18 декабря 2014 года на базе Института детства Московского педагогического государственного университета прошла творческая мастерская, организованная фирмой Эбруссия и Школы раннего развития "Аз-бу-ка" г.Москвы. В связи с этим хочется выразить огромную благодарность генеральному директору фирмы - Елене Сергеевне Зинченко! - за доброжелательность, искренность и способность поддержать будущих педагогов и специалистов дошкольного образования на пути выбора и самоопределения в профессии! Благодаря ей и специалистам фирмы удалось показать студентам резервы развития и обучаемости детей дошкольного возраста в освоении инновационных техник рисования. Все это произошло в непринужденной, светлой и радостной атмосфере сотворчества - и здесь было сложно не почувствовать себя гением!

Подробнее о данной технологии можно почитать здесь, на сайте фирмы Эбруссия.
Методику адаптации данной технологии к работе с детьми дошкольного возраста представила вдохновитель данной встречи - методист Школы раннего развития "Аз-бу-ка" - Наталья Александровна Модель. Студенты с интересом слушали ее методические рекомендации, а потом попробовали применить их на практике.

В этом творческом процессе родилось несколько предложений:
1. Что будет, если предложить детям при практическом обучении приемам рисования поэкспериментировать не только с водой (прекрасную иллюстрацию этого нам показала Н.А.Модель), но и с материалами, сравнивая эффекты - как изменится рисунок, например, если действовать шилом или трубочкой из-под коктейля? гребенкой, зубочистками в двух руках одновременно или массажной щеткой для волос? и т.д. Тогда дети будут прислушиваться к своих ощущениям и восприятиям, с одной стороны. С другой стороны - не будут механически переносить навыки традиционного рисования на данный процесс - перестанут так глубоко обмакивать в воду кисточку, пытаться смешивать краски и т.д. Это позволит перейти им на уровень включенного и осмысленного наблюдения и, наконец, начать творить, освободившись от прежних стереотипов и шаблонов действий...
2. Эффективность обучения рисованию и развития творческого мышления и воображения повысится, если для дошколят описать его приемы в образной форме. Например, через действия кисточки и шила ("катается по воде", а не просто скользит, "прикасается к воде легко, как тополиный пух", "прыгает по кочкам", "кружит по воде, как ветер" и т.д.). Им будет легче освоить приемы рисования и применить их на практике. Особенно, если движения красок будут обоснованы сюжетом: подружились или поссорились краски, играют в прятки и т.д.

3. Можно разнообразить окончание творческого процесса с детьми дошкольного возраста: на готовый лист с рисунком можно
- наложить вырезанные силуэты и сделать таким образом сложный рисунок-аппликацию;
- наложить шаблоны и включить вырезанных персонажей в другую композицию (эту идею подсказала Н.А.Модель);
- наносить линии фломастерами-маркерами, акцентируя образы фантазии;
- сверху на рисунок-фон приложить лепестки цветов, травинки и веточки, потом наложить глянцевую прозрачную бумагу - она приклеится, получится рисунок-пейзаж... нужно будет только уточнить детали черным маркером...
В итоге малыши просто светились от восторга и крякали радости! Действительно, это был поистине завораживающий и волшебный процесс!


Дети и студенты попробовали рисовать, стряхивая капли с кисточки для фона, скользя шилом по воде или закручивая узоры гребенками - и через каждые несколько секунд рождались новые идеи и фантазии. Это не могло не вызвать радостного изумления даже у преподавателей университета!

Кульминацией оказался момент переноса изображения с водной на бумажную поверхность...

Дети и взрослые оказались едины в понимании того, что творчество - это радость! И как приятно, что есть люди - такие, как З.С.Зинченко и Н.А. Модель - которые способны дарить это ощущение другим. Просто так. Без денег и акций. Как счастье быть человеком. Как счастье быть творцом своего дела - и делать это вместе с детьми! Спасибо!
Главный редактор журнала "Современный детский сад", к.п.н. Н.В.Микляева |