Дискуссионный клуб прошел в интерактивной группе журнала "Современный детский сад" 10 ноября (по адресу https://www.facebook.com/events/788947241128766/).
Дискуссионный клуб по проблемам детской игры прошел в ноябре 2014 года в интерактивной группе журнала "Современный детский сад" на Facebook (ссылку можно посмотреть по адресу: http://goo.gl/xGvqV1). Позвольте познакомить вас с самими интересными моментами этой дискуссии.
Редактор: Здравствуйте, друзья и коллеги! Сегодня мы можем обсудить вопросы психолого-педагогического сопровождения детской игры в условиях семьи и ДОО.
Итак, вопрос 1: Игра в детском саду: чего вы ждете от тематического номера журнала на данную тему? что требуется вспомнить и обобщить? что нового хотели бы узнать?
Елена Соловьева (педагог-психолог, Психологический центр поддержки семьи "Контакт" г.Москвы): Хотелось бы увидеть результаты современных исследований, описывающих наблюдения за игрой детей. Жду - очень - современности разговора о том, что происходит сейчас, без "ретро"...
Елена Бородина (преподаватель УрГПУ, г.Екатеринбург): Во что играют современные дети? Во-первых, в то, во что им позволили играть современные взрослые: ни больше, ни меньше. Во-вторых, в то, во что с ними вместе играют взрослые. Это результат наблюдений мамы 4-собственных детей и одной внучки.
Редактор: Кстати, одна из мам очень интересно описывает игровую культуру современных детей на примере игр своей дочери и ее сверстников, посмотрите здесь: http://vogazeta.ru/ivo/info/14418.html.
«Злая Золушка»
– Ты что, не знаешь!? Золушка по вторникам – всегда злая!
...Моя пятилетняя Полинка играет с пятилетней же Аринкой в соседней комнате.... Несколько озадаченная таким заявлением, начинаю прислушиваться.
Слышу не все, но вот что:
– А какой у нас сегодня день недели? – интересуется Арина.
– Среда.
– Она еще раз пришла... – комментирует Арина действия своей куклы. – ...Золушка! Ой, вернее, Эльза! Я хочу тебя попросить... (Дальше неразборчиво, интонации ласково-театральные.)
– Извини, но я не могу этого сделать!!! – Это Полинка, категорично-возвышенно. И поясняет: – По средам она тоже такая!..
Вечером получаю от Полинки пояснения:
– Мы играли в то, что Золушка превратилась в Эльзу. Помнишь, в мультике «Холодное сердце» была?
...Вспоминаю, как Саша (старшая сестра Полинки, студентка) на днях мне рассказывала про «Холодное сердце»:
– ...Ну ты знаешь, старые сказки же уже не годятся... И так интересней! Вот в «Холодном сердце» нет того, кто точно злой и кто добрый. Не все так просто...
«Ребенок чувствителен к сфере неоднозначных человеческих отношений», – ставлю я диагноз словами К.Н. Поливановой сразу обеим своим девицам и одной соседской.
Как вы относитесь к этой зарисовке детской игры?
Алексей Лазарев (член интерактивной группы, г.Самара): По-моему, кризис в головушках у родителей, которые не занимаются своими детьми...
Редактор: Я тоже думаю, что эти игры - не отражение тенденций к толерантности и пониманию противоречий мира... Описанное - отражение противоречивых отношений детей и родителей, амбивалетности последних... В игре дошкольники смиряются с тем, что им не могут дать элементарного человеческого тепла и внимания и часто подменяют эмоциональные отношения - деловыми.... Потом дети по жизни так и будут играть в дружбу, любовь и остальные чувства - как придуманные на основе мультсериалов, а не наблюдаемые в реальности и примеренные в рамках игровой роли - принятые или отвергнутые как не подходящие - к сожалению... Виртуальные отношения и чувства. Поэтому проще постигать их - через мультсериалы и компьютерные игры...
Владислав Шинкаренко (вице-президент Международной академии информатизации, г.Москва): А про полицейских и банды, да ещё про всяких монстров, которые переполнили Сеть, тоже нельзя забывать. Вот только как их вытеснить? Там же работают большие деньги...
Редактор: Там работают алгоритмы и сценарии, но нет живых и постоянно меняющихся ситуаций общения с миром взрослых и миром сверстников... В итоге у детей нарушается элементарная психологическая готовность к игровой деятельности - об этом хорошо рассказывает в своих исследованиях О.В.Гурова. Она говорит о том, что уже с 3-4 лет в общении со сверстниками дети сначала попеременно действуют «рядом» или пытаются эпизодически взаимодействовать друг с другом, подражают действиям другого. Затем, в зависимости от того, насколько сверстник выше ребенка по уровню развития предметной и игровой деятельности, ребенок начинает произвольно ему подыгрывать. Если сверстник не берет на себя лидирующую роль, то ребенок действует на предыдущем уровне игровой деятельности. Это подчеркивает роль разновозрастных коллективов в становлении детской игровой субкультуры. И никакие компьютеры и большие деньги в дошкольном возрасте этого влияния заменить не могут.
Анастасия Николаева (учитель-логопед, г.Москва): Ну, не все так гладко... Дети, действительно, разные. Например, у детей с «дефицитом игрового развития», как выражается А.Е.Соболева, отмечается большая, чем у детей без такого дефицита, агрессия, неуверенность в себе и тревожность, эмоциональная неудовлетворенность и усталость. И тут нужна поддержка игровой активности детей со стороны психологов или педагогов.
Ольга Савинская (доцент, Высшая школа экономики, г.Москва): С педагогами иногда очень скучно именно в силу традиционности понимания "длинного" социального расстояния между ребенком и воспитателем. Как воспитать уважение к воспитателю/педагогу и при этом чувство равенства между ребенком/детьми и воспитателем как участниками игрового процесса?
Далее в дискуссии были затронуты проблемы перекреста теоретических и практикоориентированных исследований в данной области, упомянуты наиболее интересные, по мнению участников, работы.
Елена Бородина: Еще есть исследования в этой области у В.С. Собкина, например, в книге "Социология дошкольного детства" (М., 2013).
Редактор: Этой теме посвящены современные диссертационные исследования А.Б. Тепловой ("Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка") и А.В.Черной ("Развитие личности в контексте традиций игровой культуры"), в виде проблемных статей представлены результаты наблюдений Е.О. Смирновой и О.В.Гударевой ("Состояние игровой деятельности современных дошкольников" //Психологическая наука и образование. - 2005, №2)...
Затем участники снова вернулись к обсуждению проблемы психолого-педагогической поддержки детской игры...
Ольга Савинская: Важно, чтобы вопросы психолого-педагогической поддержки детской игры включались в образовательные программы детских садов... И важно, что Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” позволяет это сделать.
Редактор: Да, меня тоже сильно беспокоит то, что формально игра провозглашается ведущей деятельностью и пронизывает весь образовательный процесс, но она в этом отношении больше похожа на морозильную камеру, в которой он замораживается, т.к. педагоги часто используют ее как форму или метод, но не как условие развивающего взаимодействия с детьми. В итоге дети, конечно, учатся, играя или играя, учатся, но игровая деятельность от этого только страдает, становится искусственной. Теряется игровая субкультура. Они играют только для чего-то или почему-то, а не просто так, потому что нравится или интересно... Больно от этого. Ведь не умеют играть по-настоящему... Просто "играют в беготню", выплескивая напряжение после "игровых форм работы"... Игра-труд, а не игра-творчество или игра-отдых.
Исходя из этих проблем, формулирую следующий вопрос для обсуждения:
Вопрос 2: Есть ли какие-то особенности развития детской игры в свете новых ФГОС дошкольного образования?
Евгения Журавлева (доцент, Институт педагогики и психологии образования МГПУ): Очень кратко и лаконично ответ дан здесь http://vdm.ru/16.07.2014 - это комментарии Е.В.Трифоновой, преподавателя МИРО, о специфике психолого-педагогической поддержки игры сегодня. Есть и соответствующая презентация к тексту http://goo.gl/ocqRUF.
Хотелось бы отметить грамотный подход, представленный в презентации: повторение и усиление нужных акцентов на том, что игровая деятельность - основное средство и условие как обучения, так и развития, воспитания. Отдельное спасибо - за внимание к формированию игровой компетентности воспитателя, к его желанию и умению играть "по любому поводу" как требованиям профессиональной деятельности...
Редактор: Из методических пособий в этой области я бы отметила книгу С.Л.Ивановой "Организация игровой деятельности в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО" (Екатеринбург: УрГПУ, 2014). Это методическая разработка, включающая описание особенностей организации подвижных, сюжетно-ролевых, театральных и дидактических игр в разных возрастных группах. Скачать бесплатно ее можно здесь: http://goo.gl/xHejMc. Еще очень интересны методические рекомендации по организации детских игр, с которыми можно познакомиться в рамках работы Сетевой школы методиста г. Томска и скачать с их сайта (http://net-edu.ru/node/23068).
Татьяна Тимошенко (воспитатель детского сада, Москва): На самом деле я не думаю, что воспитатели не умеют играть. Они просто этого не хотят. По разным причинам: устали, администрация загружает другими делами и т.д. Конечно, проще предоставить детям свободу - и пусть носятся по группе и сами играют в монстров из мультфильмов...
Катерина Решетило (заведующая МБДОУ детским садом, Подмосковье): Может быть, и так, но на практике я часто наблюдаю воспитателей в роли этаких "Мальвин", которые очень много знают, рассуждают... учат и перевоспитывают "Буратин".
Далее участники Дискуссионного клуба обсудили варианты проведения игровых тренингов в условиях детского сада с воспитателями разных возрастных групп.
Редактор: Я только - за! Но если бы еще тот, кто проводит, умел сам играть... Посмотрите, например, эту игру, которую засняли на видео в рамках проведения Недели игры и игрушки: http://goo.gl/uF0j4X
Дети сначала 3 минуты убираются, чтобы начать играть. Это такой организационный момент перед игрой. Потом играют не в то, что задумали. Зато красиво и перед камерой. И ручки все время теребят: вдруг роли свои забудут? И хором спрашивают про сюрприз, не договариваясь... И уныло восклицают, узнав о нем: "Ура..." И парами уходят с игры, как с занятия... Была ли тут вообще детская игра? Грустно наблюдать все это. Зато отчитались о проведении Недели игры и игрушки в детском сад
Наталья Лобанова (член интерактивной группы журнала, Донецк): А мне понравилось самое начало. Как мальчишки увлечённо машины ремонтируют...
Светлана Плотникова (заместитель заведующей по ВМР в детском саду, г.Москвы): Игра - видно, что четко отработана по сценарию.
Наталья Лобанова (член интерактивной группы журнала, Донецк): Я вот, когда работала воспитателем и был открытый показ сюжетной игры, показать коллегам не смогла. Сложно это и детям - и я не справилась. Давно это было... А сейчас с кабинета прибегу на ясли, а они меня и супом, и компотом накормят. "Пообедаю" там - и, удовлетворённая, опять за бумажки.
Редактор: Вы правильно сказали - удовлетворенная. В этом все дело. Педагогу если нравится играть, именно играть, а не руководить, хочется радоваться вместе, друг другу, удивляться и удивлять партнеров по игре, то все само сладится... У меня впечатление, что играть может только тот, кто... не боится изменений в плане своей деятельности, которые вносят его воспитанники своей спонтанностью и инициативой...
Татьяна Тимошенко (воспитатель, Москва): Интересная тема для обсуждения... Нам как-то в университете Е.М. Марченко рассказывала, как она играла с ребятами в больницу. Идея потрясающая! Хотя по сути ничего замысловатого нет. Я, конечно же, повторила со своими.
За день до игры дети получили задание принести из дома кусочки ваты, бинты, различные пузырьки, упаковки от таблеток - у кого что есть. Задействованы были все. Вместо кроватей в ход пошли столы и банкетки из раздевалки.
За одну игру мы смогли не только закрепить названия некоторых профессий, но и узнать новые. Кто-то был водителем скорой помощи, кто-то медсестрой, кто-то фармацевтом, кто-то хирургом и т.д. Кроме того, это оказалось хорошей возможностью для расширения словарного запаса на медицинскую тематику (микстура, капсула, названия медицинских инструментов и пр.)
На самом деле все прошло очень интересно. Вечером родители не могли забрать своих детей домой... Спасибо Елене Михайловне за идею! Ведь на самом деле саму игру не так сложно придумать - это сама жизнь. Воспитателю нужно всего лишь проработать алгоритм действий и ситуаций, который опять-таки диктуется самим жизненным опытом: тема и всё, что с ней связано (профессии, атрибуты и т.д.)
Редактор: Почему в детских садах мало обсуждают это? почему выучивают, зазубривают роли? как с этим бороться? У воспитателей, конечно, может быть в запасе несколько сюрпризных моментов или атрибутов для игры, приемов косвенного руководства ею.. Но никак не сценарий с запланированными ролями и действиями. Как тут, например http://goo.gl/ESkOid
Сценка про полицейского из спектакля «Мы в профессии играем»
Полицейский: Здравия желаю!
Полицейский отдает честь зрителям.
Полицейский
Это я покой и сон
Ваши охраняю,
Не даю воришкам брать
Вещи из карманов,
Честных граждан обижать
Гадким…
Ведущий подает условный знак зрителям.
Зрители: Хулиганам!
Полицейский
Телефончик мой: «02»
Каждый знать обязан.
Если угрожают вам,
То звоните сразу!
Коль преступность мне сама
Не захочет сдаться,
Станет домом ей тюрьма
Эдак лет на двадцать!
На сцене появляется клетка с огромным замком и Преступником внутри (любая кукла набора с черным чулком на голове).
Преступник (противно-жалостливо):
Эй, начальник, отпустил
Что ли погулять бы…
Мамку, деток навестить…
Полицейский
Чтобы показать вам
Задержания момент
С тонкостями всеми,
Я преступный элемент
Отпущу на время!
Тюрьма исчезает. Преступник оказывается на свободе.
Преступник (вызывающе)
Украду я миллион,
Буду жить нечестно!
Для меня любой закон –
Что пустое место!
Преступник достает большой страшный нож.
Преступник (Ведущему)
Деньги или кошелёк?
Тьфу! Давай всё вместе!
Засиделся я малёк –
Десять лет как двести!
Чуть как грабить не забыл,
Выверни карманы!
Всё, что в них ты утаил,
Отнимать я стану!
Преступник размахивает ножом. Ведущий, дрожа, достает из кармана кошелек и носовой платок.
Светлана Плотникова От игры полицейского и преступника я честно шокирована..
Катерина Решетило Да, фантазия детей "зашкаливает"....
Редактор: Можете посоветовать какие-нибудь идеи из практики, которые позволят научить играть воспитателей и не мучить так детей?
Светлана Плотникова В начале, думаю, воспитателям нужно понаблюдать как и во что играют дети, а далее воспитатель присоединяется к той или иной игре. При этом воспитателю было бы не плохо тоже принимать какую-то определенную роль в той или иной игре.
Татьяна Тимошенко Лично для меня представляет сложность организовать сюжетно-ролевую игру с большим количеством детей... Мне очень сложно с количеством..
Наталья Микляева Сложность заключается в том, чтобы организовать микрогруппы играющих и определиться с их временными лидерами - потом нанизывать их действия на общий сюжет, слегка подправляя его... И все получится - обязательно. Они сами самоорганизуются...
Татьяна Тимошенко Думаю, может, попробовать давать спокойные роли "буйным" детям (например, роль больного). И наоборот, спокойному ребёнку, к примеру, роль водителя скорой помощи? Если, конечно они захотят. Хотя, думаю, это не подойдет именно для сюжетно-ролевой игры. Не будет ли скучать гиперактивный ребёнок? Как Вы считаете? Может, лучше наоборот, кто хочет носиться, пусть носится в подходящей для него роли?
Редактор Пусть носится. Твоя задача - придумать развилку сюжета, когда ему придется учиться сдерживать себя. Предположим, он носится, изображая собаку - пусть играет пограничного пса, который тренируется, чтобы охранять границу...
Катерина Решетило Планирование деятельности спасет детскую игру ..
Редактор: Не планирование, а проектирование. Игру нужно рассматривать как игровой проект воспитателя и группы детей. При таком подходе сразу станет видно, всем ли воспитателям понятны механизмы игры: как создать разные воображаемые ситуации, как обогатить роли и заставить их пересекаться и ветвиться в сюжете, как ввести и удержать правила... Они, в основном, работают на правилах и сюжете. Поэтому исчезает сама роль и ситуация, их спонтанность и синергия...
Татьяна Тимошенко: Для этого нужно связать тему игры со всеми её вариантами, высказываниями персонажей и их профессиональными словами -терминами и т.д. Вот как в игре "Больница". Здесь есть сама больница, аптека, разные профессии, много чего... А там уже - как пойдёт. При этом роли выбирают сами дети - вот она, свобода! Воспитатель только направляет.
После обсуждения проблем психолого-педагогической поддержки детской игры и игровой компетенции воспитателей участники дискуссии перешли к следующему, последнему вопросу профессионального диалога.
Вопрос 3: Игра в детском саду: какими идеями хотели бы и могли поделиться?
Галина Артамонова (член интерактивной группы журнала, Москва): Вот бы создать рубрику русских народных игр! Ведь раньше с колыбельными наших бабушек и матерей, а потом с потешками и играми впитывали мы русскую культуру. До слёз жалко, что всё теряется. Я помню, что в "Бояре, а мы к вам пришли" мы играли потом еще долго, даже в пионерском лагере. А "Ручеёк"? В него весело играть даже взрослым. Наверное, мало кто знает, что это древняя обрядовая игра. Или вот, другая чудесная игра - "Сидит Яша под мостом, под ореховым кустом"... или "Испекли мы каравай" Я уже забыла как играть в горелки ,а кто-то может быть помнит...
Елена Бородина: Хорошее предложение! Поможет в его реализации на практике книга Н.Г. Куприной "Педагогика народного творчества".
Редактор: Еще можно предложить всем вместе создать
- библиотечку интересных игр для родителей и детей (например, включив в нее "Мамину книгу" Е. Селезневой, пальчиковые игры с загадками В.А.Савельевой и игры с прищепками, подвижные игры К.Фопеля, развивающие игры О. Смоликовой, М. Кулешовой и теневой театр и др.);
- библиотечку интересных игр для воспитателя (здесь можно сделать картотеки сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр для детей дошкольного возраста (http://goo.gl/mRdr8H) и портфолио сценариев сюжетно-ролевых игр с детьми (http://goo.gl/kWpbUz)).
Отдельный вопрос, который обсуждался в рамках данной проблемы участниками клуба - в связи с направленностью ФГОС дошкольного образования на социализацию и индивидуализацию - был связан с созданием подборки игр, ориентированных на развитие и совершенствование у детей умений и навыков общения, невербальной и вербальной коммуникации. В этом, по мнению членов клуба, может помочь пособие Т.В.Пятницы, где в схемах представлены особенности социализации дошкольника через игру (http://goo.gl/19OwqY) и картотеки сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций по формированию культуры общения (например, эта http://goo.gl/E9AaIT).
Другой интересной находкой стало предложение создавать квесты - сценарии игр-путешествий.
Вера Ливенцева (старший воспитатель детского сада, Москва): Для того, чтобы жизнь наших малышей была действительно интересной и увлекательной, я как старший воспитатель предлагаю своим педагогам использовать различные формы организации детской деятельности на основе игры. Наши квесты - это познавательно-развлекательные игры- путешествия по детскому саду.
Как они организуются? Педагог предлагает ребятам карту с заданиями. Выполняя задания, малыши становятся участниками расследования, первооткрывателями тайн, искателями сокровищ или утерянных знаний. Поэтому каждый квест - это приключение со своим сюжетом и атмосферой. К игрокам попадает секретная или обрывочная информация. Используя ее, а так же логику, эрудицию, сообразительность и внимательность, игроки движутся по сюжету к разгадке тайны.
Сюжетом одного из таких квестов стал разработанный маршрут безопасности в рамках акции "Москвичи с рождения за безопасность дорожного движения". Выполняя различные задания и путешествуя по детскому саду, ребят встречал Незнайка, который совсем не знал знаков дорожного движения и правил для пешеходов. На другой остановке ребят ждала настоящая игра "Поле-чудес". Малыши отвечали на каверзные вопросы ведущего. В музыкальном зале ребята посмотрели обучающий мультфильм и поиграли в дидактическую игру "Я - пешеход". В конце квеста настоящий дядя Степа вручил грамоты всем участникам.
Редактор: Спасибо! Очень интересная идея. Мы с удовольствием опубликуем вашу статью, обобщающую опыт такой работы!
Другой идеей стала следующая: в детском саду можно оформить интерактивную картотеку детских игр и игрушек, сделав ее как игровой сайт (http://goo.gl/p1P1lz). Родители смогут заходить и видеть, во что и как играют их дети в группе - и дома играть в то же самое, дополняя и варьируя игры детского сада. Пример такого видеосценария можно посмотреть здесь (http://goo.gl/haqzYC).
Игорь Красильников (член интерактивной группы журнала, г.Москва): Рекомендация: при создании подобного сайта на движке WIX можно связать его с группами "Вконтакте" и на "Фэйсбуке", просто разместив специальную кнопку из набора приложений... Это обеспечит оперативную связь с родителями воспитанников разных возрастных групп и профессиональных ориентаций.
И последней идеей, которая обсуждалась в рамках данного дискуссионного клуба, - это идея проведения специальных акций, связанных с поддержкой детской игровой субкультуры и защитой детей от воздействия антиигрушек. В качестве примера роликов, которые можно было бы показывать родителям, вовлекая их в эту деятельность, члены клуба предложили подборку с Ютуба (http://goo.gl/vZpVQT). Конкретный сценарий такой совместной деятельности - детей, родителей и педагогов - подаренный нам участниками обсуждения, мы приведем на страницах журнала ниже...
Таким образом, участники дискуссионного клуба еще раз подтвердили заинтересованность воспитателей, специалистов и администрации детского сада в решении проблем поддержки детской игры и продемонстрировали варианты их решения на практике.
|