Сейчас идет экспертиза проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». В рамках общественного обсуждения подняты вопросы о прекращении использования термина "ОВЗ" и его замены на термин "ограничения жизнедеятельности". В связи с этим необходимо обсудить вопросы, связанные с использованием понятия "ОВЗ" в нормативно-правовых и программно-методических документах: 1. относится ли он к терминам, унижающим человеческое достоинство? 2. действительно ли "ограничения здоровья" должны относиться только к нарушениям физического развития? или их следует понимать шире, подразумевая разные варианты нарушений психического и психологического здоровья? 3. соотносимы ли "ограничения здоровья" со спецификой образовательных потребностей детей и дают ли основание для проведения комплексной психолого-педагогической диагностики? для выбора варианта адаптированной образовательной программы или проектирования индивидуальной образовательной программы? Кроме того, в результате обсуждения нужно сделать вывод о том, насколько правомерна замена данного термина понятием "ограничения жизнедеятельности" в ФЗ-273 и других нормативных документах, как следствие? В качестве экспертного мнения привожу мнение Татьяны Ивановны Усенко, Председателя Общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов г.Москвы (см. прикрепленный файл). Представители здравоохранения, в свою очередь, говорят о том, что данный термин - "ограничения жизнедеятельности" - используется только для проведения медико-социальной экспертизы при определении инвалидности, так как с его помощью можно определить направления реабилитационной работы и социальной поддержки, которые могут улучшить участие лиц с ограничениями жизнедеятельности (например, http://docs.cntd.ru/document/917012601). По отношению к системе образования такого обобщения не делается. Вместе с тем, правило о применении критерия "ограничение жизнедеятельности", основанного на нозологии, при установлении группы инвалидности, как отмечает сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ОП РФ Елена Клочко, уже давно подвергается критике. |