«Круглый стол
«Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения»» осуществлялась в несколько этапов:
1. Определение
и научная характеристика профессиональных, личностных и поведенческих
компетенций руководителя дошкольного образовательного
учреждения.
2. Подготовка и организация круглого стола «Профессиональный
портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения»: а)
определение круга вопросов для обсуждения;
б) разработка анкеты участника круглого стола; разработка анкеты для
студентов, будущих педагогов дошкольного образования; в) анкетирование
участников круглого стола и студентов; г)
подготовка социологического этюда: «Современный руководитель дошкольного
образовательного учреждения города Москвы».
3. Проведение круглого стола «Профессиональный
портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения».
4. Подготовка итогового отчета о НИР.
В результате разработаны:
1. в рамках диагностико-аналитического направления
- анкета «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения глазами
студентов, будущих педагогов дошкольного образования» и анкета участника
круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения», проведен опрос. Они были разработаны с целью определения подходов к разработке системы профессиональных,
личностных и поведенческих компетенций, необходимых для эффективного
руководства современным дошкольным образовательным учреждением.
Первая анкета - «Профессиональный портрет современного руководителя
дошкольного образовательного учреждения глазами
студентов, будущих педагогов дошкольного образования» - была
апробирована в рамках подготовки к проведению Круглого интернет-стола
«Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения». Она включала интернет-опрос студентов ИППО
факультета дошкольного образования 3-5 курсов очной, очно-заочной и заочной
форм обучения после просмотра социологического этюда: «Современный руководитель
дошкольного образовательного учреждения города Москвы» на сайте «Менеджмент в
ДОУ».
Этюд включал
видеоинтерьвюирование с помощью скайпа профессорско-преподавательского состава
ИППО МГПУ на предмет профессионально-значимых личностных и деловых качеств
современного руководителя ДОУ. Модераторами
выступили д.и.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием ИППО МГПУ
А.А.Маринюк и к.п.н., ведущий
научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии
образования, главный редактор журнала «Пространство и время» - О.Н.
Тынянова.
Все зарисовки
представляли собой образы- эскизы профессионального портрета руководителя ДОУ и
были направлены на ранжирование качеств современного руководителя ДОУ в
соответствии с мотивационно-ценностными и смысловыми установками личности. При
этом предполагалось, что рассуждения преподавателей (в социологическом этюде
приняло участие 6 преподавателей кафедры
философии и социально-гуманитарных дисциплин МГПУ) вызовут у студентов потребность в соотнесении своей готовности к самообразованию и саморазвитию со
сформированностью профессионально-значимых качеств личности. В качестве обратной связи участники этюда
предлагали ответить на вопрос о том, что является самым важным качеством
современного руководителя.
В интернет-опросе
приняло участие 104
участника Круглого стола. В результате было выявлено, что самым важным
качеством современного руководителя
•
46% опрошенных считают знание и
соблюдение норм профессиональной деятельности;
•
37% опрошенных считают практический
интеллект;
•
10% - адекватную самооценку;
•
6%
- социальный интеллект.
Таким
образом, при анализе результатов опроса участников Круглого стола выяснилось:
-
в восприятии студентов руководитель ДОУ должен быть гарантом правовой
защищенности работников, действия которого не выходят за рамки правового поля
Закона «Об образовании РФ», Трудового и
Административного кодекса; человеком, знающим и соблюдающим требования САНиПИНов;
преподаватели понимают данные нормы шире – в контексте соотнесения с
профессионально-нравственными качествами личности руководителя ДОУ и уровнем
его профессиональной и личностной культуры;
- студентами высоко
оценивается практический интеллект руководителя,
обеспечивающий формирование
управленческого опыта в его наиболее адекватном виде (по объему- за счет
«связанного» интеллекта; по содержанию - за счет вербального, социально-ориентированного
интеллекта) - здесь прослеживается согласованность мнений студентов с мнением
преподавателей, проводившим социологический этюд – оно связано с тем, что в
общественном сознании сформировалась установка на то, что наиболее
успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не
очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности, что
может найти выражение именно в практическом интеллекте;
- необходимым качеством
руководителя современного ДОУ является адекватная самооценка. И студенты, и преподаватели согласны с тем,
что руководитель с неадекватной самооценкой не в
состоянии отдать себе отчет в достоинствах и слабостях своего руководства, а
это может привести к снижению эффективности работы и его самого, и руководимого
им учреждения. И напротив – трезвый взгляд на себя, без самолюбования и
самоуничижения, помогает в полной мере реализовать свои достоинства и
компенсировать слабости, сделать руководство коллективом наиболее эффективным.
На следующем этапе
студенты и преподаватели обсудили данные расхождения в рамках существующих
подходов к оценке профессиональной деятельности руководителя ДОУ –
системно-деятельностного, компетентностного, самоорганизационного и т.д. – и
были готовы к оценке профессионально-значимых компетенций руководителя. Им было
предложено ответить на вопросы второй анкеты – анкеты участника
круглого стола «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения».
Анкета включала 4 вопроса
открытого типа. Опрос проводился в дистанционном режиме, на сайте http://interaction.ucoz.ru/.
Наиболее важной были признаны такие
компетенции:
- среди общепрофессиональных компетенций
- способность эффективно управлять
человеческими ресурсами (39%);
- среди отраслевых компетенций - способность управлять административной и
финансово-хозяйственной деятельностью ДОУ (36%);
- среди личностных компетенций - способности демонстрировать эмоциональную
устойчивость и проявлять лидерские качества (по 30%);
- среди социальных компетенций - способность организовывать эффективное
взаимодействие с социальными группами внутри ДОУ и вне его (48%).
2. в рамках организационно-методического направления
была разработана программа заседания круглого стола «Профессиональный портрет
современного руководителя дошкольного образовательного учреждения», проведено
обсуждение проблем руководства современными дошкольными образовательными
учреждениями в рамках дистанционного Круглого стола «Профессиональный портрет
современного руководителя дошкольного образовательного учреждения» на сайте «Менеджмент в детском саду».
Круглый стол проводился в дистанционном режиме на
сайте «Менеджмент в ДОУ» по адресу: http://management-ds.ucoz.ru/. Его программа состояла из 2 частей:
1 часть – подготовительная: круглый стол "Портрет педагогического
работника, исторические, культурные, социальные, профессиональные
аспекты";
2 часть – основная: доклады преподавателей кафедры управления
дошкольным образованием ИППО и студентов ИППО, связанные с обсуждением
следующих вопросов:
- в рамках обсуждение вопросов формирования общепрофессиональных компетенций:
·
Информационная
и ИКТ-компетентность руководителя ДОУ.
·
Метод
проектов в деятельности современного педагога и руководителя ДОУ.
- в рамках обсуждение вопросов
формирования отраслевых компетенций:
·
Охрана
и укрепление здоровья воспитанников ДОУ как направление контрольно-оценочной
деятельности руководителя ДОУ.
·
Планирование
воспитательно-образовательной работы с педагогами.
·
Правовое
регулирование платных образовательных услуг.
·
Инновационный
менеджмент в ДОУ.
- в рамках обсуждение вопросов формирования личностных компетенций:
·
Использование
интерактивных технологий и методов обучения в детском саду. Роль руководителя
ДОУ в формировании мотивационной основы деятельности педагогического
коллектива.
·
Творческий
рост как предмет деятельности заведующей ДОУ.
- в
рамках обсуждение вопросов формирования социальных компетенций:
·
Социокультурная
модернизация образования как проблема. Формирование социокультурной
идентичности участников образовательного процесса в дОУ.
·
Коммуникативная
компетентность руководителя ДОУ как условие делового взаимодействия в
коллективе.
·
Проблемы
и перспективы разработки эффективных моделей взаимодействия детей,
педагогов и родителей в контексте
профессионального саморазвития руководителя ДОУ.
Таким образом, наибольший
интерес был вызван проблемами
формирования отраслевых и социальных компетенций. В этой области студенты
продемонстрировали стремление к самообразованию и рефлексии педагогического
опыта, потребность в саморазвитии. Наиболее сложными для восприятия и
самооценки оказались вопросы, связанные с перекрестом общепрофессиональных и
отраслевых компетенций, в частности, проблемы сохранения и достижения высокого
качества образования воспитанников ДОУ как предмета заботы руководителя ДОУ и
необходимостью постоянного саморазвития и внедрения новшеств в деятельность
педагогического коллектива.
3. в рамках обобщающе-рефлексивного
направления результаты исследования обобщены и систематизированы в виде требований к руководителю современного
дошкольного образовательного учреждения в свете доктрины дошкольного
образования, определения подходов к разработке системы профессиональных и личностных компетенций,
необходимых для эффективного руководства современным дошкольным образовательным
учреждением, в результате чего даны определение и научная характеристика
профессиональных и личностных компетенций руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Обобщение данных результатов представлено
в виде портфолио руководителя ДОУ. Портфолио включает комплект из 3
пособий:
-
Через инновации к качеству дошкольного образования: взаимодействие
руководителя и педагогического коллектива
ДОУ / под ред. Н.А. Виноградовой, Л.И.Федоровой. Часть I.
- 87 с.
- Через инновации к качеству дошкольного
образования: взаимодействие руководителя и педагогического коллектива ДОУ / под ред. Н.А. Виноградовой, С.Ю.
Зениной. Часть II. - 158 с.
- Через инновации к качеству дошкольного
образования: взаимодействие руководителя и педагогического коллектива ДОУ / под. ред. Н.А. Виноградовой, Ю.В.
Кашаповой. Часть III.
- 129 с.
В пособиях описаны актуальные проблемы,
связанные с ролью руководителя ДОУ в повышении качества дошкольного образования
в условиях инновационной деятельности, на основе чего раскрываются методические
аспекты взаимодействия ДОУ и семьи.
Представленные модели взаимодействия с семьями воспитанников
способствуют установлению позитивного контакта, комфортного общения и
совместного творчества всех участников образовательного процесса, включая
заведующую и старшего воспитателя ДОУ. Подробно
раскрываются методические аспекты организации театрализованной деятельности как
средства изменения детско-взрослых отношений и профессионального роста.
|