Для начала рассмотрим, что относится к опережающему управлению как
одному из типов стратегического управления ДОУ.
Управление опережающее – тип управления, своевременного
предваряющего возникновение факторов, мешающих достижению поставленных целей, и
реагирующего на них до того, как их действие приведет к негативным
последствиям.
К сожалению, педагоги и администрация
ДОУ редко размышляют над этим. Влияние всех причин признаётся одинаковым, а
значение полученных выводов определяется лишь логической и обоснованностью
доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания
уделялось выделению и ранжированию причин. Однако сама практика педагогической
деятельности не подтверждает равнозначности всех воздействий.
Все генеральные факторы, действующие на
эффективность образовательного процесса и формирование системы управления его
качеством можно условно разделить на факторы эффективности обучения и
воспитания (по И.П. Подласому).
К первым, т.е. к факторам эффективности
обучения, относятся следующие:
1. Фактор изучаемого материала.
Он может охватывать все направления развития
детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОУ, или
наоборот, затрагивать только 1-2 направления развития ребенка и определяться
парциальной программой. Кроме того, данный фактор предполагает организацию
соответствующей предметно – развивающей среды в ДОУ.
2. Фактор организационно – педагогического влияния.
Он предполагает использование организованных
форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного
времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения.
3. Фактор обучаемости ребенка.
4. Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных
результатов обучающего процесса.
С точки зрения
анализа факторов обучения, влияющих на качество образования, в некоторых
случаях возможно синонимическое использование данных понятий. В.П. Беспалько, например, считает, что
качество образования может быть охарактеризовано как качество обучения, если
успеваемость ребенка по основным разделам программы и учебного плана
обеспечивается за счет диагностичной постановки целей обучения, овладения
методикой объективного контроля качества достижения этих целей и техникой
стимулирования детей, родителей и педагогов к их достижению.
Ко вторым, т.е. к факторам эффективности
воспитания, относятся такие факторы управления качеством
образовательного процесса в ДОУ, как:
1.
Детско - родительские и детско – воспитательские отношения.
2.
Соответствие организации действий
намеченной цели.
3.
Соответствие практического опыта
детей приобретенным знаниям.
4.
Фактор воспитуемости и самовоспитания.
Благодаря изучению соотношения
генеральных и специфических факторов на практике становится возможным
эффективное разрешение многих проблем воспитательно-образовательного процесса в
общеразвивающем ДОУ. То же самое относится
к ДОУ комбинированного и компенсирующего видов.
Наибольшее влияние на эффективность системы
коррекционно-развивающей работы оказывают здесь следующие
факторы:
1 группа – факторы,
влияющие на «перенос» навыка в другие условия и его «творческое
преобразование»:
h организационно-педагогическое
воздействие;
h обучаемость дошкольников и сложность
структуры дефекта;
h уровень взаимодействия участников
педагогического процесса.
2 группа -
факторы, влияющие на «применение» знаний и их «перенос» в другие
условия:
h мотивация к осуществлению
деятельности;
h психологические условия
коррекционно-развивающей работы;
h постановка целей через прогнозируемые
результаты и соответствие организации действий поставленной цели;
h содержание учебного материала.
3 группа – факторы, влияющие на усвоение знаний и их «применения» в
данных условиях:
h распределение времени на усвоение
языкового материала;
h понимание родителями принципов
коррекционно-развивающей работы и умение использовать их;
h самообучаемость и самовоспитуемость
дошкольников с нарушениями в развитии.
При учете данных факторов в процессе формирования системы управления качеством
воспитания и обучения воспитанников необходимо учитывать критерии оценки
методической работы в ДОУ. Современные исследователи считают, что это может
быть:
- результативность методической
работы (развитие педагога и воспитанника, повышение результативности работы
педагогического коллектива),
- рациональность затрат времени на ее
осуществление (больший результат при меньших затратах), или согласно Т.И.
Оверчук, цена результата управления качеством образовательного процесса ДОУ,
- стимулирующая роль методической
работы в развитии самообразования педагога и их творчества.
Наконец, методическая работа ДОУ должна быть органичной частью управления
ДОУ. Здесь тоже существуют свои факторы, влияющие на эффективность управленческой
деятельности старшего воспитателя и заведующего ДОУ. При их выявлении и анализе
руководителям ДОУ, согласно В.И. Терещенко,
необходимо ответить на 5 «почему»:
- «Почему и зачем ДОУ это делает?»,
- «Какие функции руководства ДОУ
будут востребованы и почему?»,
- «Почему это делает тот, а не иной
сотрудник ДОУ?»,
- «Почему это делается именно в
данное время?»,
- «Почему это делается так, а не
иначе?».
Управление проектное
– управление в условиях инновационного режима
функционирования. Проектное управление опирается на методы разработки и
внедрения управленческих проектов.
Управление
инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности
коллектива образовательного учреждения по обновлению практики образования.
Среди генеральных причин, влияющих на процесс
управления нововведениями в образовательном учреждении, отмечают
- факторы,
блокирующие новаторство (недоверие администрации образовательного
учреждения к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов
контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения
работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей
(директора) и т.д.),
- факторы,
поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации,
делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности
поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными
учреждениями и т.д.),
- факторы,
усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно
учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих
групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения
профессий и т.д.).
Зная данные факторы, заведующим и старшим воспитателем ДОУ может быть организован
круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На следующем
педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОУ в статус
экспериментальной площадки. Для выступления с докладом могут быть приглашены
представители учебно-методического управления округа или отдела дошкольного
воспитания окружного управления, сотрудники НИИ и др.
В качестве плана такой лекции может быть
использован следующий:
1. Этапы приобретения ДОУ статуса
экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы
2. Методика развития идеи и замысла
опытно – экспериментальной работы.
3. Технология проведения эксперимента
на базе ДОУ и оформления результатов в виде методических разработок.
Затем следует разработка
программы экспериментальной деятельности ДОУ, оформление проекта приказа «О
проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных
программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы
авторских образовательных программ; разработка критериев оценки уровня
эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного)
совета.
К концу учебного года проводится заседание педагогического совета, на
котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе
авторских образовательных программ и утверждается проект соответствующего приказа
(«О результатах экспертизы образовательных программ»). Таким образом, ДОУ переводится
из режима функционирования в режим развития по собственным авторским программам
и технологиям. Управление становится проектным.
Управление проектное – управление в условиях инновационного режима функционирования. Проектное управление
опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов.
Управление
инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности
коллектива образовательного учреждения по обновлению практики образования.
Среди генеральных причин, влияющих на процесс
управления нововведениями в образовательном учреждении, отмечают
- факторы,
блокирующие новаторство (недоверие администрации образовательного
учреждения к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов
контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения
работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей
(директора) и т.д.),
- факторы,
поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации,
делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности
поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными
учреждениями и т.д.),
- факторы,
усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно
учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих
групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения
профессий и т.д.).
Зная данные факторы, заведующим и старшим воспитателем ДОУ может быть организован
круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На следующем
педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОУ в статус
экспериментальной площадки. Для выступления с докладом могут быть приглашены
представители учебно-методического управления округа или отдела дошкольного
воспитания окружного управления, сотрудники НИИ и др.
В качестве плана такой лекции может быть
использован следующий:
1. Этапы приобретения ДОУ статуса
экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы
2. Методика развития идеи и замысла
опытно – экспериментальной работы.
3. Технология проведения эксперимента
на базе ДОУ и оформления результатов в виде методических разработок.
Затем следует разработка
программы экспериментальной деятельности ДОУ, оформление проекта приказа «О
проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных
программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы
авторских образовательных программ; разработка критериев оценки уровня
эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного)
совета.
К концу учебного года проводится
заседание педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности
педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ и
утверждается проект соответствующего приказа («О результатах экспертизы
образовательных программ»). Таким образом, ДОУ переводится из режима
функционирования в режим развития по собственным авторским программам и технологиям.
Понимание
сущности проектного и опережающего управления, представленное выше, легло в
основу разработки программ подготовки бакалавра по направлению 540600 –
бакалавр педагогики (профиль 540606 – управление дошкольным образованием) и
специализации «Основы управления качеством дошкольного образования» в рамках
специальности 050707 – Педагогика и методика дошкольного образования.
|