Мониторинг потребностей родителей в инклюзивном, интегрированном и специальном образовании для детей с ОВЗ
С 10 по 23 октября 2016 года студентами Института детства МПГУ при поддержке журнала "Современный детский сад" и Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и Московского родительского клуба проводилось веб-анкетирование "Мониторинг потребностей родителей в разных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования". Участникам родительского клуба была сделана электронная рассылка с указанием адреса веб-анкет (для родителей нормально развивающихся дошкольников и детей с ОВЗ: http://webanketa.com) - были задействованы социальные сети "Facebook", "ВКонтакте" и "Одноклассники", включена регистрация респондентов по электронным адресам.
Характеристика выборки
В веб-анкетировании приняло участие 202 человека. Из них 28% - родители нормально развивающихся детей, которые выразили свое отношение к происходящему, т.к. их дети посещают инклюзивные и интегрированные формы обучения и воспитания вместе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Остальные 72% - родители обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ. Среди них преобладают родители детей с нерезко выраженными нарушениями здоровья.
Ответы
|
%
|
Нерезко выраженные нарушения здоровья (развития)
|
71,43
|
Выраженные нарушения здоровья (развития)
|
14,29
|
Множественные нарушения здоровья (развития)
|
0
|
Инвалидность
|
14,29
|
Дети посещают разные виды групп: компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности.
Ответы
|
%
|
Группу оздоровительной направленности
|
0
|
Группу общеразвивающей направленности
|
14,29
|
Группу комбинированной направленности
|
42,86
|
Группу компенсирующей направленности
|
42,86
|
Родители также отмечают наличие выбора между разными формами интеграции и инклюзии с нормально развивающимися дошкольниками
Ответы
|
%
|
в условиях инклюзии в общеразвивающую группу
|
28,28
|
в условиях интеграции в комбинированной группе
|
18,62
|
в условиях компенсирующей группы ДОО
|
36,55
|
в условиях предоставления дополнительных коррекционно-развивающих услуг на базе психолого-медико-педагогических центров
|
16,55
|
Характеристика ответов родителей нормально развивающихся дошкольников
1. Есть ли у Вас представление о том, что такое "ограниченные возможности здоровья" у ребенка дошкольного возраста?
Большинство считает, что у них есть представление о детях с ОВЗ.
2. Как Вы относитесь к возможности его интеграции в группу нормально развивающихся детей?
Ответы
|
%
|
Положительно в целом
|
26,53
|
Отрицательно в целом
|
12,24
|
Есть "плюсы" и "минусы"
|
67,35
|
Не знаю
|
0
|
В основном, родители реально смотрят на ситуацию интеграции и могут назвать ее плюсы и минусы.
3. Среди "плюсов" интеграции что бы Вы могли отметить?
Ответы
|
%
|
Желание воспитать гуманность и сострадание в ребенке
|
68
|
Желание воспитать ребенка разносторонне развитой личностью
|
44
|
Возможность индивидуальной психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов
|
30
|
Усиленное внимание психолога к работе с данной группой
|
22
|
Высокий уровень подготовки детей к школе
|
12
|
Более богатая предметно-развивающая среда и оборудование группы
|
20
|
Использование специальных методов и приемов обучения
|
26
|
Наличие усиленного медико-педагогического контроля
|
30
|
Другое
|
8
|
Основным плюсом интеграции является социально-нравственные аспекты развития личности и воспитания ребенка с условной нормой развития, а также индивидуальная психолого-педагогическая и медицинская поддержка со стороны специалистов.
4. Среди "минусов" интеграции что бы Вы отметили в первую очередь?
Ответы
|
%
|
Страх, что мой ребенок начнет действовать по подражанию детям с нарушениями в развитии
|
14
|
Нежелание, чтобы мой ребенок был обделен вниманием воспитателей
|
30
|
Необходимость группе приспосабливаться под особые образовательные потребности детей с с ОВЗ
|
32
|
Сбои в режимных моментах из-за другого темпа деятельности детей с ОВЗ
|
46
|
Отсутствие индивидуальной поддержки ребенка с ОВЗ со стороны тьютора
|
60
|
Неподготовленность к интеграции со стороны кадров и администрации
|
66
|
Неподготовленность к интеграции со стороны создания безбарьерной среды
|
52
|
Большее количество ситуаций, связанных с нарушением требований к безопасности жизнедеятельности детей
|
30
|
Другое
|
4
|
Основными минусами интеграции, по мнению родителей, выступают организационные вопросы: неподготовленность к интеграции со стороны кадров и администрации, неподготовленность к интеграции со стороны создания безбарьерной среды, отсутствие индивидуальной поддержки ребенка с ОВЗ со стороны тьютора, сбои в режимных моментах из-за другого темпа деятельности детей с ОВЗ.
5. Как Вы относитесь к инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу? Прокомментируйте свой ответ, пожалуйста.
В основном, родители комментируют еще большую неготовность к инклюзии, чем к интеграции, со стороны администрации учреждения и педагогического персонала общеразвивающих групп. Отмечают, что детям с ОВЗ необходима индивидуальная поддержка тьютора (каждому!) и что воспитатель не в состоянии распределить внимание между детьми с ОВЗ (от 3 до 7), особенно, с инвалидностью, и переполненной группой (свыше 25 человек). Есть негативные высказывания по поводу отсутствия специальных психологических и социально-коммуникативных тренингов с группами детей и их родителей, которые помогли бы наладить отношения между участниками образовательного процесса и сгладить трения.
6. Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Инклюзия осуществляется стихийно".
Ответы
|
%
|
Поэтому ее следует запретить
|
4
|
Поэтому к ней нужно быть готовым и оказывать содействие педагогам и администрации
|
10
|
Поэтому ее нужно оптимизировать, проанализировав все плюсы и минусы
|
22
|
Поэтому нужно разработать паспорт готовности учреждения к инклюзии
|
10
|
Поэтому нужно сохранять альтернативы в виде комбинированных и компенсирующих групп
|
54
|
Большинство родителей предпочитают наличие альтернатив в выборе между инклюзивными, интегрированными формами обучения и специальными (компенсирующими) группами.
7. Изменится ли Ваше отношение к инклюзии и интеграции, если на каждого ребенка с ОВЗ в такой группе будет выделяться тьютор?
Ответы
|
%
|
Да, в сторону принятия
|
40
|
Вполне возможно, в сторону принятия
|
36
|
Не знаю
|
10
|
Нет, этим проблемы не решить, но вынуждены будем смириться
|
2
|
Категорически против интеграции и инклюзии
|
12
|
Большинство родителей нормально развивающихся детей готовы изменить отношение к инклюзии и интеграции, если на каждого ребенка с ОВЗ будет выделен тьютор. Однако в комментариях они отмечают, что в начальной школе этого уже будет недостаточно. Ссылаются на переполненность классов и большую психологическую неподготовленность учителей, одноклассников и их родителей к принятию детей с ОВЗ, чем в детском саду. Предлагают альтернативу в виде частичной интеграции.
8. Какие формы работы с Вами необходимы, чтобы сделать процессы интеграции и инклюзии более успешными?
Ответы
|
%
|
Консультации со стороны работников психологической службы
|
33,33
|
Семинары-практикумы с логопедами и дефектологами
|
28,89
|
Индивидуальные беседы с логопедами и дефектологами
|
17,78
|
Оказание индивидуальных коррекционно-развивающих услуг, если у моего ребенка появятся проблемы в освоении материала
|
46,67
|
Коммуникативные тренинги для всех воспитанников
|
60
|
Проведение открытых мероприятий для родителей
|
57,78
|
Организация тренингов толерантности для всех родителей
|
51,11
|
Организация Академии родителей и организация бесплатного абонемента, включающего мастер-классы специалистов
|
37,78
|
По мнению родителей, сделать процессы интеграции и инклюзии более успешными помогут проведение открытых мероприятий для родителей и организация тренингов толерантности для всех родителей.
Характеристика ответов родителей детей с ОВЗ
1. Вам понятен механизм присвоения ребенку статуса "имеющий ограниченные возможности здоровья" (ОВЗ) через территориальные (городские) ПМПК?
Ответы
|
%
|
не понятен, нет запроса на его объяснение
|
25,52
|
понятен, нет запроса на его объяснение
|
31,03
|
понятен, есть запрос на его объяснение
|
28,97
|
не понятен, есть запрос на его объяснение
|
14,48
|
Не более половины родителей ориентируется в том, каким образом дети получают статус ОВЗ. Им необходима консультативная помощь.
2. Отметьте известные Вам варианты подтверждения статуса ОВЗ для ребенка, уже посещающего ДОО
Ответы
|
%
|
Заключение территориального (городского) ПМПК
|
100
|
Заключение психолого-педагогического консилиума (ППК) ДОО или СОШ
|
14,29
|
Медицинская справка из поликлиники в дополнение к заключению ППК
|
57,14
|
Все ответы верны
|
0
|
Все ответы неверны
|
0
|
Родители не вполне ориентируются в двойном механизме подтверждения статуса ОВЗ и негативно комментируют излишнюю бюрократизацию данного процесса в ситуации с повторным прохождением городского ПМПК вместо получения заключения местного ППК и справки из районной поликлиники.
3. Знаете ли Вы, в каком случае ребенку предоставляются специальные условия для получения образования в связи с ограниченными возможностями здоровья?
Ответы
|
%
|
Да
|
66,9
|
Нет
|
33,1
|
Не все родители понимают, как статус ОВЗ влияет на возможность предоставления специальных условий для образования. Судя по комментариям, они не дифференцируют возможности получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой в специальной группе или на основе индивидуальной образовательной программы в интегрированной или инклюзивной группе - не понимают разницы в комплексном и индивидуальном сопровождении детей с ОВЗ на момент прихода в общеразвивающую группу, функционирующую как интегрированная или инклюзивная. Запросы повышенные, не соответствующие реальным кадровым и организационным условиям.
4. Назовите "плюсы" интеграции или инклюзии для Вашего ребенка
Все родители отмечают возможности общения с нормально развивающимися сверстниками и потенциальные условия для благополучной социализации ребенка с ОВЗ.
5. Назовите основные трудности, с которыми сталкиваетесь Вы как родитель, получая услуги для ребенка, который находится в интегрированной группе
Родители отмечают проблемы общения и взаимодействия с одногруппниками, особенно, если у детей с ОВЗ отмечаются речевые проблемы или тяжелые ментальные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с ОВЗ замыкаются или становятся агрессивными, еще более усугубляя свое положение в группе. Им необходимы регулярные коммуникативно-речевые практикумы с психологом и логопедом, но в условиях интеграции эти специалисты, в основном, занимаются с детьми индивидуально. В режиме дня и сетке занятий нет места для адаптационных тренингов и таких практикумов.
Интегрированная группа чаще всего представляет собой комбинированную группу. В нее набирают детей с инвалидностью, ОВЗ и нормально развивающихся. По численности она всегда превышает рекомендованные САНиПИНами 17 человек. При этом воспитатель физически не в состоянии своевременно организовать группу на проведение режимных моментов, если в ней находятся более, чем 3-4 инвалида (часто это дети со сложной структурой дефекта, например, умственно отсталые и безречевые), не говоря уже о присутствии еще 5-7 детей с менее выраженными ОВЗ. Ставок тьюторов на этих детей не выделяют, если речь идет о комбинированной группе. Тьюторы есть только в редких общеразвивающих группах детского сада и в начальной школе.
Сетка занятий в интегрированной группе перегружена из-за работы по двойной программе: программы воспитания и обучения с нормой развития и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. Дети устают и не успевают играть. Работающий на группе дефектолог не имеет при этом возможности работать с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, за двоих специалистов: за дефектолога и за логопеда. Между тем, именно проблемы речевой коммуникации усугубляют проблемы интеграции детей с ОВЗ в группу и в социум. Логопедический пункт учреждения при этом не предполагает интегрированных групповых форм работы по освоению вербальных средств общения у детей с ОВЗ и с нормой развития.
6. Назовите основные трудности, с которыми сталкиваетесь Вы как родитель, получая услуги для ребенка, который находится в инклюзивной группе
Основной проблемой родители считают неподготовленность системы и менталитета всех участников инклюзивного процесса. Сюда относится профессиональная и организационная неподготовленность воспитателей к работе с детьми с ОВЗ в условиях большого количества детей (25 и более человек) и невладение ими коррекционно-развивающими методиками (например, приемами специальной терапии для детей с ранним детским аутизмом), неумение пользоваться специальной звукоусиливающей аппаратурой (они не контролируют, когда ребенок забыл включить слуховой аппарат и не знают, как обращаться с ним) и т.д.
Кроме того, отмечается недостаточность объема квалифицированной коррекционно-развивающей помощи со стороны логопедов логопунктов (их нагрузка распределяется на всех детей комплекса, включая начальные классы), еще более острая нужда отмечаются в индивидуальной поддержке со стороны дефектологов (один дефектолог на комплекс, который работает со всеми дошкольными отделениями и 8 классами школы). Дефектологов подменяют собой психологи, которые тоже не владеют коррекционно-педагогическими технологиями и не могут обеспечить равные стартовые условия для подготовки детей с ОВЗ к школе по математике, ознакомлению с окружающим и родному языку. Другой огромной проблемой является отсутствие преемственности дошкольного и начального образования детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
7. На Ваш взгляд, готова ли система дошкольного образования к предоставлению услуг в сфере инклюзивного образования?
Ответы
|
%
|
больше готова на уровне финансовых условий
|
3,45
|
на уровне материально-технических условий
|
4,14
|
на уровне кадровых условий
|
3,45
|
на уровне социально-педагогических условий
|
2,76
|
на уровне психолого-педагогических условий
|
11,03
|
система не готова ни по одному пункту условий
|
75,17
|
Исходя из комментариев респондентов, в анкету было добавлено несколько вопросов, ориентированных на варианты оптимизации системы, работающей в форме инклюзии и интеграции, специального образования.
1. Как Вы относитесь к большому количеству детей с инвалидностью в одной группе?
Ответы
|
%
|
Не нужно ограничивать - таких может быть половина группы
|
0
|
Нужно ввести пропорцию с общим количеством детей в группе
|
0
|
Нужно ввести пропорцию относительно других детей с ОВЗ
|
42,86
|
Нужно ограничить количество до 2-3 детей в группе
|
0
|
Нужно сокращать контингент детей в группе при увеличении числа инвалидов
|
28,57
|
Нужно вводить ставки тьюторов при увеличении числа детей-инвалидов
|
28,57
|
2. С чем должна соотноситься ставка тьютора?
Ответы
|
%
|
с числом детей с ОВЗ в 1 группе - на каждого ребенка с ОВЗ нужно выделять по тьютору
|
71,72
|
распределяться на несколько групп - тьютор будет иметь гибкий график работы и сопровождать детей в соответсвии с ним
|
24,14
|
тьютор выделяется на учреждение и вызывается для сопровождения ребенка с ОВЗ во время проведения межгрупповых мероприятий
|
4,14
|
3. Тьютор необходим для индивидуальной психолого-педагогической поддержки ребенка, преимущественно, в каких условиях?
Ответы
|
%
|
инклюзивная группа
|
31,03
|
интегрированная группа
|
17,93
|
компенсирующая группа
|
4,14
|
для всех видов групп и их организационно-правовых форм
|
68,28
|
В комментариях родители указали острую необходимость в тьюторской поддержке не только в интегрированных и инклюзивных, но и в компенсирующих группах. Данные соотносятся с количеством детей-инвалидов в группе: то есть потребность резко возрастает, если в группе есть несколько инвалидов.
4. Для коррекционно-педагогического сопровождения Вашего ребенка достаточного одного специалиста?
Ответы
|
%
|
Да, вполне
|
0
|
Не всегда достаточно
|
0
|
Недостаточно
|
14,29
|
Крайне необходимо комплексное сопровождение
|
85,71
|
5. Зависит ли эффективность коррекционно-педагогической работы с Вашим ребенком от количества детей в группе?
Ответы
|
%
|
Зависит от количества нормально развивающихся детей
|
28,57
|
Зависит от количества детей с ОВЗ в группе
|
57,14
|
Зависит от количества детей-инвалидов в группе
|
14,29
|
Не зависит от количества детей в группе
|
0
|
6. На Ваш взгляд, к чему должны быть привязаны ставки специалистов коррекционного профиля?
Ответы
|
%
|
К 1 группе - для каждого вида групп и формы интеграции или инклюзии должно быть составлено свое штатное расписание
|
71,03
|
Ставки должны быть привязаны к количеству групп (например, 1 ставка логопеда на 2 группы)
|
15,17
|
Ставки должны быть привязаны к наличию логопункта или дефектологического пункта и касаться работы всего учреждения, а не отдельных групп
|
13,79
|
Родители обосновывают запрос на разработку модельного штатного расписания для каждой организационно-правовой формы функционирования дошкольной группы (специальной, интегрированной и инклюзивной).
7. Как Вы относитесь к необходимости присутствия медицинского работника в течение дня в детском саду?
Ответы
|
%
|
не нужен вообще
|
1,38
|
нужен временно, при проведении диспансеризации
|
4,14
|
нужен для первичного осмотра детей с утра и разрешения на допуск в группу
|
28,97
|
нужен для индивидуального медицинского сопровождения постоянно, в т.ч., для организации приема лекарств
|
48,97
|
нужен для оказания первой медицинской помощи
|
45,52
|
нужен для осуществления медико-педагогического контроля на занятиях и в режимных моментах
|
39,31
|
Очень выраженный запрос родителей как детей с ОВЗ, так и нормально развивающихся дошкольников, на возвращение в штат учреждения специалистов медицинского профиля. Отмечают, что без параллельного лечения детей с ОВЗ, которое возможно только при наличии медика в детского саду (терапевт, медсестра-ортоптистка, медсестра по массажу и др.), инклюзия является вредительством.
Комментарии по поводу мониторинга потребностей родителей детей с ОВЗ в разных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования
Родители единогласны в том, что такой мониторинг нужно проводить регулярно:
- для квалифицированной помощи детям в разных образовательных и социальных ситуациях, для определения мер консультативной и правовой поддержки родителям;
- для контроля эффективности осуществления интеграции и инклюзии, для выявления нарушений и их исправления, корректировки образовательной программы с учетом новых обстоятельств.
Выводы:
На основании результатов мониторинга потребностей родителей в различных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования:
1. Необходимо принятия межотраслевого соглашения между органами управления образованием и здравоохранением,
- характеризующего двойственный (гибкий, вариативный) механизм присвоения ребенку статуса "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" (через территориальные ПМПК и через запрос поликлинике от психолого-педагогического консилиума организации по результатам динамического наблюдения за ребенком и заявления от родителей на реализацию индивидуальной образовательной программы);
- предполагающее разработку моделей совместных скрининг - программ, позволяющих своевременно обнаруживать ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные организации.
2. В рамках системы медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей:
- требуется ввести консультативные пункты для родителей детей раннего возраста, если по результатам скрининг-программы количество воспитанников, находящихся в "зоне риска", составляет более, чем 25 человек на дошкольную образовательную организацию;
- вернуть ставки медицинских работников для индивидуального медицинского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и функциональными отклонениями (первичный утренний осмотр и допуск в группу, прием необходимых лекарств по состоянию здоровья, первичная медицинская помощь);
- ограничить процент детей-инвалидов от общего контингента компенсирующей и комбинированной группы (не более 20%) или ввести ставки тьюторов, исходя из 1-6 детей с инвалидностью на дошкольную группу.
3. Для оптимизации работы инклюзивных, интегрированных и специальных групп:
- необходимо разработать Инструктивное письмо, описывающее модельную методику расчета примерного штатного расписания, исходя из своеобразия специальных образовательных потребностей обучающихся, вида группы (оздоровительная, общеразвивающая, комбинированная, компенсирующая) и ее организационно-правового статуса (интегрированная, инклюзивная) (в частности, при сочетанных и множественных нарушениях развития детям по заключениям ПМПК может быть рекомендованы групповые и индивидуальные занятия не только с учителем-логопедом, но и учителем-дефектологом и педагогом-психологом);
- требуется разработать паспорт готовности организации к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образования (финансовые, материально-технические, кадровые условия) и его преемственности по отношению к следующему - начальному школьному - уровню образования.
|