Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья" в МПГУ
Конференция прошла 13-14 ноября на базе Института детства МПГУ. Ее организатором выступила кафедры дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняло участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов РФ.
В первый день конференции прошло пленарное заседание на тему : «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады:
- «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, научный сотрудник Института Педиатрии Скляднева В.М. ;
- «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО;
- «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО;
- «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ;
- «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ;
- «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.
В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:
- стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
- развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
- подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
- психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
- подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
Во второй половине дня прошел Круглый стол "Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста". В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.
С докладами выступили следующие участники:
- Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике.
- Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА "Марьино") «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом».
- Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.
- Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад №65) Лекотека в помощь родителям и детям.
- Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра.
- Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг.
- Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с №31.) Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО.
Участники круглого стола отметили:
- необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
- целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
- необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.
Пролистать фотоальбом конференции можно здесь.
Во второй день конференции прошел Круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов были д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В.
На нем выступили с докладами
Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»,
Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»,
Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ №1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»,
Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»,
Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»,
Семенова Л.М. (Орел. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»,
Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»,
Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»,
Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»,
Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43.) «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»,
Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.
В середине дня были организованы 2 мастер-класса для участников круглых столов и конференции:
- мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста (можно скачать сокращенную презентацию по ссылке; кроме того, образцы ИОМ и ИОП есть здесь);
- мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.
Фотографии со второго дня конференции размещены здесь.
Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:
- организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
- организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
- разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
- распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.
Резолюция по итогам конференции.
Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С.Лавской, ст. преп. А.А.Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А.Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т.Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т.Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства! |