На современном этапе развития общества назрела необходимость введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не только в начальную и среднюю общеобразовательную школу, но и в дошкольное образование. В качестве одного из доводов в пользу разработки ФГОС указывается, что отсутствие федеральных требований выводит дошкольное образование из под контроля и, соответственно, в дальнейшем вся ответственность за образование подрастающего поколения перекладывается только на школу. Но, главное, с введением ФГОС дошкольное образование реально включается в систему общего образования. При этом уже на уровне нормативных документов могли бы быть заложены предпосылки реализации принципа преемственности дошкольного и школьного образования.
О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, было известно давно. С принятием нового закона «Об образовании» оно стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС , то есть с требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. С одним очень принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми. В закон «Об образовании» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников.
Словарь С.И. Ожегова гласит: «Стандарт – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения об образце». Стоит отметить, что слово «стандарт» в российском образовательно-политическом лексиконе за последнее двадцать лет стало едва ли не самым бранным. Стандарты второго поколения, разработанные командой Александра Кондакова, отнюдь не первопричина столь незавидного имиджа. Попытки создать школьные стандарты, в основе которых лежал обязательный минимум содержания образования, — неудавшиеся в 1990-е годы и увенчавшиеся хоть каким-то компромиссом в 2000-е, при министре Владимире Филиппове, — были не менее сложными. Но поскольку нынешние заказчики дошкольного стандарта — молодые топ - менеджеры из новой команды Минобрнауки — в те годы только начинали свои блистательные карьеры, для них важны более свежие воспоминания о баталиях вокруг ФГОС второго поколения — скажем прямо, не самые радужные.