Суббота, 27.04.2024, 02:49

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Стиль руководителя

Методические рекомендации по совершенствованию культуры речи педагога детского сада

 Методические рекомендации по совершенствованию культуры речи педагога детского сада

 

Пружинина Марина Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы "Школа № 947 структурное подразделение 9

Воспитатель

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

"Заговори, чтобы я тебя увидел". Этот афоризм Сократа как нельзя лучше характеризует роль речевой культуры в жизни современного детского сада. Именно эту фразу произнёс философ, когда к нему привели ученика, который молча стоял и смотрел по сторонам. Каждый воспитанник стремится к тому, чтобы его заметили, приняли в обществе. Оценить способности ребёнка помогает его устная речь.

  Самый первый и важный этап овладения навыками речевой культуры - это наблюдение. Поэтому любому сотруднику дошкольного учреждения так важно демонстрировать в каждом речевом акте следующие этические стереотипы: умение слушать других, способность выбирать фразы для конкретной ситуации. Необходимо показывать детям способы выражения интеллектуальной культуры на собственном примере.

Дать единое определение речевой культуре невозможно. Формированием этого понятия занимались отечественные филологи старшего поколения: А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов. Важное значение для разработки вопросов культуры речи и нормализации русского языка имели труды В.В. Виноградова.

В последние десятилетия различные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. Понимание критериев грамотной речи - первостепенная задача, решение которой приведёт педагога к совершенствованию культуры речи. Формирование почвы для выполнения данной задачи необходимо начать с классификации основ хорошей речи. О.Б. Сиротинина, выдающийся лингвист современности, считает основными критериями речи культурного человека целесообразность (соответствие этике общения) и соблюдение языковых норм.

Педагоги М.М. Алексеева и Б.И. Яшина среди признаков хорошей речи выделяют лексическое богатство, точность и выразительность. По их мнению, к старшему дошкольному возрасту ребёнок осваивает не только нормированную, но и стилистически окрашенную речь.

Культурная речь всегда риторически организованна, а именно: использование терминов и цитат стоит запланировать в ходе составления конспекта занятий и планирования режимных моментов. Данная форма организации позволит избежать отклонения от орфоэпических и лексических норм.

С целью повышения грамотности педагогов в детском саду №1272 регулярно проходят круглые столы и семинарские занятия. Во время проведения таких мероприятий воспитатели делятся умением правильно выражать мысли в устной форме. При возникновении сомнений педагоги детского сада №1272 пользуются пособием Д.Э. Розенталя "Говорите и пишите по-русски правильно", в котором в занимательной форме излагаются самые интересные и важные вопросы речевой культуры.

Главный критерий грамотной устной речи - правильное произношение. Дошкольники не владеют навыками чтения, поэтому вся информация воспринимается ими аудиально от людей их окружающих.

Для успешного развития у детей коммуникативных навыков воспитатели детского сада №1272 выделили ещё один важный критерий культурной речи - благозвучие. В реализации данного аспекта очень важен подбор слов с учётом их звуковой стороны. Например, при общении с детьми педагогу следует избегать обильного употребления в речи шипящих ([ж], [ш], [ч], [ц]) и сонорных звуков ([м], [н], [л], [р]). Повторение гласных на стыке слов так же не рекомендуется: "у Тани и у Оли". Важно уделять внимание длине слов. М.В. Ломоносов писал, что злоупотребление короткими словами делает речь немелодичной. Однако нагромождение  длинных слов может утомить ребёнка.

Особой ролью обладает интонация: педагог должен уметь расставлять логические акценты (ударения) и паузы. От хорошо поставленной интонации зависит умение убеждать. А это - дело первостепенной важности в построении воспитательно-образовательного процесса. По мнению знаменитого театрального режиссёра К.С. Станиславского, любой знак препинания можно "произнести". Например, предупредительную паузу (двоеточие) сопровождает значительное повышение голоса во второй части предложения. Пояснение (тире) произносят, наоборот, с понижением голоса после знака. Для успешной работы над интонацией воспитателями детского сада №1272  было взято на вооружение голосовое упражнение.

 

Упражнение для улучшения интонации

 

Каждый участник предлагает вариант эмоциональной окраски фразы (грусть, радость, ирония...). Все эмоции выписываются на доску. Ведущий предлагает каждому произнести стилистически нейтральную фразу ("Бабушка приехала", "Я иду по лесу"...), выбрав одну из эмоций. По результатам тренинга проводится обсуждение удачных попыток.

 

Достичь цели по улучшению благозвучия речи воспитателям помогает опыт мэтров слова и голоса, заслуживших популярность на радиостанциях России. Например, успешно используются советы А. Коонен, А. Таирова, А. Тарковского, Д. Николаева. Такой подход обусловлен тем, что именно мастера радиоречи как никто знают секреты удержания внимания на передаваемой информации голосом.

Большой популярностью среди сотрудников детского сада №1272 пользуется сборник очерков А.Шереля "Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки". После прочтения и обсуждения положений данного пособия на семинаре по проблемам совершенствования культуры речи воспитатели отметили наиболее интересные факты. Например, для того, чтобы голос звучал живо и приветливо, необходимо всегда сохранять на лице полу-улыбку. Это поможет создать доброжелательную обстановку в группе и настроить детей на активное восприятие информации.

 

Упражнение "Улыбка"

 

Воспитатели произносят длинные фразы на одном дыхании ("От топота копыт пыль по полю летит...", "Андрей-воробей, не гоняй голубей! гоняй галочек из-под палочек..."), сохраняя на лице улыбку.

 

 

Результат совершенствования культуры речи помогает воспитателю не только ярче выразить себя. Важным показателем педагогического мастерства является способность вселить в воспитанника уверенность в собственных талантах, желание творить. С помощью риторически организованной и интонационно оформленной речи можно так же помочь ребёнку избавиться от страхов и переживаний.

Мероприятия по повышению грамотности позволяют всему коллективу детского сада №1272 оценить всю важность совершенствования культуры речи как профессиональной необходимости и непрерывно развиваться в данном направлении.

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л.А. Введенская. – Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. – М., 1986.
  4. Михальская А.К. Педагогическая риторика / А.К. Михальская. – М.: МГПУ, 1998.
  5. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно/ Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис- Пресс, 2007
  6.  Сиротинина О. Б. Основные критерии хорошей речи//Хорошая речь. — Саратов, 2001.
  7. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияние на аудиторию. Очерки/ А. Шерель - М.: Прогресс- Традиция, 2004. 
 
Категория: Стиль руководителя | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 1661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: