Здравствуйте, друзья и коллеги!
Сегодня, 1 сентября, редакция журнала "Современный детский сад" проводит в своей интерактивной группе, объединяющей социальные сети "Фэйсбук", "Одноклассники" и "В контакте", заседание дискуссионного клуба.
Для тех, кто не знает: дискуссионный клуб - это недавняя традиция журнала и отдельная рубрика в его содержании. Сначала дискуссионный клуб проводится в форме он-лайн обсуждения "животрепещущих" проблем общения с детьми, их воспитания и обучения, развития системы образования. Те моменты, которые оказались самыми острыми и спорными, а также пути или приемы решения тех или иных психологических, педагогических и методических, управленческих проблем, находят потом отражение на страницах самого журнала. Описывается это в виде дискуссии читателей с редакцией или научно-методического диспута. Такие дискуссии уже прошли в октябре 2013, феврале и мае 2014 года.
Сегодня наш дискуссионный клуб посвящен следующей теме: "Диалог с ребенком".
Редакция журнала не ставит перед собой цели сформулировать методологические подходы или определить теоретические основы для решения проблем, связанных с организацией педагогического диалога. На эту тему написано много диссертаций и проведено научных конференций.
Мы хотим определиться вместе с авторами и читателями журнала, его друзьями и партнерами, в том, действительно ли педагоги и родители способны понять ребенка, поддержать его инициативы и создать условия для проявления самостоятельности? или это - миф, иллюзия, созданная нами самими? Не придумываем ли мы за ребенка мотивы и его интересы, определяя содержание его деятельности и окружающей среды? Не заставляем ли насильно быть счастливыми?
По этому поводу в редакцию журнала и МГО Профсоюза в этом году поступило много методических комплексов, посвященных тому, как сделать воспитанников детского сада счастливыми. Все они приняли участие во Всероссийском конкурсе. Вот один из них.
Однако у детей может быть свое мнение на этот счет. Мы их об том спросили?
И вот еще, что важно: даже спрашивая ребенка о том, чего он хочет и как бы это он мог сделать, мы невольно часто проецируем на него свои представления о детстве, о том, что должно быть в детском саду и что быть не должно. Это закономерно: ведь мы - взрослые, которые понимают необходимость развивать, воспитывать и обучать детей. Только в погоне за тем, что нужно для этого - за современными методиками и инновациями - мы часто забываем, что воспитываем и обучаем в первую очередь человека. Мы отвечаем за чистоту его души, за то, чтобы он захотел быть и оставаться потом на всю жизнь именно Человеком.
Для этого очень важно в некоторые моменты своей и его жизни - в моменты совместно бытия - просто задуматься. И здесь самое сложное - не мудрствовать, не фантазировать, а увидеть ситуацию такой, какая она есть. Поэтому редакции журнала очень интересно узнать, над чем задумываются родители и педагоги, рассуждая о диалоге с ребенком? Над формой или содержанием? Над ценностными установками или технологиями диалога? О чем "болит" их взрослая душа? |