Понедельник, 23.12.2024, 10:28

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Блог

Главная » 2016 » Апрель » 13 » Презентация дидактической игры "Морфемные кубики"
22:19
Презентация дидактической игры "Морфемные кубики"

В рамках Международного салона образования в Москве 13 апреля 2016 года состоялась презентация дидактической и пропедевтической игры "Морфемные кубики" (ЗАО "Элти-Кудиц").

Прошла она у экспозиции ЗАО ЭЛТИ-КУДИЦ  (AB15.04, павильон №75 на ВВЦ).

 

Морфемные кубики используются для формирования морфемных обобщений и противопоставлений, отработки навыков морфемного анализа и синтеза в процессе развития языковой способности воспитанников. Имеют СВИДЕТЕЛЬСТВО Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации права интеллектуальной собственности как "Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста" (2013 г.).

Они состоят из набора деревянных кубиков (по 4 см на 4 см), которые отличаются между собой

  • весом (корневые морфемы самые тяжелые, полностью литые кубики; префиксы (приставки) и суффиксы одинакового веса, вдвое легче, чем корни; флексии (окончания) - легче всех, воспринимаются как практически пустые),
  • прозрачностью или непроницаемостью стенок (корневые морфемы и префиксы (суффиксы) имеют непроницаемые стенки; постфиксы (окончания) - прозрачные),
  • цветным контуром (корневые морфемы имеют красный контур стенок; приставки - зеленый, суффиксы - синий, окончания  - желтый);
  • шумовым сопровождением (корни не дают возможности издавать шум, внутри приставок и суффиксов шумят и перекатываются горошины, внутри окончаний - слегка шуршат белые конфетти или они могут быть пустыми).

На каждой грани кубика написана одна морфема (в случае, если она будет представлена в словах в виде разных морфов, над более употребляемым вариантом пишется в скобках второй морф: например, морфема «бег-» представлена двумя морфами (бег- в "бегу", беж- в "бежит"). Кубики делятся на группы:

1 группа: кубики с корнями слов (красная каемка, тяжелые)

Таких кубиков в сумме 16.

2 группа: кубики с суффиксами (синяя кайма, не такие тяжелые + звенят внутри)

В сумме таких кубиков 14.

3 группа: кубики с приставками (зеленая кайма, еще легче, не звенят)

В сумме таких кубиков 6.

4 группа: кубики с окончаниями (желтая кайма, совсем легкие, не звенят)

В сумме таких кубиков 7.

Определение круга морфем производилось, исходя из лексических тем, которые изучаются в рамках развития речи детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и, в сущности, спецификой их ознакомления с окружающим миром. По словарю частотности[1] определялись самые частотно употребляемые слова, затем по словарю морфем[2] делались проекты разбора слова по составу. Затем все слова были расчленены на составные части и сгруппированы по морфемному принципу.

К набору данных кубиков прилагается комплект карточек-подсказок (схем). Каждая из них представляет собой схему морфемного анализа слова. Среди них много однокоренных слов,относящихся к разным частым речи. Например.

Особенностью данной схемы является расположение морфем на 3 уровнях:

1 уровень – приставки,

2 уровень – корня и суффикса,

3 уровень – окончания.

  

При этом каждая морфема имеет свое цветового обозначение на схеме: зеленый – приставка, красный – корень, синий – суффикс, желтый – окончания. Фактически, это маркеры для ориентировки среди группы кубиков: они указывают на то, среди какой группы кубиков нужно искать нужную морфему. При этом могут быть даны задания на словообразование или словоизменение.  

Такие карточки предлагаются детям для индивидуальной работы по тренировки навыков морфемного анализа и синтеза и для работы в подгруппах из 2-3 человек для лингвистического экспериментирования с однокоренными словами. В комплект входит 145 карточек. Их можно дополнить самостоятельно, воспользовавшись приложением к данному модулю (в виде иллюстративного фотографического материала) и распечатав схемы морфемного анализа на цветном принтере. Можно сделать новые карточки. Для этого  рекомендуется воспользоваться следующими электронными ресурсами

-    Морфемный разбор слова. Поиск в словарях: морфемика

-  Кутырева Н.А. Словарь морфемных разборов.

При использовании комплекта таких схем-карточек вместе с морфемными кубиками их можно использовать в качестве основы для действий по подражанию (через накладывание кубиков на карточки), по образцу (через прикладывание кубиков сбоку к готовой схеме) и по памяти (через демонстрацию карточки-схемы и воспроизведение морфемного состава слова, ориентируясь только на память), по аналогии (через замену в уме морфемы-кубика и подбор под него новой карточки и др.).

Благодаря этому осуществляется пропедевтика многих будущих орфографических ошибок – на основе формирования морфемного чувства языка, своеобразной лингвистической интуиции. Почему и как это происходит?

Комплект морфемных кубиков активизирует потенциалы языковой способности. Ребенок при этом будет проходить следующие этапы совместного действия и развития речевой деятельности:

  • мотивация к совместным действиям с педагогом через манипулирование и экспериментирование с кубиками;
  • имитация речевых и предметных действий;
  • использование их в своих целях;
  • появление ориентировки на точность использования действий, их естественность и мотивированность.

При этом стратегии в овладении языком могут быть разными: как коммуникативными, так и референциальными, когнитивными.

Для первой дифференцированной группы детей (с коммуникативной стратегией в овладении языком) моделирование языковых (морфемных) явлений при работе с кубиками осуществляется, в основном, в процессе организации мотивирующих речевых ситуаций: "Давай поиграем в кафе? Посмотри на витрину (педагог показывает карточки с картинками, внизу которых написаны схемы для морфемного анализа слова). Что мы там будем покупать? (ребенок называет). Давай посмотрим, как можно заплатить: это же волшебное кафе".

Педагог берет карточку с выбранным словом и предлагает ребенку наложить на него морфемные кубики - так, чтобы получилось название нужного продукта. Например: газированная ВОД-А. При этом ребенок глобально сличает табличку со словом "вода" и морфемы, написанные на 2 кубиках: на корневом (ищет там "вод", переворачивая его грани) и флексиальном (находит сторону с кусочком "А").

Для второй дифференцированной группы (с референциальной, когнитивной стратегией) важнее включение в ситуации-пробы и экспериментирование с языковыми явлениями. Например, ребенку предлагается помочь клоуну-иностранцу попросить воды в магазине. Он все время пытается сказать неправильно: "Дайте мне, пожалуйста, воде? водой? воды?" - педагог в это время по слову-схеме перемещает кубик с флексией и предлагает его остановить тогда, когда будет названо правильное слово. Предположим, хлопнуть. Клоун получает стакан с газированной водой  благодарит ребенка, потом просит его заказать ему "едой". Ребенку предлагается найти правильный вариант слова так же, как только что искал его взрослый (педагог при этом только озвучивает флексию).

Моделирование таких ситуаций возможно в игровом уголке, где будет располагаться комплект морфемных кубиков, в ходе проведения режимных моментов и организации самостоятельной деятельности детей, индивидуальных занятий с ними в рамках индивидуального образовательного маршрута (по заданию учителя-логопеда). В условиях индивидуальной работы с младшими школьниками - во второй половине дня, в рамках дополнительных индивидуальных занятий с учителем.

В рамках групповой и подгрупповой работы, когда дети работают с языковым материалом вместе, педагог будет пользоваться обеими стратегиями в освоении родного языка и создавать оба варианта игровых ситуации. Это возможно как элемент занятия или урока

  • как мотивационный этап,
  • как этап проблемной погрупповой работы соревновательного характера (кто быстрее сложит нужное слово из кубиков по заданной схеме);
  • как этап экспериментирования в группе (например, когда одна подгруппа составляет слово, вторая должна его трансформировать и т..);
  • как этап проверки усвоенных знаний на уровне индивидуальной и парной работы с комплектом морфемных кубиков;
  • как этап рефлексии языкового явления на основе опыта морфемного моделирования.

В качестве основы для такой совместной образовательной деятельности детей выступают предметно-практическая, познавательная, речевая и коммуникативная, знаково-символическая и учебная деятельности, экспериментирование и конструирование.

Заказать морфемные кубики можно в ЗАО "Элти-Кудиц".

 

[1] Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. — М.: Русский язык, 1977.

[2] Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

Категория: Видео-лекции и семинары для родителей и педагогов | Просмотров: 2643 | Добавил: 461119 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: