Особенности формирования информационного образовательного пространства
в современной ДОО
Магистрантка ИППО МГПУ, С.А.Кормачева
Использование средств информационно компьютерных технологий в системе образования предоставляет нам возможность сделать его более открытым и доступным для современного общества. Одним из средств взаимодействия дошкольной образовательной организации с общественностью является сайт образовательной организации. Сегодня сайт образовательного учреждения – это не только визитная карточка учреждения, но, в первую очередь, информационный образовательный ресурс, как некое виртуальное образовательное пространство, транслирующее всю необходимую информацию о образовательной организации, как обязательную и неотъемлемую часть для доступа общественности, позволяющий повысить конкурентную способность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Создание информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации это неотъемлемая часть работы современной дошкольной образовательной организации. Интернет пространство позволяет нам сегодня объединить все усилия педагогов, родителей, медицинских работников, психологов в воспитании и обучении современного подрастающего поколения.
Успешность работы дошкольной образовательной организации в основном зависит от факторов, в числе которых является доступность и достоверность информации в сети информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации для воспитателей и педагогов, родителей и иных желающих посетителей. Соответственно, каждый педагог дошкольной образовательной организации, должен прилагать свои усилия для развития виртуального образовательного пространства с помощью электронного ресурса вести свой блог для активного общения с родителями и коллегами для профессионального и карьерного роста.
Главной целью создания информационного образовательного пространства является работа научить воспитателей и специалистов дошкольной образовательной организации пользоваться прежде всего электронной почтой (помочь каждому создать свой почтовый ящик), каждому воспитателю и специалисту создать свой блог на сайте дошкольной образовательной организации для общения с родительской и педагогической общественностью и в итоге научиться создать собственную страничку на сайте учреждения.
Информационно-образовательная среда (далее по тексту – ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.
Для создания информационной образовательной среды дошкольной образовательной организации, как условия реализации организованного образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного пространства дошкольного образования) необходимо:
- реализовать интегрирующую функцию, т.е. создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса,
- объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной дошкольной образовательной организацией, создание единой системы информационного обеспечения;
- дифференцирующую функцию, т.е. создание таких условий, которые позволят:
1.Каждому педагогу - построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства;
2.Воспитаннику – иметь возможность для развития и самореализации творческого потенциала;
3.Администратору – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.
4.Оснастить учреждение современным компьютерным, мультимедийным оборудованием.
Описание модели информационно образовательного пространства дошкольной образовательной организации представляет следующие блоки:
1. Нормативно-правовой блок
- Положение об официальном сайте ДОО
- Положение о локальной компьютерной сети
- Положение об использовании компьютеров и мультимедийного оборудования в образовательном процессе;
- Регламент работы с локальной сетью и сетью Интернет в дошкольной образовательной организации.
2. Организационно-содержательный блок
Создаваемая в дошкольной образовательной организации информационного образовательного пространства строится в соответствии со следующей иерархией:
- Информационно-образовательные ресурсы
- Компьютерные средства обучения
- Современные средства коммуникации
- Педагогические технологии
- Оснащенность компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием.
Информационное образовательная пространство дошкольной образовательной организации:
- Предметная информационно-образовательная среда
- Информационно-образовательная среда учебно-методического комплекса
- Основные элементы информационно-образовательной среды
3. Кадровый блок
- Старший воспитатель;
- Системный администратор;
- воспитатели групп;
- музыкальный руководитель.
- Педагог – психолог.
- Педагог дополнительного образования
- Инструктор по физической культуре
4. Информационный блок
Официальный сайт ДОО - http://ds1341.mskobr.ru/
Информационно - образовательное пространство дошкольной образовательной организации обеспечит:
1. Информационно-методическую поддержку образовательного процесса
через сеть Интернет;
2. Планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с
использованием цифровых образовательных ресурсов, локальной сети образовательной организации;
3. Мониторинг хода и результатов образовательно- воспитательного процесса;
4. Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников;
5. Создание, поиск, сбор, обработка, хранение и представление информации;
6. Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (сайт, электронная почта, локальная сеть);
7. Дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Направления развития модели информационного образовательного пространства в 2014 – 2015 учебном году
Стратегия развития образования определяет перечень задач системы дошкольного образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. Эти задачи полностью согласуются с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации организации образовательного процесса дошкольной образовательной организации, определяющими переход к работе на достижение нового образовательного результата на основе деятельностного подхода.
1 направление - развитие единой локальной информационной сети в дошкольной образовательной организации с выходом в интернет.
2 направление – организация образовательного процесса с использованием современных средств обучения (компьютера, интерактивной доски, компьютерных речевых тренажеров).
3 направление – освоение комплекса технологий примерной образовательной
программы «От рождения до школы». (Проектный метод освоения программного содержания образовательных областей).
Процесс информатизации дошкольных образовательных организаций на сегодняшний момент стоит остро и в нашем государстве. Лишь малая часть детских садов может сказать, что у них есть программное обеспечение и специалисты для полноценной работы образовательного процесса и управления подразделениями дошкольной образовательной организации. Единое информационное пространство дошкольной образовательной организации – это широкие коммуникации, эффективное управленческие решения инновационный поиск управления. Задачи совершенного управления в области информационно-коммуникативных технологий:
- обеспечения документацией процесса управления
- информационная среда баз данных
- система мониторинга управления
- процесс инспектирования качества управления
- система управления на основе информационно-коммуникативных технологий
- повышение уровня информации
- повышение квалификации в области информационно-коммуникативных технологий
Руководитель постоянно должен повышать свою квалификацию, усвоить программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения информационно-коммуникативными технологиями:
- обучающие программы
- контролирующие программы (задания, анкеты, тесты и т.д.)
- информационно-поисковые программы
- информационно-учебные программы (администрат. Web-сайт, тесты- TCQ; CAT; CMИЛ; ММPI)
- моделирующие программы (деловые игры, эксперименты и т.д.)
- инструментальные средства (электронная почта, вебинары, электронные конференции, интернет, телекоммуникации)
- микромир (графические и текстовые редакторы, таблицы, графики и т.д.)
Информатизация дошкольного образовательного учреждения является приоритетной задачей для руководителя. Руководитель, который повышает свой уровень в области информационно-коммуникативных технологиях, следует в направлениях:
- развитие информационного пространства на основе WEB технологий;
- расширение и внедрение методов обучения и средств телекоммуникаций;
- создание доступа к базе данных для всех участников образовательного процесса;
Для руководителя основными информационно-коммуникативными технологиями должны быть:
- помощь в создании документов;
- передача документа в электронном виде, через интернет;
- регистрация документа;
- контроль над исполнением документа;
- перевод этого документа на другой язык;
- защита документа;
Сейчас широко используется электронная печать и электронная подпись руководителя дошкольной образовательной организации. Для заключения контрактов и оформления документов дошкольной образовательной организации и различными фирмами обслуживающими дошкольную образовательную организацию. Так же внедрен электронный портал для всех дошкольных образовательных организаций по закупки нового оборудования и текущего ремонта. Руководитель может не куда не ездит, а на рабочем месте проделать ряд операций с этими фирмами, от просмотра продукции до оформления документов. Удобство по таким рода манипуляциям на лицо. Использование различных современных технических средств наряду с компьютером, приводит к концепции информатизации дошкольного образовательного учреждения:
- разработка и внедрение эффективных средств управления;
- оценка качества управления с помощью программных средств обеспечения. |