Суббота, 20.04.2024, 06:04

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Нормативно-правовые основы деятельности

Рефлексивный подход к социализации: проектирование проблемных педагогических и социальных ситуаций развития дошкольников

 

Рефлексивный подход к социализации: проектирование проблемных педагогических и социальных ситуаций развития дошкольников

С.И.Семенака, к.п.наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Заслуженный учитель РФ,

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

    Социально – коммуникативное  развитие дошкольников  является одним из ведущих направлений образовательного процесса. Можно так же подчеркнуть его неразрывную связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Решение задач социально-коммуникативного развития в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования направлено на позитивную социализацию дошкольников. Педагогу важно при этом обеспечить осознанное присвоение  детьми  нравственных норм, правил, ценностей, принятых в обществе. Это может быть достигнуто при условии удовлетворения возрастных потребностей детей  в поддержании положительных эмоциональных контактов с окружающими, в любви, в проявлении активности в процессе познания окружающего мира, в возможности действовать самостоятельно с учетом собственных интересов, в стремлении к самоутверждению, самореализации и признанию своих достижений со стороны взрослых.

   Накопление личного социального опыта позволяет  проявлять ребенку такие важные качества личности, как самостоятельность, уверенность, отзывчивость, сопереживание, сочувствие. В современном мире, в котором транслируется часто приоритет силы, сформированность у подрастающего поколения социально-нравственных качеств является фундаментом доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми.

В теории дошкольного образования и практике описаны разнообразные способы социализации детей. Обеспечение результативности данного процесса может быть достигнуто путем организации детского опыта культуры общения, активного использования  разнообразных жизненных проблемных ситуаций. Проблемные ситуации выступают в качестве мощного педагогического средства социально-коммуникативного развития детей и обеспечивают  познание и освоение положительного опыта социальных отношений  и ценностных ориентаций [1,2,3,4, 6,7 ].

    Конструирование проблемных ситуаций доступно каждому педагогу, но при этом следует учитывать рекомендации ученых. Анализ исследований ученых (Л.С. Выготский, Н.А.Виноградова,   А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,  Н.В.Микляева и др.), позволил поэтапно описать познания  ребенком социальных отношений в процессе решения проблемных ситуаций.[1,2,5,6].

Первый этап предполагает создание проблемной ситуации, побуждающей детей к активности, мотивация к совместной деятельности, целеполагание. Способы побуждения детей могут быть разными: создание ситуации удивления, постановка проблемной задачи, вопроса, мотивирующих детей на поиск ответа. На этом этапе происходит актуализация уже имеющегося опыта и знаний для решения проблемы.

Второй этап направлен на поиск смысла происходящих ситуаций, изменений. Осмысление затруднений в решении проблемы, выдвижение гипотез (предположений), открытие нового знания и упражнения в решении жизненных ситуаций. Открытие нового знания о мире социальных отношений осуществляется через диалог, дискуссию: «Подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются?», «Зачем нужен друг?, «У меня есть такое предположение о том, почему это произошло (случилось)», «Я думаю так, а как ты?», «Меня беспокоит одна мысль по поводу … » и т.д., «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе».  Воспитатель даёт возможность высказаться каждому, не оценивает ответы детей: «Какая у Саши интересная мысль», «Послушайте, что сказал Ваня», «Объясни, почему ты так считаешь (думаешь)?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т.д.

На этом этапе для развития элементарных умений, способности устанавливать причинно-следственные связи между мыслями, чувствами и действиями людей может быть использован метод прогнозирования: «Что чувствовала бы мама, если бы ее сын отказался ей помочь навести порядок в доме?». Проживание отношения к объекту познания  становится возможным благодаря упражнениям в решении жизненных ситуаций, участию в коммуникативных и других играх, позволяющих перевоплотиться  в образ игрового персонажа по выбору и сохранить положительную репутацию ребёнку. 

На следующем этапе происходит рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали …».  Рефлексия представляет собой механизм самопознания и понимания личностью причин своих действий. Рефлексия – анализ ребенком собственного состояния, эмоциональных переживаний, мыслей по окончании деятельности. Это попытка осмыслить собственное  «Я» после завершения действий, деятельности: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.  Рефлексия проявляется и в понимании и оценке другого, характера отношения к другим людям, осознания ценности каждого человека и собственного «Я», культурных традиций, социальных, социальных норм и правил поведения. С ее помощью происходит соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества и с общечеловеческими ценностями, отношениями. Что-то рефлексировать – это значит «пережить» это, «пропустить через свой внутренний мир», «оценить». Рефлексия выступает в роли внутреннего регулятора поведения  ребенка и влияет на его дальнейшее развитие, содействует  установлению равновесия между внешним на него воздействием, внутренним состоянием ребенка и формами ее поведения.

Рефлексивный подход к социализации дошкольников находит отражение в Вариативной основной образовательной программе «Первоцветы» (авторы – Н.В.Микляева и др.). Авторы Программы, на основании анализа  фундаментальных психологических  исследований (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин), исходят из понимания значимости развития  в дошкольном возрасте внутренней позиции сознания ребенка-дошкольника, что в дальнейшем становится основой развития его рефлексивного мышления  [5 ].

Следует подчеркнуть, что для развития социального интеллекта в образовательном процессе рефлексия должна присутствовать на каждом этапе совместной деятельности с детьми, так как она содействует установлению диалоговому взаимодействию. Способы рефлексии детьми дошкольного возраста ограничиваются их возрастными особенностями, поэтому речь идет об элементарной рефлексии, дающей ребенку возможность осуществлять анализ информации, знаний, поступков, размышлять об их границах и значении.  В развитии рефлексии ребенка дошкольного возраста следует учитывать характеристику основных стадий развития отдельных психических функций высшего порядка, данных Л.С. Выготским. На первой стадии взрослый с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо деятельности, действия. На второй стадии ребенок становится субъектом деятельности и, используя усвоенное правило, знание как орудие и  управляет поведением другого. На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, а он — к другим, «соединяя в одном лице те обе части операции, которые раньше были разделены между ним и окружающими взрослыми» [2]. Таким образом, овладение собственными действиями и поведением происходит благодаря умению применить к себе те средства, которые были использованы для управления поведением другого [1].

Рефлексия дает возможность ребенку говорить то, что он думает, осмысливать свое настроение, деятельность, информацию. Развитие рефлексии обеспечивается проявлением активного отношения ребенка к окружающей действительности и в этом процессе  ведущая роль принадлежит взрослому, который акцентирует внимание на условиях, способах, которые позволили достигнуть поставленной  цели и на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Способы создания проблемных ситуаций для дошкольников могут быть разнообразными: с помощью вопроса, описания конфликта вымышленных персонажей или литературного героя, на основе просмотра мультфильма или его фрагмента или чтения отрывка из сказки, рассказа и т.д. [6]. Для осмысления дошкольниками нравственной сущности социальных поступков героев  проблемные ситуации следует не только анализировать, но и проигрывать. В данном случае усиливается эффект идентификация с героем жизненной ситуации, эмоциональное переживание его судьбы.  Самый простой способ проведения в данном случае рефлексии – использование вопросов типа:

  • «Что ты  делал?»
  • « Чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?»
  • «Что ты чувствовал при этом?»
  • «Что происходило?»
  • «Как  ты участвовал в том, что происходило?»
  • «Что тебе понравилось? (не понравилось?)
  • «Какие испытывал трудности? « и т.д.

Для анализа общего  результата деятельности необходимо задавать вопросы типа: «Какое знание о……. мы сегодня открыли? Какую задачу мы решали? Какой ответ мы нашли? Сможем мы использовать новое правило (знание) в …..?».

Рефлексия эмоционального состояния детей в результате решения проблемных ситуаций может быть проведена с помощью комплекта карточек, на которых изображены смайлики: улыбающегося, спокойного, грустного человека. Также может быть использована методика незаконченного предложения (Я понял, что…  Я думаю, что… и др.)

В организации процесса познания мира социальных отношений педагогу важно грамотно сформулировать проблемный вопрос, который будет вызывать у ребенка желание думать, искать ответ и  развивать его мыслительные операции (сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и др.). В работе с детьми могут быть использованы репродуктивные, эвристические, проблемно-поисковые и творческие вопросы. Рассмотрим технологию использования разнообразных вопросов в работе с детьми.

  1. Репродуктивные

Репродуктивные вопросы целесообразно задавать тогда, когда требуется точное воспроизведение информации. Данная группа вопросов  опирается на восприятие и память детей:

  • Кто это? Что это? Где это произошло? Когда?
  • Что изображено на картине?
  • Какие события описываются?
  • Что с этим можно делать?
  • Как надо делать?
  • Вспомните…
  • Приведите примеры…

II. Продуктивные вопросы.

Продуктивные вопросы в проблемно-диалоговой технологии занимают основную часть во взаимодействии с детьми, и опираются на воображение и мышление. Из разнообразных типов и вопросов, описанных в педагогической литературе, применительно к дошкольному возрасту, предлагаем использовать:

1. Эвристические вопросы предполагают поиск ответа на каждый из трудных вариантов вопросов и формируют новую стратегию – цель деятельности: Эвристический вопрос стимулирует  детей мыслить самостоятельно. Например: «Что случилось?», «В чем причина такого поведения?», «Кто думает иначе?», «Как бы вы поступили?», «Как это правило можно применить в своей жизни?», «Как можно помочь …?», «Что мы будем делать дальше?» и др.

2. Проблемно-поисковые: «А что будет, если…?», «Объясните, почему……», «Оцените…Хорошо это или плохо? (для меня и для других?)», «Почему так случилось?» и др.

3. Творческие вопросы и задания: «Подумайте, как сделать так, чтобы…?», «Что бы ты пожелал себе? Другим членам семьи (героям жизненной ситуации, произведения)?», «Сочините историю о том, как Маша и Саша готовились к встрече гостей» и т.п.…

В решении проблемных ситуаций педагогу важно вызвать интерес к данному виду деятельности, создать мотивацию. Это может быть обеспечено с помощью приемов соответствующих возрастным особенностям дошкольников, которые способны  заинтриговать и привлечь внимание детей к сущности проблемы: рассказывание или сочинение случая из повседневной жизни, чтение фрагмента из художественной литературы, просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма.

  1. Дети собираются на прогулку. У Димы и Маши шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу.

Как им можно помочь?

  1. Вове   понравилась игрушка Саши, и он пытается отнять её силой. Правильно ли он поступает? Как быть?

Ведущей стратегией  поведения педагога в решении проблемных ситуаций является смещение фиксированности ребенка на себе, собственных переживаниях на формирование чувства общности и единства с другими людьми: родными, близкими, сверстниками.

Таким образом, благодаря перечисленным приемам работы с проблемными ситуациями рефлексивный подход позволяет  организовать активное  взаимодействие  субъектов образовательного процесса, обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, социального интеллекта

 

Список использованных источников:

  1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева.-М., 1995.- 144с.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования.: М., 1956.- 519 с.
  3. Малыш И.Г., Родионова О.Н. Развитие социальной компетентности у детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.//  Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян.- 2014. -С. 191-194.
  4. Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально-коммуникативного развития средствами эмоционального и социального интеллекта .-М.:АРКТИ, 2016.-208с.
  5. Первоцветы. Вариативная основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: АРКТИ, 2015. – 336 с.
  6. Семенака, С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников// Детский сад: теория и практика № 4, 2014. С. 86-95.
  7. Тупичкина, Е. А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников / Елена Александровна Тупичкина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 76-85.
Категория: Нормативно-правовые основы деятельности | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 1276 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: