что для всех педагогических работников (за ис-ключением педагогических работников, предусмотренных подпунктами 2.8.1. и 2.8.2. пункта 2.8 приложения 1 к приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем. При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против установленных норм часов за ставку заработной платы продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается.
 
 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Москва,  март  2015 г.

Категория: Нормативно-правовые основы деятельности | Добавил: 461119 (02.06.2016)
Просмотров: 1202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: