Четверг, 25.04.2024, 10:40

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Стиль руководителя

Круглый стол как способ определения профессионального портрета руководителя ДОО

«Круглый стол «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения»» осуществлялась в несколько этапов:

1.     Определение и научная характеристика профессиональных, личностных и поведенческих компетенций руководителя дошкольного образовательного учреждения.

2.     Подготовка и организация круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения»: а) определение  круга вопросов для  обсуждения;  б) разработка анкеты участника круглого стола; разработка анкеты для студентов, будущих педагогов дошкольного образования; в) анкетирование участников круглого стола и студентов; г) подготовка социологического этюда: «Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения города Москвы».

3.     Проведение круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения».

4.     Подготовка итогового отчета о НИР.

В результате разработаны:

1. в рамках диагностико-аналитического направления - анкета «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения глазами  студентов, будущих педагогов дошкольного образования» и анкета участника круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения», проведен опрос. Они были разработаны с целью определения подходов  к разработке системы профессиональных, личностных и поведенческих компетенций, необходимых для эффективного руководства современным дошкольным образовательным учреждением.

Первая анкета - «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения глазами  студентов, будущих педагогов дошкольного образования» - была апробирована в рамках подготовки к проведению Круглого интернет-стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения». Она включала интернет-опрос студентов ИППО факультета дошкольного образования 3-5 курсов очной, очно-заочной и заочной форм обучения после просмотра социологического этюда: «Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения города Москвы» на сайте «Менеджмент в ДОУ».

Этюд включал видеоинтерьвюирование с помощью скайпа профессорско-преподавательского состава ИППО МГПУ на предмет профессионально-значимых личностных и деловых качеств современного руководителя ДОУ[1]. Модераторами выступили д.и.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием ИППО МГПУ А.А.Маринюк и к.п.н., ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, главный редактор журнала «Пространство и время» - О.Н. Тынянова.

Все зарисовки представляли собой образы- эскизы профессионального портрета руководителя ДОУ и были направлены на ранжирование качеств современного руководителя ДОУ в соответствии с мотивационно-ценностными и смысловыми установками личности. При этом предполагалось, что рассуждения преподавателей (в социологическом этюде приняло участие 6 преподавателей кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин МГПУ) вызовут у студентов потребность в соотнесении своей готовности к самообразованию и саморазвитию со сформированностью профессионально-значимых качеств личности.  В качестве обратной связи участники этюда предлагали ответить на вопрос о том, что является самым важным качеством современного руководителя.

 В интернет-опросе приняло участие 104 участника Круглого стола. В результате было выявлено, что самым важным качеством современного руководителя

         46% опрошенных считают знание и соблюдение норм профессиональной деятельности;

         37% опрошенных считают практический интеллект;

         10% - адекватную самооценку;

         6%  - социальный интеллект.

Таким образом, при анализе результатов опроса участников Круглого стола выяснилось:

- в восприятии студентов руководитель ДОУ должен быть гарантом правовой защищенности работников, действия которого не выходят за рамки правового поля Закона «Об образовании РФ», Трудового  и Административного кодекса; человеком, знающим и соблюдающим требования САНиПИНов; преподаватели понимают данные нормы шире – в контексте соотнесения с профессионально-нравственными качествами личности руководителя ДОУ и уровнем его профессиональной и личностной культуры;

- студентами высоко оценивается практический интеллект руководителя, обеспечивающий  формирование управленческого опыта в его наиболее адекватном виде (по объему- за счет «связанного» интеллекта; по содержанию - за счет вербального, социально-ориентированного интеллекта) - здесь прослеживается согласованность мнений студентов с мнением преподавателей, проводившим социологический этюд – оно связано с тем, что в общественном сознании сформировалась установка на то, что наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности, что может найти выражение именно в практическом интеллекте;

- необходимым качеством руководителя современного ДОУ является адекватная самооценка.  И студенты, и преподаватели согласны с тем, что руководитель с неадекватной самооценкой не в состоянии отдать себе отчет в достоинствах и слабостях своего руководства, а это может привести к снижению эффективности работы и его самого, и руководимого им учреждения. И напротив – трезвый взгляд на себя, без самолюбования и самоуничижения, помогает в полной мере реализовать свои достоинства и компенсировать слабости, сделать руководство коллективом наиболее эффективным.  

На следующем этапе студенты и преподаватели обсудили данные расхождения в рамках существующих подходов к оценке профессиональной деятельности руководителя ДОУ – системно-деятельностного, компетентностного, самоорганизационного и т.д. – и были готовы к оценке профессионально-значимых компетенций руководителя. Им было предложено ответить на вопросы второй анкеты – анкеты участника круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения».

Анкета включала 4 вопроса открытого типа. Опрос проводился в дистанционном режиме, на сайте http://interaction.ucoz.ru/.

       Наиболее важной были признаны такие компетенции:

      - среди общепрофессиональных компетенций -  способность эффективно управлять человеческими ресурсами (39%);

       - среди отраслевых компетенций -  способность управлять административной и финансово-хозяйственной деятельностью ДОУ (36%);

        - среди личностных компетенций -  способности демонстрировать эмоциональную устойчивость и проявлять лидерские качества (по 30%);

     - среди социальных компетенций -  способность организовывать эффективное взаимодействие с социальными группами внутри ДОУ и вне его (48%).

2. в рамках организационно-методического направления была разработана программа заседания круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения», проведено обсуждение проблем руководства современными дошкольными образовательными учреждениями в рамках дистанционного Круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения» на сайте «Менеджмент в детском саду».

Круглый стол проводился в дистанционном режиме на сайте «Менеджмент в ДОУ» по адресу: http://management-ds.ucoz.ru/. Его программа состояла из 2 частей:

1 часть – подготовительная: круглый стол "Портрет педагогического работника, исторические, культурные, социальные, профессиональные аспекты";

2 часть – основная: доклады преподавателей кафедры управления дошкольным образованием ИППО и студентов ИППО, связанные с обсуждением следующих вопросов:

- в рамках обсуждение вопросов формирования общепрофессиональных компетенций:

·        Информационная и ИКТ-компетентность руководителя ДОУ.

·        Метод проектов в деятельности современного педагога и руководителя ДОУ.

-  в рамках обсуждение вопросов формирования отраслевых компетенций:

·        Охрана и укрепление здоровья воспитанников ДОУ как направление контрольно-оценочной деятельности руководителя ДОУ.

·        Планирование воспитательно-образовательной работы с педагогами.

·        Правовое регулирование платных образовательных услуг.

·        Инновационный менеджмент в ДОУ.

- в рамках обсуждение вопросов формирования личностных компетенций:

·        Использование интерактивных технологий и методов обучения в детском саду. Роль руководителя ДОУ в формировании мотивационной основы деятельности педагогического коллектива.

·        Творческий рост как предмет деятельности заведующей ДОУ.

- в рамках обсуждение вопросов формирования социальных компетенций:

·        Социокультурная модернизация образования как проблема. Формирование социокультурной идентичности участников образовательного процесса в дОУ.

·        Коммуникативная компетентность руководителя ДОУ как условие делового взаимодействия в коллективе.

·        Проблемы и перспективы разработки эффективных моделей взаимодействия детей, педагогов  и родителей в контексте профессионального саморазвития руководителя ДОУ.

       Таким образом, наибольший интерес был вызван  проблемами формирования отраслевых и социальных компетенций. В этой области студенты продемонстрировали стремление к самообразованию и рефлексии педагогического опыта, потребность в саморазвитии. Наиболее сложными для восприятия и самооценки оказались вопросы, связанные с перекрестом общепрофессиональных и отраслевых компетенций, в частности, проблемы сохранения и достижения высокого качества образования воспитанников ДОУ как предмета заботы руководителя ДОУ и необходимостью постоянного саморазвития и внедрения новшеств в деятельность педагогического коллектива.

       3. в рамках  обобщающе-рефлексивного направления результаты исследования обобщены и систематизированы в виде требований к руководителю современного дошкольного образовательного учреждения в свете доктрины дошкольного образования, определения подходов к разработке системы профессиональных и личностных компетенций, необходимых для эффективного руководства современным дошкольным образовательным учреждением, в результате чего даны определение и научная характеристика профессиональных и личностных компетенций руководителя дошкольного образовательного учреждения.

      Обобщение данных результатов представлено в виде портфолио руководителя ДОУ. Портфолио включает комплект из 3 пособий:

        -     Через инновации к качеству дошкольного образования: взаимодействие руководителя и педагогического коллектива  ДОУ / под ред. Н.А. Виноградовой, Л.И.Федоровой. Часть I. -  87 с.

     - Через инновации к качеству дошкольного образования: взаимодействие руководителя и педагогического коллектива  ДОУ / под ред. Н.А. Виноградовой, С.Ю. Зениной. Часть II. - 158 с.

      - Через инновации к качеству дошкольного образования: взаимодействие руководителя и педагогического коллектива  ДОУ / под. ред. Н.А. Виноградовой, Ю.В. Кашаповой.  Часть III. -  129 с.

       В пособиях описаны актуальные проблемы, связанные с ролью руководителя ДОУ в повышении качества дошкольного образования в условиях инновационной деятельности, на основе чего раскрываются методические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи.

         Представленные модели  взаимодействия с семьями воспитанников способствуют установлению позитивного контакта, комфортного общения и совместного творчества всех участников образовательного процесса, включая заведующую и старшего воспитателя ДОУ. Подробно раскрываются методические аспекты организации театрализованной деятельности как средства изменения детско-взрослых отношений и профессионального роста.



[1] http://management-ds.ucoz.ru/

Категория: Стиль руководителя | Добавил: 461119 (13.05.2013)
Просмотров: 5982 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: