Громыко Г.О. Технология работы в парах. Ликбез для преподавателя
Общие замечания
Не нужно думать, что технология работы в парах похожа на технологии в промышленном производстве, где абсолютно все операции определены точно и всегда выполняются, - при работе с людьми сделать это невозможно и не нужно.
Технология работы людей в парах содержит необходимые и достаточные компоненты, соблюдение которых всегда обеспечивает следующие результаты:
- высокую, подлинно внутреннюю мотивацию всех участников;
- переход участников из позиции исполнителя в позицию управления процессом;
- самоорганизация работы группы;
- высокое качество результатов коллективной работы;
- радость всех участников от процесса и от результатов работы.
Компоненты технологии представляют собой набор не жёстких инструкций, которые всегда настраиваются и модифицируются участниками под конкретную ситуацию в зависимости от задачи, сроков и состава участников.
Кратко о названиях
Технология работы в парах выросла из технологии парного обучения, которая постепенно перекочевала из чисто учебного применения в другие виды коллективной деятельности (см. википедию). Работа в парах является системообразующей в КСО-коллективном способе обучения. Разные авторы используют также названия КВО-коллективное взаимообучение, КУЗ-коллективные учебные занятия и другие.
История пунктиром
Примерно с конца старой эры и до сегодня парное обучение массово используется в еврейских школах-ешивах (видео, 5 минут). 1804-19 Gregor Girard, Фрайбург в Швейцарии (видео, 12 минут), 1816-19 декабристы, 70 школ взаимного обучения, 1918 А.Г. Ривин, 1941 В.К.Дьяченко – лаборатория в Красноярске (сайт, видео), 1984 М.А.Мкртчян, 1986 В.В.Архипова и А.С.Соколов, 1988 В.И.Андреев, школа "Обучение в диалоге" – (сайт).
Компоненты технологии
Здесь все необходимые и достаточные компоненты технологии:
- имеется ровно два партнёра (Р1 и Р2),
- у каждого партнёра есть свой кусочек контента, который часто называют «карточка» (К1 и К2),
- коммуникация партнёров регламентируется явно заданным алгоритмом,
- имеются другие участники (один или более - показаны пунктиром), с которыми можно меняться в паре.
Документация– см. ниже.
|
Необходимым компонентом технологии работы в парах являются документы, в которых ведётся учёт.
Листки учёта и экраны продвижения (см. ниже) помогают осуществлять руководство и управление процессом.
Личный дневник фиксирует объём и время выполненной работы одного ученика.
Поскольку участники взаимно друг друга обучают, постольку эта работа должна быть оплачена.
Для учёта объёмов работы и причитающейся оплаты служат специальные листки учёта, в которых каждый участник ведёт учёт сам.
|
Одна колонка экрана продвижения – это одна тема или какая-то часть контента, прорабатываемого в группе. Преподаватель сам разбивает свой курс на темы. В клеточках экрана продвижения может содержаться самая разная информация, - в Excel-таблице туда можно записать много знаков, - в том числе, взаимооценки или оценки преподавателя.
|
Цикл начинается с "домашнего задания" – участники работы в парах заранее озадачиваются тем, чтобы подготовиться к работе в парах и прийти не с пустыми руками.
Материалы для работы пары берутся у родственников, у специалистов, у коллег, из книг, телевизора и из сети.
В результате работы в парах (4) получаются материалы (5) на выходе, которые могут иметь самый разный формат (текст, формула, схема, фото, видео), в том числе и опорные конспекты Шаталова с расшифровками к ним, - именно они изображены ниже.
|
Справа мы видим "пирамиду" опорных конспектов для всего контента – сверху один сборный опорный конспект.
Слева нарисован лист А4, на котором представлена схема самостоятельного составления опорных конспектов. В правой колонке записываются заголовки смысловых абзацев или понятия. Слева рисуются пиктограммы, соответствующие одному или нескольким заголовкам.
|
Здесь показана рекомендуемая последовательность освоения технологии работы в парах, - рекомендуется сначала использовать пары постоянного состава. Когда участники немного освоятся с такой работой, можно разрешить некоторым из них менять партнёров. Только после этого можно использовать свободный выбор партнеров. Разумеется, многое зависит от возраста и квалификации участников.
|
Удобная и часто употребляемая расстановка столов для работы в парах – "два стола со сдвигом на полстола". За двумя столами работают 8 человек. Партнёры работают "через уголок" стола – такая посадка обеспечивает наибольший психологический комфорт.
|
С чего начинать преподавателю
Чтобы не тратить не эффективно время на обучение себя, рекомендую сразу, - после знакомства с этим ликбезом, который Вы сейчас читаете, - спланировать и провести небольшой фрагмент работы группы в парах. Из этой пробы Вы поймёте значительно больше, чем из чтения сотен страниц умных текстов.
После этого можете сделать ещё несколько пробных фрагментов парной работы. Желательно посмотреть видео (ссылки даны выше). Можно зайти на Педсовет.орг в раздел форума "Технология обучения в парах" и просто бегло просмотреть 46 тем форума, которые там есть.
Этого достаточно, чтобы сделать ещё несколько проб парной работы.
Рекомендуем во время каждой пробы делать краткие записи "для себя" – какой был алгоритм работы в парах, какие наиболее яркие у Вас и у участников впечатления. Сохраните листки учёта и несколько листов, на которых писали ученики, - всё это Вам очень пригодится после!
Дальнейшее самообразование
Теперь пойдите снова в указанный выше раздел форума Педсовета, найдите там "свою" тему (если такая не найдётся, то напишите вот здесь заявку на её создание, - нужно будет зарегистрироваться) и начните в ней работать. Коллеги окажут Вам всестороннюю помощь и поддержку.
Если будут вопросы – задайте их мне po4ta@gmx.net
Громыко Григорий Олегович
Мангейм, Германия, 07.01.2014 |