Пятница, 26.04.2024, 11:33

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Стиль руководителя

Опережающее и проектное управление ДОУ: особенности управления качеством


     Для начала рассмотрим, что относится к опережающему управлению как одному из типов стратегического управления ДОУ.

     Управление опережающее – тип управления, своевременного предваряющего возникновение факторов, мешающих достижению поставленных целей, и реагирующего на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям.

        К сожалению, педагоги и администрация ДОУ редко размышляют над этим. Влияние всех причин признаётся одинаковым, а значение полученных выводов определяется лишь логической и обоснованностью доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания уделялось выделению и ранжированию причин. Однако сама практика педагогической деятельности не подтверждает равнозначности всех воздействий.

     Все генеральные факторы, действующие на эффективность образовательного процесса и формирование системы управления его качеством можно условно разделить на факторы эффективности обучения и воспитания (по И.П. Подласому).

     К первым, т.е. к факторам эффективности обучения, относятся следующие:

1. Фактор изучаемого материала.

   Он может охватывать все направления развития детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОУ, или наоборот, затрагивать только 1-2 направления развития ребенка и определяться парциальной программой. Кроме того, данный фактор предполагает организацию соответствующей предметно – развивающей среды в ДОУ.

2. Фактор организационно – педагогического влияния.

   Он предполагает использование организованных форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения. 

3. Фактор обучаемости ребенка.   

4. Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных результатов обучающего процесса.

    С точки зрения анализа факторов обучения, влияющих на качество образования, в некоторых случаях возможно синонимическое использование данных понятий.  В.П. Беспалько, например, считает, что качество образования может быть охарактеризовано как качество обучения, если успеваемость ребенка по основным разделам программы и учебного плана обеспечивается за счет диагностичной постановки целей обучения, овладения методикой объективного контроля качества достижения этих целей и техникой стимулирования детей, родителей и педагогов к их достижению.

    Ко вторым, т.е. к факторам эффективности воспитания, относятся такие факторы управления качеством образовательного процесса в ДОУ, как:

1.   Детско  - родительские и детско – воспитательские отношения.

2.   Соответствие организации действий намеченной цели.

3.   Соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям.

4.   Фактор воспитуемости и самовоспитания.

      Благодаря изучению соотношения генеральных и специфических факторов на практике становится возможным эффективное разрешение многих проблем воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающем  ДОУ. То же самое относится к ДОУ комбинированного и компенсирующего видов.

  Наибольшее влияние  на эффективность системы коррекционно-развивающей работы оказывают здесь следующие факторы:

 1 группафакторы, влияющие на «перенос» навыка в другие условия и его «творческое преобразование»:

h организационно-педагогическое воздействие;

h обучаемость дошкольников и сложность структуры дефекта;

h уровень взаимодействия участников педагогического процесса.

2 группа -   факторы, влияющие на «применение» знаний и их «перенос» в другие условия:

h мотивация к осуществлению деятельности;

h психологические условия коррекционно-развивающей работы;

h постановка целей через прогнозируемые результаты и соответствие организации действий поставленной цели;

h содержание учебного материала.

3 группа – факторы, влияющие на усвоение знаний и их «применения» в данных условиях:

h распределение времени на усвоение языкового материала;

h понимание родителями принципов коррекционно-развивающей работы и умение использовать их;

h самообучаемость и самовоспитуемость дошкольников с нарушениями в развитии.

    При учете данных факторов в процессе формирования системы управления качеством воспитания и обучения воспитанников необходимо учитывать критерии оценки методической работы в ДОУ. Современные исследователи считают, что это может быть:

- результативность методической работы (развитие педагога и воспитанника, повышение результативности работы педагогического коллектива),

- рациональность затрат времени на ее осуществление (больший результат при меньших затратах), или согласно Т.И. Оверчук, цена результата управления качеством образовательного процесса ДОУ,

- стимулирующая роль методической работы в развитии самообразования педагога и их творчества.

    Наконец, методическая работа ДОУ должна быть органичной частью управления ДОУ. Здесь тоже существуют свои факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего ДОУ. При их выявлении и анализе руководителям ДОУ, согласно В.И. Терещенко[1], необходимо ответить на 5 «почему»:

- «Почему и зачем ДОУ это делает?»,

- «Какие функции руководства ДОУ будут востребованы и почему?»,

- «Почему это делает тот, а не иной сотрудник ДОУ?»,

- «Почему это делается именно в данное время?»,

- «Почему это делается так, а не иначе?».

               Управление проектное – управление в условиях инновационного режима  функционирования. Проектное управление опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов.

   Управление инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива образовательного учреждения по обновлению практики образования.

   Среди генеральных причин, влияющих на процесс управления нововведениями в образовательном учреждении, отмечают

- факторы, блокирующие новаторство (недоверие администрации образовательного учреждения к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей (директора) и т.д.),

- факторы, поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации, делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными учреждениями и т.д.),

- факторы, усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения профессий и т.д.).

 

   Зная данные факторы, заведующим и старшим воспитателем ДОУ может быть организован круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На следующем педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОУ в статус экспериментальной площадки. Для выступления с докладом могут быть приглашены представители учебно-методического управления округа или отдела дошкольного воспитания окружного управления, сотрудники НИИ и др.

 В качестве плана такой лекции может быть использован следующий:

1. Этапы приобретения ДОУ статуса экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы

2. Методика развития идеи и замысла опытно – экспериментальной работы.

3. Технология проведения эксперимента на базе ДОУ и оформления результатов в виде методических разработок.

   Затем следует [2] разработка программы экспериментальной деятельности ДОУ, оформление проекта приказа «О проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ; разработка критериев оценки уровня эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного) совета.

  К концу учебного года проводится заседание педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ и утверждается проект соответствующего приказа («О результатах экспертизы образовательных программ»). Таким образом, ДОУ переводится из режима функционирования в режим развития по собственным авторским программам и технологиям. Управление становится проектным.

 

   Управление проектное – управление в условиях инновационного режима  функционирования. Проектное управление опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов.

   Управление инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива образовательного учреждения по обновлению практики образования.

   Среди генеральных причин, влияющих на процесс управления нововведениями в образовательном учреждении, отмечают

- факторы, блокирующие новаторство (недоверие администрации образовательного учреждения к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей (директора) и т.д.),

- факторы, поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации, делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными учреждениями и т.д.),

- факторы, усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения профессий и т.д.).

 

   Зная данные факторы, заведующим и старшим воспитателем ДОУ может быть организован круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На следующем педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОУ в статус экспериментальной площадки. Для выступления с докладом могут быть приглашены представители учебно-методического управления округа или отдела дошкольного воспитания окружного управления, сотрудники НИИ и др.

 В качестве плана такой лекции может быть использован следующий:

1. Этапы приобретения ДОУ статуса экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы

2. Методика развития идеи и замысла опытно – экспериментальной работы.

3. Технология проведения эксперимента на базе ДОУ и оформления результатов в виде методических разработок.

   Затем следует [3] разработка программы экспериментальной деятельности ДОУ, оформление проекта приказа «О проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ; разработка критериев оценки уровня эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного) совета.

     К концу учебного года проводится заседание педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ и утверждается проект соответствующего приказа («О результатах экспертизы образовательных программ»). Таким образом, ДОУ переводится из режима функционирования в режим развития по собственным авторским программам и технологиям.

  Понимание сущности проектного и опережающего управления, представленное выше, легло в основу разработки программ подготовки бакалавра по направлению 540600 – бакалавр педагогики (профиль 540606 – управление дошкольным образованием) и специализации «Основы управления качеством дошкольного образования» в рамках специальности 050707 – Педагогика и методика дошкольного образования.

  

 



[1] Терещенко В.И., Глушков В.М., Дебров Г.Н. Беседы об управлении. – М., 1974.

[2]     Приведен алгоритм З.А. Андросовой. 

[3]     Приведен алгоритм З.А. Андросовой.  

Категория: Стиль руководителя | Добавил: 461119 (09.05.2013)
Просмотров: 4848 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: