В
процессе развития системы образования в России, важнейшей проблемой управления
образованием являлся подбор и расстановка руководящих кадров, а также выявление
наиболее соответствующих лиц к занятию должностей. Система высшей и средней
школы опробовала различные способы и методы подбора руководителей, в российских
гимназиях наряду с директором имелась должность инспектора, игравшего особую
роль в руководстве средними учебными заведениями, первоначально их назначали из
иностранцев. М.В. Ломоносов настоятельно требовал привлекать природных россиян
к делу просвещения.
Управленческая функция инспектора выступала в
двух принципиально разных моделях: смотрителя и надзирателя, что было
обусловлено, во-первых, принципиально разными способами либо избрания, либо
назначения, а во-вторых, средой, из которой рекрутировались кандидаты на эту
должность. В зависимости от этого комплекса управленческих факторов складывался
функционал этого должностного лица в образовательном учреждении, если
инспектора избирали из числа членов научно-педагогического сообщества, то
имелись ряд позитивных факторов для формирования его деятельности в парадигме
самоуправления. Тогда как при назначении
его по решению администрации из чиновничьей среды, возникали условия для
трансформации этой должности в сугубо бюрократически-контролирующую.
Применительно к контролю качества управления образованием рассмотрим эволюцию
двух факторов функционирования администратора в учебном заведении – эндогенный
(внутреннего происхождения), когда инспектор
– наблюдатель, и экзогенный («внешнего происхождения»), когда – он становится
чиновником-надзирателем за учебно-воспитательным процессом.
Главному
инспектору Академической гимназии полагалось проживать при учебном заведении,
дабы «беспрестанно их в глазах своих имел, и являющиеся недостатки и
неисправности тотчас поправить мог, и притом бы и всю учрежденную для них
экономию содержал во всегдашнем добром порядке». В должности инспектора над
гимназией должен быть определен «человек единственно в том упражняющийся, и
никаким другим делом необязанный». В уставе народным училищам 1786 г. имелось
несколько аморфное описание: «Директор должен быть любителем наук и знающий
цену воспитания», тогда как для инспектора принадлежности к научному сообществу
вовсе не требовалось, ему следовало лишь иметь опыт воспитателя.
На
протяжении ХIХ в. в России были реализованы разнонаправленные курсы политики в
области просвещения, систему реконструировали: дважды проводились реформы
1800-е, 1860-е годы, и дважды – контрреформы образования 1830-е и 1880 -е годы,
при этом соответственно, провозглашались либо автономная, либо авторитарная
модели управления системой народного просвещения. Автономия связана с активным
участием педагогического сообщества в самоуправлении учебными заведениями и в
учебно-воспитательном процессе, тогда как авторитаризм выражался в
бюрократизации целей, ценностей, содержания, форм, методов и средств обучения и
превращении высшей и средней школы в подвластные структуры министерству и
попечителю учебного округа.
Разработанный
В.Н. Каразиным и академиком Н. Фуссом самый либеральный в истории российского
образования университетский устав 1804 г. – провозгласил автономию –
самоуправление профессорско-преподавательского сообщества. Впервые в истории
российского образования устав 1804 г. провозглашал республиканское устройство
университета, основанное на демократических принципах самоуправления,
выборности, отчетности и сменяемости руководства университета: ректора,
деканов, профессоров. При этом происходила децентрализация системы образования,
страна разделялась на учебные округа, центром управления в которых становились
отнюдь не бюрократические органы, ибо контроль за системой народного
просвещения данного учебного округа поручался университетам. Совет и правление
проводили собственную кадровую политику, выдвигали директоров, инспекторов и
формировали педагогический состав всех учебных заведений данного округа. В
«Уставе учебных заведений, подведомых Университетам» (1804 г.) говорится, что
директор гимназии избирался университетом того округа, к которому оная
принадлежит, и, по представлению попечителя и утверждался министром народного
просвещения».
Предполагалось, что директор должен быть «сведущим в науках»,т.е. иметь ученую
степень, его кандидатуру выдвигает университетское сообщество, и важно, чтобы
директор «мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников», т.е.
имел педагогический опыт.
В автономной модели должность инспектора формировалась в рамках эндогенной
модели «наблюдатель», что соответствовало вполне партнерским отношениям
различных звеньев системы народного просвещения: высшей и средней школы.
Фактор
самоуправления оказывал решающее влияние на контроль качества образования, что
непосредственно зависело от атмосферы научно-образовательного содружества
высших и средних учебных заведений, что было обусловлено адекватными условиями
автономии в учебном округе. Весьма существенной характеристикой автономной
модели образования становится партнерский стиль взаимоотношений преподавателей
и администрации, вытекающий из принципа самоуправления
профессорско-преподавательского сообщества. Проблема заключалась в том, как и
кем установлены пределы самостоятельности и независимости
профессорско-преподавательского сообщества в научно-образовательном процессе.
Краткая
пора либеральных реформ начала ХIХ в. не смогла в полной мере обеспечить
процесс становления и развития системы образования, автономия в полной мере так
и не успела реализоваться, ибо в стране отсутствовала социокультурная
потребность в образовании. Прежде чем вновь созданная система образования
окрепла, а проведенные реформы народного просвещения начали приносить свои
плоды, началась контрреформа (1825 — 1855 гг.), охарактеризовавшаяся
бюрократизацией и централизацией управления. Министерство просвещения
способствовало созданию и внедрению принципа сословности образования, по словам
министра А.С. Шишкова: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу
оного количество людей приносило бы более вреда, нежели пользы».
Началась, по словам В.О. Ключевского «самая бюрократическая эпоха нашей
истории»: бюрократизм, этатизм и казенная шаблонность управления системой
образования послужили аксиологической основой контрреформы.
По
Уставу гимназий (1828 г.) инспектор гимназии становился помощником директора по
воспитательной и учебной части, и «назначается Университетом и утверждается
Попечителем», из числа старших учителей гимназии, «отличившихся усердием,
исправностью и успехами в преподавании». Директора гимназии преимущественно
избирали из имеющих ученую степень инспекторов в гимназиях, директор
утверждался министром народного просвещения.
По уставу 1835 г. университеты оказались подвластны попечителям учебных
округов, выборные начала сведены к ритуальным, элементы демократизма прежнего
устройства вытеснены и заменены бюрократическими, адекватными правительственной
политике управления. Согласно «Положению об учебных округах» (1835) власти
стали изолировать университеты от избрания руководства средних школ. Власть не
доверяла профессорско-преподавательскому сообществу университетов, поэтому
процесс формирования резерва руководящих кадров оказался в руках попечителя,
назначения кандидатов на должности директоров и инспекторов он производил из
чиновников статских или военных, не имевших педагогического опыта, что означало
переход к управленческой модели экзогенных «надзирателей». В условиях
авторитаризма ректор утратил роль первого лица в университете, он подчинялся
попечителю – полновластному главе правления университета и главой всего
учебного округа. На должность инспектора назначались из старших учителей,
имевших положительные характеристики руководства. Служба в гимназии
окончательно превращалась в чиновничью, при выслуживании чинов 8-го, 7-го и
6-го класса по Табели о рангах, благонадежные учителя могли стать кандидатами
на должности инспектора и директора.
В период контрреформ 1825 — 1855 гг. университеты утратили право избрания
директоров и инспекторов; бюрократия в лице попечителя учебного округа и
министра народного просвещения, захватила функцию подбора и назначения
руководства средними учебными заведениями. Из формировавшегося попечителями
учебного округа, директорского и инспекторского корпуса гимназий учителя были
вытеснены чиновниками, карьеристов, стремящихся к получению очередного чина.
Усилился
мелочный контроль за содержанием образования, всем преподавателям вменили в
обязанность представлять деканам на утверждение программы своих курсов с
указанием использованных сочинений. Драматические взаимоотношения
бюрократической охранительной политики в просвещении с научным сообществом –
яркое свидетельство начавшегося хронического противостояния бюрократизированной
системы образования и зарождавшегося автономного научно-образовательного
общества.
В
Эпоху Великих реформ автономию возвратили, Устав 1863 г. вернул университетам
самоуправление и «республиканское» устройство, построенное на выборности,
отчетности и сменяемости руководящих органов университета. Принцип свободы
преподавания и учения получил наиболее четкое воплощение в концепции высшего
образования Н.И. Пирогова, признававшего важнейшей целью университета –
развитие науки.
Согласно Уставу гимназий и прогимназий (1864 г.) инспектора гимназии и
прогимназии вновь становились «наблюдателями» избирались попечителем учебного
преимущественно из лиц с высшим образованием и имевших опыт службы «по учебной
части ведомства министерства народного просвещения». Руководство гимназии
вновь, как в начале столетия, формировалось из научного сообщества
университетов, директор из ординарных профессоров, а инспектор из —
экстраординарных. Считалось, что наилучших результатов удастся достигнуть,
когда дело воспитания и дело обучения будут сосредоточены в одних руках, и
директор и инспектор будут соединять и «тот нравственный авторитет, которым
обыкновенно пользуются учителя в глазах учеников, и когда, с другой стороны, к
нравственному авторитету учителей будет присоединена та доля авторитета власти,
которая принадлежит лицам учебно-воспитательной инспекции».
Однако попечитель имел право назначить инспектора и не из числа штатных
преподавателей гимназии.
Устав
гимназий (1871 г.) призывал внести большее «единство в учительскую коллегию, с
одной стороны, путем некоторого расширения власти директора, а с другой — путем
привлечения директора и инспектора к преподавательской деятельности».
Предполагалось, что директоры и инспекторы должны были иметь опыт
преподавательской работы, однако, на деле вновь началось наступление бюрократии
на права образовательного сообщества, указывалась возможность назначения инспектора
«и не из числа штатных преподавателей». В конечном счете, ведомстве попечителем
учебного округа, находился вопрос о назначении и директора, и инспектора, в том
числе из не имеющих никакого педагогического опыта. В директорском и
инспекторском корпусе средних учебных заведений преобладали преподаватели
древних языков, что соответствовало навязываемой министерством концепции
«классицизма», при которой на родную словесность и историю в гимназиях
уделялось минимум учебного времени.
Автономия
оказалась неполной, университетам не вернули роль научно-образовательных
центров, которую они играли в начале столетия. Попечители учебных округов
сохранили полный контроль за процессом отбора и назначения руководящих кадров
учреждений среднего образования, а министр народного просвещения – за
утверждением назначенных кандидатур.
Однако
неинкорпорированность интеллекта в бюрократизированном обществе приводит к
невостребованности самой интеллигенции и продуктов ее труда. Энергичное
движение реформ в России в 1870-х годах замедляется, вновь воцаряется застой.
Отменив автономию, Устав 1884 г., поставил университеты в полную зависимость от
министерства и попечителей учебных округов, заметно усиливался контроль за
подбором и подготовкой профессорского корпуса университетов. Впервые в
российской истории ректор не избирался советом, а назначался министром.
Компетенция Совета и факультетских собраний в значительной степени ограничена,
университетский суд был уничтожен, и его функции переданы в ведение
инспектора, ректора и правления. Эта контрреформа 1880-х вызвала резкое
понижение теоретического уровня преподавания и привела к стагнации
университетов. Кризис университетского образования в XIX века в очередной раз
свидетельствовал о полной несостоятельности попыток руководить наукой и
образованием бюрократическим методом, подчинять преподавание в высшей школе
политическим целям.
Согласно
официальным данным, к началу ХХ века подавляющее большинство директоров и
инспекторов гимназий и прогимназий были выходцы из педагогического сообщества,
что означало преодоление искусственно созданного бюрократией разделения и
противостояния руководства и учителей. В статье 33 Положения о гимназиях
Министерства народного просвещения «Инспектор
полагается в мужской гимназии, при коей имеется пансион; он избирается из лиц,
окончивших высшее учебное заведение и имеющих притом звание учителя гимназии;
утверждается в должности попечителем учебного округа. Инспектор состоит
преподавателем гимназии и дает не более 6 уроков в неделю»
В
России одно высшее учебное заведение приходилось на 3,4 млн. человек, а 1
университет на 17 млн. человек населения. В Германии, 1 вуз приходился на 1
млн. человек, а 1 университет – на 2,8 млн. человек населения. Таким образом, в
развитии высшего образования Россия отставала от Германии в 3,4 раза, а университетского
– в 6 раз. Автономию возвратили в августе 1905 г., университеты стали
экстерриториальными, в процессе реформирования всей системы образования
становится очевидным, что демократизация образования лишь начинается с
принципа бессословности, и реализуется в кардинальном изменении внутренней
жизни высшей и средней школы путем персонализации учебного процесса, как при
предметной системе, введенной в 1906 г. Однако министр Л. А. Кассо грубо
нарушил автономию, и в знак протеста из Московского университета 130
профессоров подали в отставку в 1911 г. Вновь введенный авторитарный режим
существенно затронул жизнь и других университетов, автономия высшей школы
фактически перестала существовать. Автономия и свобода преподавания и учения –
главенствующий принцип в эволюции системы образования.
В
истории отечественного образования неоднократно реализованы амбитендентные
варианты реконструкций – реформы: в 1800-е, 1860-е, в 1910-е и контрреформы:
1830-е, 1880-е. Сложился колебательный ритм преобразований: автономная модель
системы образования регулярно сменялась авторитарной, и при столь монотонной
цикличности весьма сомнительной представляется возможность прогресса системы
образования. Проблема взаимоотношения общества, государства и школы решалась
с позиции «кто для кого?», что существенно схематизировало разнообразие форм
взаимоотношений и сводило их решение к управленческому подходу.
Реформы
направлены на создание независимой саморазвивающейся, децентрализованной и автономной
системы образования, тогда как контрреформы способствовали его трансформации в
авторитарную, формальную, централизованную, подчиненную жесткому
бюрократическому диктату. Противоборство абмивалентных тенденций, –
авторитарной и автономной, – составляет специфику механизма развития и
становления системы отечественного образования. Монопольное государственное
происхождение обусловило эволюцию высшей и средней школы, отличавшуюся жесткой
бюрократической детерминированностью. Процесс перехода от централизованной,
бюрократической, авторитарной модели к децентрализованной, либеральной,
автономной, а от нее – возврат к прежней модели, составляет маятниковую
траекторию колебательного движения системы отечественного образования XIX – XX
веков. Признание за образованием собственной аксиологии достигалось с
невероятным трудом, как в правительственной сфере, так и в медленно
эволюционирующем социуме.
Проблема
самоуправления профессорско-преподавательского корпуса, – автономии высшей
школы, – приобрела сакраментальный характер, ибо ее решение определяло не
только самостоятельность существования всей системы высшего образования, но и
степень социального и политического доверия, ей оказываемого. При этом
отчетливо выявляется тривиальная корреляция: в период господства бюрократии
высшей школе навязывался авторитарный режим и неизбежно наступала фаза
стагнации, тогда как в эпоху либеральных преобразований манифестировали
автономистские тенденции эгалитарности, что стимулировало энергичный рост
системы образования. Монотонное чередование авторитарной и автономной моделей
высшей школой обусловлено, прежде всего, несамостоятельным характером ее
эволюции, нисходящим типом преобразований, всецелой зависимостью развития
системы от постоянно сменяющихся курсов политики в области образования. При
этом контрреформы носили откровенный антиобразовательный и характер и имели
явную декларируемую цель элитарного, замкнутого, сословного обучения, т.н.
«непросвещающего просвещения».
Отметим
некую корреляцию: личностно-отчужденная, бюрократически-ориентированная система
образования неадекватна потребностям социально-экономического развития, т. е.
подготовка учащихся не совпадают с задачами развития социума. Образование
обладает объективной социокультурной особенностью эволюции, причем авторитарные
попытки подчинить систему диктату бюрократии приводили к девальвации ее
аксиологии, сущности и утилитаризации их функций. Регулярно проводившаяся смена
моделей управления и самоуправления системы образования в соответствии с экзогенными
целями, приводило к трансформации всего дидактического комплекса: целей,
ценностей, содержания, форм и методов обучения. Методологическая
несостоятельность подобных действий объясняется некомпетентностью их
инициаторов, дистанцированных от научно-образовательных проблем, что постоянно
выражалось в игнорировании специфики социокультурного феномена образования.
Этатистская аксиология при личностной-отчужденной модели преследовала цель
формирование служащих, через нивелирование личности в процессе обучения, с
последующим включением выпускников в функционирование государственного
аппарата. При этом реформы, вводившие автономию, отличались от контрреформ,
утверждавших авторитаризм, лишь степенью дозированной инициативы, тогда как все
права оставались у монопольного организатора их проведения.
В
1918 г. была проведена реформа высшей школы, заменившая идею «народного
просвещения» идеей «социального воспитания», однако, из тезисов реформы,
разработанные М.Н. Покровским, В.И. Ленин решительно отверг автономию высшей
школы. В ХХ веке школа развивалась исключительно в рамках государственности в
борьбе с тенденциями автономии. К 1930-м гг. авторитарный режим возобладал во
всей системе образования, устанавливалось единоначалие. Государственный заказ
на производство специалистов приводил к усреднению и нивелированию личности в
образовании, что становилось важнейшим принципом новой школы.
Высшее
образование было девальвировано, низведено до уровня элементарной
профессиональной подготовки. Личностно-ценностный подход в высшей школе был
утрачен в связи с утилизацией политических целей, поставленных перед вузами
государством. Контрреформа осуществлялась по сути как монополия
государственного заказа и нивелирование потребностей личности, как профессоров,
так и студентов.
Навязанным целям точно соответствовала
организационная структура, авторитарной модели школы: партийно-бюрократическое
единоначалие более чем на полвека исключило всякие автономистские и
демократические тенденции. Общество было полностью устранено от контроля за
образованием, что и отразилось на структуре специальностей: гипертрофированная
высшая техническая школа занималась штамповкой дипломов инженеров, тогда как
университетское и гуманитарное высшее образование было представлено в урезанном
виде. Самая длительная контрреформа отечественного образования продолжалась
около столетия, вопрос об автономии, самостоятельности и независимости вузов
не рассматривался.
Игнорируя
проблему автономии в конце ХХ в. гг. вновь поставлены вопросы демократизации,
децентрализации и гуманизации образования, что было вызвано кардинальным
изменением политического курса нового руководства. Переход к рыночным
отношениям конкуренции и свободы выбора, не мог не затронуть сферы
образования. В современных условиях построение на основе лучших традиций
отечественной педагогической мысли новой модели образования экономически
детерминировано и социально востребовано. Модернизация системы образования
начала ХХI не возможна без научно-организованного процесса последовательной
реализации концепции автономии школы, что связано с возросшей потребностью в
формировании творческой самостоятельной личности профессионала. Реализация
подлинной автономии образования, основанной на личностно-ценностном подходе,
становится одним из решающих условий преодоления экономического и
социокультурного кризиса.
Полное Собрание Законов. Собр. I. Т. 22. № 16421
Князев Е.А. Генезис высшего
образования России XVIII- начало ХХ вв. М., 2001.
Полное Собрание
Законов. Собр. I.
Т. 28. № 21501
Николаев А. Б.
О формировании состава директоров средних школ в дореволюционной России (1725 —
1917 гг.) // Вестник Герценовского университета. 2011, №3. С. 66-80.
Князев Е.А. Русское образование: персоналия (IX–ХХ
вв.). Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012
Полное Собрание
Законов. Собр. II.
Т. 3. № 2502
Николаев А. Б. О формировании состава директоров
средних школ в дореволюционной России (1725 — 1917 гг.) // Вестник
Герценовского университета. 2011, №3. С. 66-80.
Князев Е.А. Генезис высшего образования России
XVIII- начало ХХ вв. М., 2001.
Князев Е.А. Русское образование: персоналия (IX–ХХ
вв.). Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012
Николаев А. Б. О формировании состава директоров
средних школ в дореволюционной России (1725 — 1917 гг.) // Вестник
Герценовского университета. 2011, №3. С. 66-80.
Полное Собрание
Законов. Собр. II.
Т.46. Отд. 2. № 49860.
Программа реформ Столыпина документы и материалы. М.: «Российская политическая
энциклопедия», 2002.
|